Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат
Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.
Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....
6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..
6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….
15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….
19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай
24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………
24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………
39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….
41
Выводы………………………………………………………….
50
Список использованных источников……………..
Становление клинической офтальмологии справедливо связывают с именем Альбрехта Грефе. В возрасте 26 лет (в 1854 г.) он основал первый в мире офтальмологический журнал, до сих пор носящий его имя и являющийся одним из лучших журналов по офтальмологии. Многие работы А. Грефе открыли новые страницы офтальмологии. Так, он сформулировал кардинальную симптоматику глаукомы, ввел в клиническую практику периметрию, создал учение о глазных мышцах и их патологии, дал описание множества изменений на глазном дне, характерных для различных заболеваний, в том числе обтурации центральной артерии сетчатки. А. Грефе разработал ряд новых глазных операций и изобрел инструменты для их выполнения. Он впервые произвел успешную операцию по избавлению больного от острого приступа глаукомы. В Берлине установлен и до сих пор бережно охраняется оригинальный памятник А. Грефе: по правую руку от фигуры ученого из гранита высечена символическая группа страждущих, а по левую — ликующая толпа прозревших и благодарных своему исцелителю людей. Значительный вклад в развитие мировой офтальмологии в XIX столетии был сделан нашими соотечественниками, учениками А. Грефе, основавшими собственные офтальмологические школы в Санкт-Петербурге (Э. А. Юнге) и Москве (Г. И. Браун). В 1862 г. Г. И. Браун написал первое «Руководство к глазным болезням».
В то время в отсталой России свирепствовали инфекционные заболевания, вызывающие слепоту (оспа, трахома, гонобленнорея). Положение слепых было поистине ужасным, что нашло яркое отражение в произведениях искусства и литературы того времени (например, картина «Слепцы» художника Н. Л. Ярошенко, повесть «Слепой музыкант» В. Г. Короленко и др.). Благодаря пожертвованиям ряда прогрессивных деятелей того времени, в том числе некоторых членов царской семьи, а также высокопоставленных чиновников и представителей русской медицины, были открыты первые благотворительные специализированные глазные больницы. 11 февраля 1805 г. «Московские ведомости» сообщили об открытии «особой больницы для лечения страждущих глазами при клиническом институте Московского университета под смотрением доктора и профессора Ф. А. Гильтебранта». Это была первая в мире специализированная глазная больница (сгорела во время пожара в 1812 г.).
1.3 Болезни, связанные с техническим процессом
Самые распространенными глазными заболеваниями среди детей являются:
Близорукость (миопия). Патология рефракции, при которой человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение фокусируется не на сетчатке, а в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается как нечеткое. В подавляющем большинстве случаев близорукость обусловлена несоответствием преломляющей силы оптической системы глаза длине его оси.
Симптомы: понижение остроты зрения, особенно вдаль, нечеткость зрения, быстрая утомляемость глаз, дискомфорт, резь в глазах, боли в области лба, висков.
Компьютерный зрительный синдром. Это комплекс неблагоприятных зрительных и глазных симптомов, вызванных работой на компьютере. По разным данным, в среднем около 60 процентов всех пользователей имеют некоторые жалобы на зрение. Одна из основных причин развития компьютерного зрительного синдрома – это качественное отличие изображения на мониторе и на бумаге. Кроме этого, его возникновение связывают также с неправильной эргономикой рабочего места.
Симптомы: снижение остроты и затуманивание зрения, уменьшение зрительной работоспособности, трудности с фокусировкой при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно, светобоязнь, двоение видимых предметов, боли в области глазниц и лба, покраснение глазных яблок, чувство песка под веками, слезотечение, резь и жжение в глазах, «сухость» глаз.
Астигматизм. Вид аметропии, при котором световые лучи не могут сфокусироваться на сетчатке глаза. В случаях, когда причиной астигматизма является неправильная форма роговицы, он называется роговичным, при аномальной форме хрусталика - хрусталиковым, или лентикулярным. Их сумму составляет общий астигматизм.
Симптомы: искажение, размытость, двоение изображения, быстрая утомляемость глаз, постоянное напряжение глаз, головная боль, необходимость прищуриваться, чтобы лучше рассмотреть какой-либо предмет.
2. Практическая часть
2.1 Методики коррекции зрения. Зрительные тренажеры
По результатам обследований большинство российских школьников страдают от близорукости. Существует несколько способов исправления и корректировки нарушений со зрением. Наиболее распространенный в наше время способ – лазерная коррекция.
Рисунок 1 – Лазерная коррекция зрения
Лазерная коррекция зрения считается передовым направлением современной офтальмологии. Луч эксимерного лазера точно и бережно воздействует на роговицу глаза. Современные компьютерные установки для эксимер-лазерной коррекции зрения позволяют исправить практически все виды и степени нарушения зрения.
Такая операция
проходит быстро (
Другой способ улучшения зрение я некогда испробовала сама – упражнения на специальных аппаратах в офтальмологической клинике. Я прошла курс – 10 посещений, таким образом, вместо 3 строчек я стала видеть 6. Приборы выполняли различные функции, наиболее запоминающимися для меня стали: массажер (представляет он из себя очки, плотно прилегающие к голове и лицу, в которые ритмично подавался напор воздуха, создавая тем самым давление и массажируя глазные яблоки); аппарат «Ручеек», принцип работы которого заключается в том, чтобы пациент фокусировал зрение на разных расстояниях. Так же были тренажеры, на которых задача заключалась во вращение глазами, слежение за разноцветными полосками и точками, и многие другие.
