Модульные технологии в преподавании биологических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить и обосновать основные элементы технологии модульного обучения, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и содержание «модульных технологий»……………………5
Глава 2. Использование модульных технологий в преподавании биологических дисциплин………………………………………………………12
Глава 3. Использование модульных технологий в преподавании зоологии……………………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Савонь.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

В целом, ЭУМК имеет  следующую иерархическую структуру тематических разделов:

1.Учебные модули

    • Общие вопросы
    • Радиационная безопасность
    • Радиобиология
    • Радиоэкология

2.Лабараторные  работы

    • Загрязнение Беларуси радионуклидами
    • Метод радиоактивных изотопов

3.Тесты

    • Контрольные
    • Для самопроверки

4.Задачи

5.Видиокурс

Принципиальным  преимуществом электронного пособия, по сравнению с аналогичным пособием на бумажном носителе, является простота его актуализации за счет дополнений и корректировок по мере изменения  данных или появления новых. Возможны дальнейшие инновационные решения по оптимизации ЭУМК. В качестве примера подобных инноваций можно предложить создание раздела ЭУМК, содержащего ссылки на тематические информационные сайты. В перспективе ЭУМК может стать ресурсом, содержащим практически исчерпывающую текущую тематическую информацию [ 26, с.17].

Создание компьютерной обработки успешно используется на факультете биологии и экологии при чтении лекций и проведении практических и лабораторных работ в курсах «Радиобиология» и «Радиоэкология»  для студентов дневной и заочной формы обучения.

Привлечение внимание студентов к экологическим проблемам  современного мира является важной задачей  на пути формирования экологического императива в парадигме современного белорусского общества. Современные  информационные технологии дают возможность преподнести учебный материал в интересной форме, комплексно воздействующей на органы чувств перципиента [ 26, с.17].

При преподавании биологических дисциплин  используется система заданий, которые способствуют развитию мыслительных операций.

 Во-первых, это  задания, направленные на развитие  анализа и синтеза: 

1. Соединение  элементов в единое целое; 

2. Поиск различных  признаков предмета;

3.Узнавание  или составление предмета по  заданным признакам; 

4. Рассмотрение  данного объекта с точки зрения различных понятий.

5. Постановка  различных заданий к данному  биологическому объекту. 

Во-вторых, это  задания, направленные на формирование умения классифицировать. К данному  виду относятся упражнения на соотнесение  нескольких задач с несколькими моделями. Для проверки уровня развития операции классификации ученикам дается перечень понятий и задание:

1. Объединить  предъявленные понятия в группы  по какому-либо признаку;

2. Вычленить  общий и существенный признак  для всех понятий той или иной группы;

3. В случае  несоответствия каких-либо понятий  вывести их из группы и поместить  в другую;

4. Сформулировать  более общие понятия, которые  являются родовыми, по отношению  к перечисленным [ 7, с.128 ].

Важнейшую мыслительную операцию и одновременно метод всех научных дисциплин представляет собой классификация. Ни один учебный предмет не может быть по-настоящему усвоен, если ученик не умеет классифицировать изучаемый материал.

На основании  анализа работ можно распределить учеников по уровням сформированности операции классификации.

Уровни сформированности операции учеников:

1. Уровень (нулевой)  – ученики не понимают сути  операции, название группы объектов  не соответствует содержанию, признак  деления выбран неудачно, название  группы не соответствует содержанию, случайные перечни понятий сведены в одну группу.

2. Ученики понимают суть операции, но допускают ошибки: неполное деление объёма, слишком широкое определение понятия, ограничение понятия, перекрёстное деление понятия, скачок в делении.

3. Правильный  сознательный выбор основания  деления, правильное подведение видовых понятий под родовые (образование понятия и его формулировка).

4. Глубокое  обоснование и чёткая градация  понятий, входящих в тот или  иной класс- умение критически рассмотреть ошибочную классификацию и заменить её более содержательной [4, с.75].

В-третьих, задания, направленные на умение сравнивать:

1. Выделение  признаков или свойств одного  объекта. К данному виду относятся  задания типа: выбор из предложенных  моделей той, которая соответствует задаче.

2. Установление  сходства и различия между  признаками предметов. 

Операция сравнение  – важнейшая операция сознательного  усвоения знаний, оказывает сильное  влияние на формирование познавательных способностей, таких качеств ума, как наблюдательность, критичность, целеустремленность [4, с. 76].

Сравнение поднимает  мышление на более высокую ступень, выявляет новые связи, что позволяет глубже изучить предмет.

Таким образом, использование модульной технологии в течение ряда лет позволяет сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к биологическим дисциплинам; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.

 

ГЛАВА 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ ЗООЛОГИИ

 

Зоология (наука о животных) – часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Зоология тесно связана с производственной деятельностью человека, с освоением, реконструкцией и охраной животного мира Земли [ 21, с.13 ].

