Мотивационный мозг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Основные структуры мозга, отвечающие за эмоции и мотивации, сосредоточены в лимбической системе. Это самый малоизученный с физиологической точки зрения отдел мозга.
Лимбическая система называется так потому, что ее корковые структуры образуют кольцо, в виде лимба окружающее подкорковые образования больших полушарий.

Содержание

Введение. 3
Основные структуры мозга. 4
Миндалина. 5
Гиппокамп. 6
Перегородка, свод и поясная извилина. 7
Гипоталамус 8
Основные функции лимбической системы: 9
Обонятельное восприятие 9
Управление вегетативными функциями 9
Видоспецифическое поведение 10
Научение 10
Эмоции 10
Виды мотиваций 11
Доминирующее мотивационное возбуждение 12
Биологические мотивации. 13
Высшие мотивации. 14
Роль мотиваций в поведении. 15
Заключение. 16
Почему психологу нужно знать физиологию головного мозга. 16
Список литературы. 17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по нейрофизиологии.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

АНО «Пермский гуманитарно – технологический институт»

Гуманитарный факультет

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы П-13-1з

Полякова С.В.

Проверила: Третьякова М. В.

 

 

 

 

Пермь, 2014 
Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Головной мозг человека устроен чрезвычайно сложно. Даже сейчас, когда мы знаем так много о мозге не только человека, но и ряда животных, мы, по-видимому, еще очень далеки от понимания физиологических механизмов многих психических функций. Можно сказать, что эти вопросы только включены в повестку дня современной науки. В первую очередь это касается таких психических процессов, как мышление, восприятие окружающего мира и памяти и многих других. Вместе с тем сейчас четко определены основные проблемы, которые придется решать в III тысячелетии. Что же может предъявить современная наука человеку, интересующемуся, как функционирует мозг человека? Прежде всего то, что в нашем мозге «работают» несколько систем, по крайней мере три. Каждую из этих систем можно даже назвать отдельным мозгом, хотя в здоровом мозге каждая из них работает в тесном сотрудничестве и взаимодействии. Что же это за системы? Это активирующий мозг, мотивационный мозг и познающий, или когнитивный (от лат. Cognitio – знание), мозг. Как уже указывалось, не следует понимать, что эти три системы, подобно матрешкам, вложены одна в другую. Каждая из них, помимо своей основной функции, например активирующая система (мозг), как участвует в определении состояния нашего сознания, циклов сон–бодрствование, так и является неотъемлемой частью познавательных процессов нашего мозга. Действительно, если у человека нарушен сон, то невозможен процесс учебы и другой деятельности. Нарушение биологических мотиваций может быть несовместимым с жизнью. Эти примеры можно множить, но главная мысль состоит в том, что мозг человека единый орган, обеспечивающий жизнедеятельность и психические функции, однако для удобства описания будем выделять в нем три указанных выше блока.

 

 

Основные структуры мозга.

Основные структуры мозга, отвечающие за эмоции и мотивации, сосредоточены в  лимбической системе. Это самый малоизученный с физиологической точки зрения отдел мозга.

Лимбическая система называется так потому, что ее корковые структуры образуют кольцо, в виде лимба окружающее подкорковые образования больших полушарий.

В процессе эволюции лимбическая система развилась из обонятельных структур. В связи с этим в ее состав входит так называемая обонятельная доля (обонятельная луковица, обонятельный тракт, обонятельный треугольник и переднее продырявленное вещество). Это самый старый, периферический отдел лимбической системы.

Помимо обонятельной доли, лимбическая система включает ряд корковых и подкорковых структур.

 

 Корковые структуры:

 

 поясная извилина;

 

 парагиппокампова извилина;

 

 гиппокамп.

 

 Подкорковые структуры:

 

 Гипоталамус (Hpt)

  миндалевидное тело.

 

   Миндалина.

 

 Миндалевидное тело - это клеточное скопление величиной с орех.

Эксперименты над животными показывают, что миндалина ответственна за

агрессивное поведение или реакцию страха. Поражение миндалин у обезьян влияет на эмоциональное и социальное поведение и может привести к эмоциональным нарушениям, сходным с расстройствами, сопровождающими такое заболевание как шизофрения. Удаление миндалин с височной корой было названо "синдромом Клювера - Бьюси". Последствия удаления: пропадает чувство страха,  гиперфагия  (ест всё подряд), гиперсексуальность, потеря животным способности адекватно оценивать результат совершённого действия и внутреннего эмоционального переживания.

