Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:49, курсовая работа
Цель: изучить возможность использования комнатных растений в процессе преподавания биологии.
Задачи:
Дать общую характеристику использования комнатных растений на уроках биологии;
Рассмотреть применение комнатных растений в процессе изучения органического мира;
Проанализировать возможность использования комнатных растений в процессе изучения закономерностей размножения и развития;
Рассмотреть применение комнатных растений в процессе изучения наследственности и изменчивости растений;
Введение
4
ГЛАВА 1. Декоративное озеленение
1.1
История комнатного цветоводства
5
1.1.1
Эксперимент по созданию зимних садов
6
1.1.2
Волшебный «ящик Уорда»
7
1.1.3
Политический взгляд на растениеводство
9
1.1.4
Они всегда среди нас
10
1.2
Кое-что о комнатных растениях
11
1.2.1
Комнатные цветы и экология жилища
11
1.2.2
Растения, которые дарят нам энергию
13
1.2.3
Душистые растения
14
1.2.4
Бонсаи – искусство выращивания деревьев в миниатюре
16
1.2.4.1
Влияние на атмосферу дома и офиса
16
1.2.4.2
Влияние на эмоциональное состояние
17
1.3
Размещение растений в интерьере
18
1.4
Методы и способы озеленения помещения
20
1.4.1
Комнатный садик
20
1.4.2
Пот-э-флер (цветущий горшок)
21
1.4.3
Террариум
21
1.4.4
Уголок пейзажа
21
1.4.5
Сад в аквариуме
22
1.4.6
Вертикальное озеленение.
23
1.4.7
Устремленные вверх
24
1.4.8
Озеленение балконов, лоджий, веранд
25
1.4.9
Аранжировка праздничных букетов
28
1.4.10
Закон флористов
29
1.5
Типы емкостей для растений
30
1.5.1
Выбор горшка. Импровизируйте
30
1.5.2
Контейнеры из пластика и керамики
31
1.5.3
О маленьких и больших
32
1.6
Знакомство с семействами комнатных растений
33
1.6.1
Классификатор комнатных растений
33
1.6.1.1
Бромелии
33
1.6.1.2
Декоративно – лиственные растения
33
1.6.1.3
Растения с копьевидными листьями
34
1.6.1.4
Ампельные и вьющиеся растения
37
1.6.1.5
Декоративноцветущие растения
40
1.6.1.6
Различные гибриды
41
1.6.1.7
Кактусы и суккуленты
48
1.6.1.8
Луковичные растения
52
1.6.1.9
Пальмы
53
1.7
Общая характеристика использования комнатных растений на уроках биологии
6
ГЛАВА 2. Методические разработки применения комнатных растений на уроках биологии.
11
2.1
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Особенности органического мира».
11
2.2
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Закономерности размножения и развития организмов».
12
2.3
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Основные закономерности наследственности и изменчивости растений».
13
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
14
3.1
Методы и формы пеагогического экперимента
14
3.2
Констатирующий экперимент
15
3.3
Формирующий эксперимент
17
3.4
Контролирующий эксперимент
18
ВЫВОДЫ
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. При исследовании показателей уровня сформированности основных мотивов деятельности после эксперимента были получены следующие результаты:
8 «А»
8 «Б»
Таким образом, прирост числа учеников положительно относящихся к данному предмету составил -35 %, что показывает изменение мотивации учения. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, а становится такой формой обучения, когда формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен идеями, информацией. В итоге, ученик испытывает ощущения успешности и самоутверждения.
Исходя из результатов, представленных на диаграммах 3,4 , можно сделать вывод о том, что применение эксперимента в качестве метода преподавания биологии рационально и может достаточно ощутимо влиять на изменение отношения к предмету.
Из таблиц 3,4 видно, мы можем увидеть, что уровень успеваемости в опытном классе повысился на 0,7 баллов, а в контрольном классе на 0,45 баллов.
8 а
Уровень |
Октябрь |
9-10 |
- |
7-8 |
6 |
5-6 |
9 |
3-4 |
5 |
1-2 |
- |
Средний балл |
5.5 |
8б
Уровень |
Октябрь |
9-10 |
- |
7-8 |
8 |
5-6 |
6 |
3-4 |
6 |
1-2 |
- |
Средний балл |
5.8 |
В ходе исследования было выявлено, что использование комнатных растений является важным компонентом преподавания биологии.
Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований.
Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии.
Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище.
В настоящее время стремление человека к общению с природой заметно возрастает. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно появляется стремление узнать о них как можно больше: откуда происходят эти растения? Каковы условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создать для их лучшего произрастания в помещении? Задача учителя - поддержать любознательность ученика, подсказать, как найти ответы на интересующие его вопросы. Это будет способствовать формированию у школьника потребности в приобретении новых знаний. Интерес к комнатным растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы, желание стать ее другом.
У некоторых учащихся интерес к растениям может проявиться в виде любознательности, у других он может быть более глубоким и устойчивым. Учитель должен не только удовлетворять любознательность учащихся, но и стремиться поддержать возникший интерес.
Учащимся можно дать индивидуальные задания по уходу за комнатными растениями, проведению опытов и наблюдений, подготовке сообщений и рефератов.
1. Гаджиева И.Х. Методы преподавания биологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 325с.
2.Горощенко В.П., Степанов
И.А. Методика преподавания
3. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985. - 191с.
4. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. - М.: Просвещение, 1986. - 143с.
5. Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. - М.: Просвещение, 1980. - 387с.