Модульные технологии в преподавании биологических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить и обосновать основные элементы технологии модульного обучения, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и содержание «модульных технологий»……………………5
Глава 2. Использование модульных технологий в преподавании биологических дисциплин………………………………………………………12
Глава 3. Использование модульных технологий в преподавании зоологии……………………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Савонь.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

Факультет биологии и экологии

Кафедра зоологии и физиологии человека и животных

 

 

 

Курсовая работа

 

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДаВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Исполнитель:

студентка 3 курса, ? группы,

специальности  Биология

Савонь Эльвира Отчество

 

 

 

                                                             Научный руководитель:

к.б.н., доцент кафедры зоологии и

физиологии человека и животных

Янчуревич Ольга  Викторовна

 

 

 

 

 

 

                                                Гродно, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие  и содержание «модульных технологий»……………………5

Глава 2. Использование  модульных технологий в преподавании биологических дисциплин………………………………………………………12

Глава 3. Использование  модульных технологий в преподавании зоологии……………………………………………………………………….…22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

 

Наибольшие  трудности на сегодняшний день возникают, как известно, при разработке эффективных  методов преподавания в различных  общеобразовательных учреждениях. Используемые в настоящее время  традиционные методы обучения этим дисциплинам (лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа учащихся) имеют ряд существенных недостатков: слабое развитие и низкая эффективность самостоятельной работы.

Основная цель современного обучения состоит в том, чтобы найти такую технологию обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. В результате модульного обучения у учащихся должны проявиться предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, уметь работать с позиции взрослого, умение давать развернутую характеристику того, какими знаниями и умениями учащиеся должны обладать, каковы критерии оценки этих знаний и умений).

Все выше изложенное указывает на актуальность исследуемой темы.

Объект исследования: модульные технологии в преподавании биологических дисциплин.

Предмет исследования: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии и особенности их использования.

Цель исследования: определить и обосновать основные элементы технологии модульного обучения, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

  1. ознакомиться с понятием и содержанием модульных технологий;
  2. рассмотреть, как используются модульные технологии в преподавании биологических дисциплин;
  3. охарактеризовать, как используются модульные технологии в преподавании зоологии.

Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка. 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ «МОДУЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения. Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии [ 2, с.25 ] .

Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной дидактической  системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий.

В модульном обучении интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ модульного обучения, определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации [2, с. 26].

Модульные технологии, дидактические  системы, отдельные курсы на основе принципов модульного обучения, созданы  и функционируют во многих колледжах  и гимназиях, университетах. Они получают распространение в общеобразовательной школе, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются в образовательные системы обучения взрослых – при подготовке и переподготовке специалистов и при повышении квалификации.

Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике – это некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть, это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта [8, с. 34].

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать  как программу обучения, индивидуализированную  по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

в модуле излагается принципиально  важное содержание учебной информации;

дается разъяснение к  этой информации;

определяются условия погружения в информацию (с помощью конкретных литературных источников, методов добывания информации);

приводятся теоретические  задания и рекомендации к ним;

указаны практические задания;

дается система  самостоятельного и внешнего контроля [ 8, с. 35].

В теории и практике модульного обучения приводится такое  соотношение практического материала  к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

познавательные (для изучения основ науки);

операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);

смешанные [2, с. 28].

Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10–12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность знаний у слушателя).

Модульную технологию можно использовать в любой системе  обучения, в том числе в экстернате: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение  с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это, помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.

Основным средством  модульной технологии, кроме модуля как части программного материала  учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины [20, с. 372].

Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль:

1) с входного контроля  знаний и умений (для определения  уровня готовности обучаемых  к предстоящей самостоятельной  работе);

2) с выдачи индивидуального  задания, основанного на таком  анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п.

Модуль всегда должен заканчиваться  контрольной проверкой знаний. Контролем  промежуточным и выходным проверяется  уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль [20, с. 373].

Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.

На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:

принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности – модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой;

принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;

принцип психологической комфортности – создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их) [13, с. 46].

Новый технологический  подход требует и новой технологической направленности:

предварительное проектирование учебного процесса;

центр внимания – учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);

диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов;

целостность учебного процесса как педагогической системы.

При модульном  обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся [ 20, с. 374].

Отличия модульной системы от других дидактических систем:

  • содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
  • модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;
  • обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;
  • наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Индивидуализация  как вид дифференцированного  обучения наиболее полно воплощается  в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи [13, с. 48].

Ценность модульной  системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. Существенно, что при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения специалистов.

П.Я. Юцявичене  сформулировал восемь принципов данной технологии[ 24, с. 34 ] :

  • модульность (обучение строится по модулям);
  • деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
  • динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
  • метод деятельности;
  • гибкость;
  • осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
  • разносторонность методического консультирования;
  • паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося) [ 24, с. 35 ].

Информация о работе Модульные технологии в преподавании биологических дисциплин