Рисунок 2 – Массажер для глаз
Рисунок 3 – Аппарат «Ручеек»
Я поняла, что принцип действия этих аппаратов был незамысловат, и что такие упражнения можно делать и дома. Тогда я задалась вопросом: как поддержать зрение? Как можно избежать ухудшения зрения? И можно ли вообще? конечно, работа за компьютером неизбежна, как и письменная работа, но значит ли это, что упадок зрения неконтролируем?
2.2 Экспериментальная работа
Эксперимент проводился в течение 2014-2015 учебного года. В сентябре 2014 года совместно с врачом лицея было проведено обследование учащихся лицея (состояние здоровья). Среди выявленных заболеваний нас заинтересовало проблема остроты зрения учащихся, поскольку 15% обследованных детей имели отклонение от нормы. После проведенного анкетирования учащихся мы выяснили ,что большую часть свободного времени учащиеся проводят за компьютерами, просмотром телевизора, использованием мобильных устройств. При этом отмечено ухудшение зрения у этой категории учащихся. Мы решили изменить эту ситуацию, так как считаем, что возможно исправить зрение без хирургического вмешательства. Что бы это проверить, я собрала группу добровольцев из 10-ти человек, которые имеют некоторые отклонения со зрением. На протяжении месяца мы выполняли упражнения, схожие с теми, что я выполняла в клинике и по назначению врача.
Мы использовали методику В. Базарного, которая официально называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:
Методика Базарного предполагает определенную организацию учебного класса. В классах имеются как традиционные, так и специальные ростомерные лечебные парты —конторки. Учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка — основа энергетики человеческого организма. Когда дети стоят за конторкой, они снимают обувь и стоят на специальных массажных ковриках, которые оказывают благотворное воздействие через активные точки стопы на весь организм.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», а также специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на стене, потолке: глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Использование таких тренажеров развивает скорость ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа неожиданных дорожно-транспортных ситуаций) .
С целью развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» — широкоформатная картина-панно, изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Особенность уроков по методике Базарного состоит в режиме движения наглядного материала, в режиме постоянного поиска. Карточки с заданиями или ответами на задания по воле учителя могут оказаться в любом уголке класса: на вертушке («сенсорном кресте»), на стене, на шкафу, на окне, за выключателем. Поэтому дети не только не прикованы к партам или конторкам, но и находятся в постоянном движении, поиске, а поиск — это фундаментальное начало, важнейший принцип творческой деятельности. Вот в чем заключались эти упражнения:
небольшой кружочек ( 3 см), нужно фокусировать взгляд сначала на этой отметке (примерно 30 секунд), потом на какой-нибудь, далеко находящийся, объект за окном (также на 30 секунд). Упражнение нужно выполнять не менее 5 минут. Конечно, это результативное и полезное упражнение, но не всегда есть подходящие условия для его выполнения, а дискомфорт и усталость глаз мы чаще всего испытываем за работой, поэтому в списке ниже указаны упражнения, которые можно выполнять, не отходя от рабочего места.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
или вблизи примерно в течение минуты. Смотреть надо не мигая до тех пор, пока не начнут течь слезы. Расстояние до предмета 48-50 см, поза удобная, расслабленная. Взгляд можно фиксировать на вершине пламени свечи, на небольшом черном кружочке, приколотом к стене. Чем меньше предмет для фиксации – тем лучше. После нескольких месяцев тренировки на предмете можно перейти к созерцанию чистой воды. Налейте воду в красивую вазу и созерцайте около 10 минут центр отражения, созданного обычным светом. Вазу надо расположить так, чтобы фокус отражения был в центре тарелки, созерцать следует эту блестящую поверхность. Прекрасным предметом центральной фиксации является созерцание различных предметов природы, таких как вода, небо, облака.
фиксируйте на верхушке носа. Созерцайте 1-2 минуты и затем закройте глаза. Повторите 2-3 раза.
фиксируйте глаза на месте меж бровей. Взгляд удерживайте 1-2 минуты. Закройте глаза для отдыха.
Фиксируйте взгляд на конце вашего правого плеча 1-2 минуты. Закройте глаза для отдыха.
Все перечисленные выше пять упражнений полезно комбинировать в один комплекс и выполнять ежедневно. Выполнение их усиливает мышцы глазного яблока, естественную фиксацию и аккомодацию.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗРЕНИЯ
• Не читайте лежа в постели перед сном. Внезапное прекращение чтения и засыпание приводит к напряженному состоянию глаз во время сна.
• Для тренировки глаз используйте спортивные игры: настольный теннис, бадминтон, гандбол. Регулярные занятия спортом и спортивные игры без очков дадут заметное улучшение зрения.
• Не забывайте менять очки на более слабые. по мере улучшения состояния глаз и развития зрения глазные яблоки вернутся на свое место в орбите. Солнце нормализует слезотечение и придаст блеск белку глаз и их роговой оболочке. Оно также усиливает окраску роговой оболочки.