Миндалина, как и Hpt, относятся к мотивационным структурам, но, в отличие от Hpt, миндалины руководствуются не столько внутренними событиями, сколько внешними стимулами. Миндалины больше связаны с эмоциями, чем с первичными потребностями и схему поведения они определяют, "взвешивая" конкурирующие эмоции. "Помогают" выбрать правильное решение. При двустороннем удалении миндалин у обезьян наблюдается утрата способности к нормальному общению внутри стада, обнаруживается замкнутость, склонность к уединению. Перенёсший такую операцию вожак совершенно утрачивает свой ранг, потому что перестаёт отличать "хорошее" обезьянье поведение от "плохого".

Миндалина играет решающую роль в осуществлении переключающей поведение функции эмоций, в выборе мотивации, которая соответствует не только той или иной потребности, но и внешним условиям её удовлетворения в данной ситуации и в данный момент.

 

 

 

 

Гиппокамп.

 

 Гиппокамп находится  по соседству с миндалиной. Роль  его в создании эмоций всё ещё не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Повреждение

гиппокампа приводит к нарушению памяти к неспособности запоминать новую информацию.

Гиппокамп относится к информационным структурам, его роль заключается в извлечении следов памяти о прежнем опыте и оценивание конкуренции мотивов.

Мотивационное возбуждение гиппокампа осуществляет Hpt, часть сигналов

поступает к нему от перегородки, а следы памяти извлекаются благодаря

взаимодействию гиппокампа с ассоциативной корой.

Способность гиппокампа реагировать на сигналы маловероятных событий позволяет рассматривать его как ключевую структуру для реализации компенсаторной, замещающей недостаток информации функции эмоций. Разрушение гиппокампа не влияет на эмоциональное поведение.

Анализ участия гиппокампа в формировании положительных и отрицательных эмоциональных состояний предложен экспериментами Л.А.Преображенской. Опыты наглядно показывают, что роль гиппокампа в генезе эмоционального - мотивационного напряжения сводится к оценке формальной новизны действующих на животное стимулов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перегородка, свод и поясная извилина.

 

Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы.

Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т.е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе.   Около поясной извилины расположен свод - система волокон, идущих в обоих направлениях, он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt.

Ещё одна структура, перегородка, получает входные сигналы через свод от

гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. Стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, по - видимому, необходимо для возникновения реакции «удовольствия» (Т.Л.Леонтович).

Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека.

Двустороннее удаление височной области у обезьян  приводит к симптомам

эмоциональной апатии.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно- оборонительным поведением.

 

 

 

 

 

 

Гипоталамус

 

Гипоталамус отвечает за постоянство внутренней среды, в том числе путем запуска мотивационного поведения.

Гипоталамус считают триггером (пусковым механизмом) мотивационного поведения. Для выполнения этой функции в гипоталамусе имеются:

 

 рецепторы констант внутренней среды (глюкорецепторы, осморецепторы, терморецепторы), активация которых приводит к возбуждению первичных мотивационных центров, то есть превращению потребности в мотивацию (например, потребности в глюкозе в пищевую мотивацию);

первичные мотивационные центры (центры голода, насыщения, жажды). В этих центрах, разумеется, не хранятся программы цельного эмоционально-мотивационного (например, питьевого или пищевого) поведения, но возбуждение этих центров приводит к запуску данных программ;

положительные эмоциогенные зоны (центры подкрепления);

центры внешнего эмоционального проявления, отвечающие за запуск программ эмоционального выражения, залегающих в среднем мозге, а также соответствующих вегетативных изменений;

пути к вышележащим отделам — в частности лимбической системы, — благодаря которым возбуждение первичных мотивационных центров и эмоциогенных зон гипоталамуса приводит к запуску цельного эмоционально-мотивационного поведения.

 

 

Лимбическая система образует основные связи:

 с корой больших полушарий, а именно:

 с лобной корой;

 с височной корой;

 со стволом мозга.

Основные функции лимбической системы:

 

Обонятельное восприятие

 Лимбическая система развилась из обонятельных структур, поэтому ее древний периферический отдел — обонятельная доля — отвечает за обонятельное восприятие. На тесную связь лимбической системы с обонянием указывает хотя бы тот факт, что большинство структур лимбической системы анатомически относятся к обонятельному мозгу.

