Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат
Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.
Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....
6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..
6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….
15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….
19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай
24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………
24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………
39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….
41
Выводы………………………………………………………….
50
Список использованных источников……………..
Таким образом, технология организации исследовательской деятельности учащихся состоит из определенных элементов, представленных в таблице 2 [19].
Таблица 2 – Технология организации учебно-исследовательской деятельности
Как возникают темы исследований? | |||
Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения |
Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки |
Рекомендуемый учителем список тем исследований |
Собственные вопросы и интересы учащихся |
Как воплотить исследование? | |||
Подбор научного руководителя |
Составление плана или проекта будущей работы |
Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент | |
Написание работы | |||
Анализ полученного материала, систематизация, классификация |
Синтез |
Обобщение, выводы | |
Первая оценка работы | |||
Первое чтение работы научным руководителем |
Консультации |
Презентация замысла исследования | |
Подготовка к презентации работы | |||
Редактирование окончательного варианта работы |
Составление тезисов |
Оформление наглядного материала | |
Презентация результатов исследования |
В рамках данного курса занятий учениками лицея были созданы исследовательские работы по темам: «Анализ характера питания современной семьи», посвященная выявлению особенностей питания современных семей с последующим анализом состояния здоровья членов семьи; «Глаза – зеркало внутреннего мира человека или как улучшить зрение», раскрывающая причины ухудшения зрения и соответствующие методы коррекции зрения; «Наглядная биология – пример применения инновационных технологий в образовательной среде», целью которой было исследование таких инновационных технологий, как интерактивный урок, виртуальный лабораторный практикум, виртуальный эксперимент и возможности их применения в образовательной среде и т. д. Результаты всех свои научно-исследовательских работ школьники представляют на ежегодной школьно-практической конференции «Мир и мы».
Научно-практическая конференция проходила на базе Лицея №1 города Аксая, в которой принимали участие школьники разных возрастных категорий, представляющие свои исследовательские работы.
Научно-практическая конференция является итогом учебной, практической, исследовательской деятельности школьников, которая связана с решением творческих, исследовательских задач.
Целью проведения научно-практической конференции является развитие познавательного интереса учащихся, умений конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие исследовательского типа мышления.
Научно-практическая конференция «Мир и мы» проводилась в рамках недели науки 06.04.2015-10.04.2015. В ней участвовали все классы лицея, в том числе и юные исследователи начальной школы. Организация Недели науки осуществлялась преподавателями лицея, а также студентами четвертого курса Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского, проходившими практику на его базе.
Секцию биологии «Я и окружающий мир» представляли 12 школьников, выступивших с докладами о проделанной исследовательской работе (Приложение 1).
Первое место получили учащийся 11 класса Романченко Денис, 2-е места – учащиеся 10 класса Бондаренко Ирина и Кулага Софья.
Работа Романченко Дениса о наглядной биологии как примере применения инновационных технологий в образовании вызвала огромный интерес у педагогов, за что ее автору было присуждено первое место (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Организация работы в виртуальном лабораторном практикуме по биологии. Фото Романченко Дениса
Кулага Софья исследовала причины ухудшения зрения, их связь с техническим прогрессом, а также некоторые способы улучшения зрения, один из которых в свое время испытала на себе, чем вызвала неподдельный интерес жюри к своему исследованию (Приложение 2).
Рисунок 6 – Исследование причин ухудшения зрения и методик его коррекции. Фото Кулаги Софьи
Не менее интересной была работа Бондаренко Ирины, которая изучала синдром беспокойных ног у школьников, организовав исследование по данной проблеме с учащимися среднего и старшего школьного возраста лицея. Знание основ учебно-исследовательской деятельности позволило школьникам достойно отвечать на вопросы членов жюри и участников конференции, что говорит об эффективности курса «Юный исследователь».
Таким образом, разработанный курс занятий «Юный исследователь» апробированный на базе Малой Академии Наук общеобразовательного учреждения, способствует формированию исследовательских умений и навыков у школьников, а также обеспечивает поэтапное включение детей в учебное исследование.
2.2. «Малая Академия
Наук», как средство реализации
учебно-исследовательской
Малая Академия Наук организована на базе Лицея №1 в города Аксая представляющее собой добровольное объединение учащихся, призванное активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству под руководством ученых, преподавателей вузов, учителей и других заинтересованных лиц (Приложение 3).
Малая Академия Наук – это союз лицеистов, стремящихся развивать свои интеллект и совершенствовать знания в различных областях науки.
В рамках деятельности
Малой Академии Наук проходят
научно-практические
Деятельность
МАН осуществляется под
Цель деятельности Малой Академии Наук «Юные исследователи»:
деятельности учащихся.
Задачи, решаемые Малой Академией Наук «Юные исследователи»:
Высшим органом Академии является ежегодная конференция.
Работа МАН осуществляется в следующих направлениях:
- индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания (подготовка докладов, сообщений, компьютерное оформление докладов, рефератов и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, разработка тем научных исследований, консультации);
- групповая форма работы: работа над исследовательскими проектами;
- массовые формы: лекции преподавателей вузов для педагогов и учащихся, подготовка к предметным неделям, школьные олимпиады, школьная научно-практическая конференция.
Режимы работы Малая Академии Наук включают в себя:
-проведение конкурса проектных и исследовательских работ «Мир и Мы»;
-проведение ежегодных
научно-практических
-встречи с учеными;
-консультационный режим с использованием банка данных ученых-специалистов;
-проведения «Недели
науки» в образовательном
Работы исследователей Малой Академии Наук, представленные на научно-практической конференции «Мир и Мы», способствуют оценке уровня сформированности исследовательских умений у учащихся.
2.3 Проверка эффективности
учебно-исследовательской
По окончании реализации серии занятий «Юный исследователь» и работы МАН учитель должен оценить степень сформированности учебно-исследовательских умений учащихся.
В изучении курса принимали участие учащиеся предпрофильных и профильных классов (9-11 классы) Лицея №1 города Аксая.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений учащихся была использована анкета, в которой школьникам предлагалось ответить на вопросы, выявляющие степень сформированности исследовательских умений последних (Приложение 4).
По результатам анкетирования было выявлено, что учащиеся, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью длительное время и прослушавшие курс занятий «Юный исследователь», без особых затруднений формулировали цели, задачи; определяли объект и предмет исследования; осуществляли постановку эксперимента, обработку и интерпретацию данных.
На вопрос анкеты «Как долго Вы занимаетесь учебно-исследовательской работой?» большинство учащихся ответили, что занимаются исследованиям 2-3 года, что, безусловно, повлияло на развитие исследовательских умений школьников. Наименьшим сроком работы в сфере школьных исследований является 2-6 месяцев.