Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 20:03, курсовая работа
Краткое описание
Основные структуры мозга, отвечающие за эмоции и мотивации, сосредоточены в лимбической системе. Это самый малоизученный с физиологической точки зрения отдел мозга. Лимбическая система называется так потому, что ее корковые структуры образуют кольцо, в виде лимба окружающее подкорковые образования больших полушарий.
Содержание
Введение. 3 Основные структуры мозга. 4 Миндалина. 5 Гиппокамп. 6 Перегородка, свод и поясная извилина. 7 Гипоталамус 8 Основные функции лимбической системы: 9 Обонятельное восприятие 9 Управление вегетативными функциями 9 Видоспецифическое поведение 10 Научение 10 Эмоции 10 Виды мотиваций 11 Доминирующее мотивационное возбуждение 12 Биологические мотивации. 13 Высшие мотивации. 14 Роль мотиваций в поведении. 15 Заключение. 16 Почему психологу нужно знать физиологию головного мозга. 16 Список литературы. 17
Доминирующее мотивационное
возбуждение, побуждающее к определенному
целенаправленному поведению, сохраняется
до тех пор, пока не будет удовлетворена
вызвавшая его потребность. При этом все
посторонние раздражители только усиливают
мотивацию, а одновременно с этим все другие
виды деятельности подавляются. Однако
в экстремальных ситуациях доминирующая
мотивация обладает способностью трансформировать
свою направленность, а, следовательно,
и реорганизовывать целостный поведенческий
акт, благодаря чему организм оказывается
способным достигать новых, неадекватных
исходной потребности результатов целенаправленной
деятельности. Например, доминанта, созданная
страхом, в исключительных случаях может
превратиться в свою противоположность
— доминанту ярости.
Биологические
мотивации.
Чрезвычайно большую роль в
деятельности функциональной системы
играет эмоциональная окраска соответствующих
мотиваций. У организма имеется наследственно
обусловленный фонд основных биологических
мотиваций (избегание опасности, голод,
жажда, размножение и др.) - Биологические
мотивации обладают особенно высокой
энергетической силой, которая заставляет
животное активно действовать во внешней
среде. Работами павловской школы показано,
что в процессе выработки условного рефлекса
(обучения) мотивации могут возникать
и под влиянием специальных факторов внешней
среды, например условных сигналов. Не
вызывает сомнений, что такие мотивации
также формируются на основе врожденных
основных мотиваций. Нетрудно заметить,
что биологические мотивации связаны
с поддержанием постоянства внутренней
среды организма. Сама по себе мотивация
вызывает целую цепь взаимообусловленных
процессов, которые можно разделить на
внутренние и внешние. Внутренние процессы
полностью основаны на функционировании
физиологических систем организма (центральной
нервной системы, систем кровообращения,
пищеварения и др.). Внешние проявления
мотивации включают соответствующие типы
поведения (например, добывание пищи, воды
и пр.). К наиболее сложным врожденным формам
первичных мотиваций относят исследовательскую
мотивацию и мотивацию продолжения рода.
Высшие мотивации.
Кроме биологических мотиваций,
которые в одинаковой степени есть как
у животных, так и человека, существуют
еще так называемые высшие мотивации (П.
В. Симонов, 1980). Они приобретаются в течение
жизни организма и строятся на основе
первичных мотиваций. У животных к ним
относятся целенаправленные сложные реакции,
связанные с деятельностью во внешней
среде (охота, поиск полового партнера
и пр.); их основу составляют условные рефлексы
разной степени сложности. Высшие мотивации
человека разнообразны и качественно
отличаются от таковых у животных. Это,
прежде всего, определяется наличием у
человека развитой второй сигнальной
системы. Например, роль высших мотиваций
у человека могут выполнять политические
или религиозные убеждения, достижение
спортивного результата и т.п. Высшие мотивации
у человека могут быть настолько сильными,
что могут превратиться в форму постоянного
побуждения, иногда в течение всей жизни.
Побуждение, или влечение, является
стремлением организма к определенной
цели (к пище, воде, половому партнеру,
гнездовому участку и т.д.). Оно выражается
в повышенной активности организма, преодолении
препятствий, обучении новым навыкам.
Мотивация, согласно современным представлениям,
является побуждением, или влечением,
которое ведет к целенаправленному поведению
и удовлетворению определенной биологической
потребности. В этом определении учитывается,
что каждая мотивация имеет специальные
внутренние механизмы и совершенно определенное
биологическое предназначение. Мотивация
исчезает, как только организм достигает
биологического результата, удовлетворяющего
его исходную потребность.
Роль мотиваций в поведении.
С точки зрения физиологии,
алкоголизм (алкогольная зависимость)
— это стойкое патологическое возбуждение
определенных глубинных структур головного
мозга. Такое состояние получило название
доминанты. Однажды возникнув, доминанта
подчиняет себе деятельность других центров
мозга и формирует активное целенаправленное
поведение, в данном случае — алкогольное.
На физиологическом уровне, алкоголизм
и алкогольное поведение в целом представляют
собой новое, искусственно вызванное влечение
— патологическую мотивацию. У больных алкоголизмом патологическая
алкогольная мотивация становится доминирующей.
Обнаружено, что источником такой мотивации,
являются очаги возбуждения в глубинной
структуре головного мозга — гипоталамусе.
Благодаря обширным межнейронным связям,
возникшее в гипоталамической области
возбуждение распространяется на другие
отделы мозга, вплоть до коры больших полушарий.
Распространение патологического возбуждения
при алкоголизме заканчивается формированием
сложного поведенческого акта, направленного
на поиск и потребление алкоголя.
Заключение.
Таким образом, мотивация оказывается
существенным компонентом функциональной
системы поведения. Она представляет собой
особое состояние организма, которое,
сохраняясь на протяжении всего времени
— от начала поведенческого акта до получения
полезных результатов, определяет целенаправленную
поведенческую деятельность организма
и характер его реагирования на внешние
раздражители.
Почему психологу
нужно знать физиологию головного мозга.
Головной мозг является инструментом
нашего сознания, мышления, восприятия,
памяти и других психических функций.
Список литературы.
1. Физиология человека. Журнал//
МАИК: Наука, том 24, номер 2, 1998г.