Управление вегетативными функциями

Лимбическая система оказывает выраженные влияния на деятельность внутренних органов и получает от них большое количество информации, поэтому иногда ее называют «висцеральным мозгом». При этом активация разных отделов лимбической системы запускает вегетативные реакции, характерные для эмоционального возбуждения или мотивационного поведения.

 

 

Видоспецифическое поведение

Лимбическая система отвечает за типичные формы поведения, характерные для данного вида, то есть видоспецифическое поведение. Примерами такого поведения служит половое, агрессивное, пищевое поведение. Все эти формы поведения носят ярко выраженный эмоционально-мотивационный характер.

Научение

Важнейший отдел лимбической системы — гиппокамп — необходим для научения, а именно для запоминания — перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. При этом гиппокамп обеспечивает запоминание только значимой информации, оценка значимости информации имеет прямое отношение к познавательной функции эмоций.

Эмоции

В лимбической системе и связанных с ней отделах среднего мозга найдены эмоциогенные зоны, возбуждение которых сопровождается положительными (положительные эмоциогенные зоны, центры удовольствия, центры подкрепления) или отрицательными (отрицательные эмоциогенные зоны, центры наказания) эмоциями. Основные положительные эмоциогенные зоны располагаются по ходу медиального пучка переднего мозга (пучка нервных волокон, связывающего между собой покрышку среднего мозга, гипоталамус и отделы лимбической системы), и главным образом — в гипоталамусе; кроме того, такие зоны можно найти почти во всех отделах лимбической системы. В положительных эмоциогенных зонах сосредоточены тела  дофаминергических нейронов, аксоны которых идут к структурам лимбической системы. Основные отрицательные эмоциогенные зоны расположены в околоводопроводном сером веществе среднего мозга, гипоталамусе и таламусе.

Эти зоны были обнаружены с помощью метода самораздражения. Для выявления положительных эмоциогенных зон животному в мозг вживляются электроды, и предоставляется возможность нажимать на рычажок и тем самым раздражать эти зоны. В случае, если электрод находится в положительной эмоциогенной зоне, животное постоянно (до 7000 раз в час!) нажимает на рычажок, отказываясь ради этого от еды и питья, вплоть до гибели от истощения. В случае же, если электрод вживлен в отрицательную эмоциогенную зону, через него постоянно посылают ток, а нажатие на рычажок приводит к выключению тока, картина будет той же — животное откажется от всего, лишь бы прервать раздражение «центров наказания». Раздражение положительных и отрицательных эмоциогенных зон у бодрствующих добровольцев при нейрохирургических операциях сопровождается, со слов этих добровольцев, чрезвычайно приятными или, наоборот, неприятными переживаниями.

Средний мозг не относится к лимбической системе, однако в нем залегают программы эмоционального выражения (например, у кошки— оскал зубов, шипение и прочие внешние признаки ярости). Это вполне согласуется с общей двигательной функцией стволовых отделов мозга — в них хранятся программы цельных движений.

Виды мотиваций

Так же, как и потребности, мотивации принято разделять на низшие (первичные, простые, биологические) и высшие (вторичные, сложные, социальные). Примерами биологических мотиваций могут служить голод, жажда, страх, агрессия, половое влечение, забота о потомстве.

Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее большинство форм целенаправленной деятельности живых существ.

 

Доминирующее мотивационное возбуждение

В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным иногда взаимоисключающим стилям поведения. Например, могут остро конкурировать потребность безопасности (страх) и потребность защитить свое потомство (родительский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеобразная «борьба» мотиваций и выстраивание их иерархии.

В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А. А. Ухтомским (1925). Согласно этому принципу в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности, т. е. величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер.

Консервативный характер доминанты проявляется в ее инертности, устойчивости и длительности. В этом заключается ее большой биологический смысл для организма, который стремится к удовлетворению этой биологической потребности в случайной и постоянно меняющейся внешней среде. В физиологическом смысле такое состояние доминанты характеризуется определенным уровнем возбудимости центральных структур, обеспечивающей их высокую отзывчивость и «впечатлительность» к разнообразным воздействиям.

Информация о работе Мотивационный мозг