По задачам исследования зоология распадается на ряд основных дисциплин. Систематика животных имеет целью описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира. Морфология животных исследует внешнее и внутреннее строение животных (их анатомию). Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития. Филогенетика изучает пути эволюции животного мира. Эмбриология животных – их индивидуальное развитие (онтогенез). Экология животных – взаимоотношения их между собой и с другим организмами, а также неорганическими факторами среды обитания. Этология – поведение животных в сравнительном и эволюционном плане. Зоогеография – раздел зоологии и физической географии, исследует распределение животных на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распределение. Палеозоология – изучает вымерших животных прежних геологических эпох; она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией. Физиология животных, исторически возникшая как одна из ветвей зоологии, развивалась в самостоятельную биологическую науку, изучающую функции животного организма [ 21, с.14 ].

По объектам исследования зоология подразделяют на ряд подчинённых дисциплин: протозоологию – науку об одноклеточных животных, гельминтологию – о паразитических червях, малакологию – о моллюсках, карцинологию – о ракообразных, арахнологию – о паукообразных, акарологию – о клещах, энтомологию – о насекомых, ихтиологию – о рыбах и рыбообразных, герпетологию – о земноводных и пресмыкающихся, орнитологию – о птицах, териологию – науку о млекопитающих, и т.п.

Зоология пользуется разнообразными методами исследования и модульными технологиями, общими для многих биологических дисциплин [19, с. 14].

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов-зоологов: глубоких базовых теоретических и практических знаний в области зоологии; объективного представления о путях и механизмах эволюции; современных представлений о разнообразии мира животных как части биосферы и роли животных в ее устойчивом развитии. Целью преподавания зоологии является также: формирование умений и навыков использования современного оборудования для изучения зоологических объектов; навыки изготовления и изучения микро- и макропрепаратов животных; умения распознавать элементы структуры организмов, размерного соотношения и топографии органов; навыки идентификации животных; навыки анализа и оформления полученных результатов.

Нацеленность зоологии на изучение многообразия животного мира как  функциональной целостности обеспечивает ей центральное положение в обсуждении важнейших общебиологических проблем, касающихся организации жизни (структуры жизни). Находясь в тесной связи с огромным кругом биологических дисциплин, зоология непосредственно вносит свой вклад в познание сущности жизни [ 22 , с.117].

Структура курса «Зоология позвоночных» опирается на систематическое изложение материала по крупным группам животного царства. Большое внимание уделяется при этом вопросам эволюции и филогении, становлению морфофункциональных адаптаций к среде обитания.

Преподавание  зоологии в ВУЗах осуществляется путем чтения курса лекций и проведения лабораторных занятий с контролем приобретенных знаний, практических навыков и умений.

В лекциях излагаются основные сведения по темам, разделам курса, новейшие достижения и тенденции развития зоологии, систематики животных.

В ходе лабораторных работ студент углубляет и закрепляет полученные от теоретического обучения знания при проведении входного тестирования и устного опроса; изучает морфологические и анатомические особенности строения животных разных систематических групп; овладевает навыками сравнительного изучения животных, осваивает методы препарирования животных, исследования живых организмов; приобретает умение изготовления микропрепаратов, выполнения эскизов животных объектов; анализирует полученные результаты.

Во время самостоятельной работы студенты по рекомендованной литературе выполняют контрольные задания, оформляют рефераты; готовятся к тестированию по темам дисциплины [ 22, с.118 ] .

Разработка  модульной программы включает в себя:

1. Прежде всего необходимо выделить основные научные идеи курса. Например: организм животного как биологическая система, связь организма животного с окружающей средой, эволюция и многообразие животного мира (включая деление на беспозвоночных и позвоночных).

2. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные логически завершенные блоки. Например, вокруг идеи «Организм животного как биологическая система (на примере позвоночных)» могут быть сгруппированы блоки: внешнее строение позвоночных, внутреннее строение позвоночных, размножение и развитие позвоночных. К каждому блоку формируется комплексная дидактическая цель.

3. В каждом блоке формируют один или несколько модулей. Например, блок «Внутреннее строение позвоночных» может быть представлен модулями: опорно-двигательной системы позвоночных, кровеносной системы позвоночных, системы органов пищеварения и т.д.

4.Внутри каждого  модуля выделяют несколько учебных  элементов, которые могут соответствовать  этапам занятия [7, с. 232].

Таким образом, модульное обучение – это когда учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в модулях. Каждый модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других. Совокупность таких модулей составляет единое целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Модульное обучение рассчитано на самостоятельную работу с учетом определенной дозы усвоения учебной информации. С помощью модулей может успешно реализовываться профильное и дифференцированное обучение.

 

 

 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изменения в  современном обществе требуют новых  продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Преподавание сегодня следует рассматривать  как помощь каждому обучающемуся в организации и рациональном, эффективном осуществлении активной, самостоятельной и результативной познавательной деятельности. В связи с этим педагоги испытывают особую потребность в надежных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для преподавателя.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень  усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им, система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности.

Информация о работе Модульные технологии в преподавании биологических дисциплин