Охрана атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:49, реферат

Краткое описание

Экологическое состояние планеты стало глобальной проблемой мирового масштаба в 21-ом веке, которую пытаются решить ученые многих стран мира.

Содержание

Введение

1. Основные направления охраны атмосферного воздуха в РК

1.1. Принципы охраны атмосферного воздуха

1.2. Организация деятельности по охране атмосферного воздуха

2. Государственный учет и контроль за охраной атмосферного воздуха в РК

2.1. Государственный учет источников вредных воздействий

на атмосферный воздух

2.2. Контроль в области охраны атмосферного воздуха

3. Основные пути решения проблемы загрязнения атмосферы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение 

 

1. Основные направления  охраны атмосферного воздуха в РК

 

1.1. Принципы охраны атмосферного воздуха

 

1.2. Организация деятельности  по охране атмосферного воздуха

 

2. Государственный учет  и контроль за охраной атмосферного воздуха в РК

 

2.1. Государственный учет источников вредных воздействий

 

на атмосферный воздух

 

2.2. Контроль в области охраны атмосферного воздуха

 

3. Основные пути решения  проблемы загрязнения атмосферы

 

Заключение 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Экологическое состояние планеты  стало глобальной проблемой мирового масштаба в 21-ом веке, которую пытаются решить ученые многих стран мира.

 

Состояние природы вокруг должно заставить  нас задать себе вопрос: ”А будут  ли наши дети жить на голубой планете  Земле?”

 

В современный период атмосфера Земли претерпевает множественные  изменения коренного характера: модифицируются ее свойства и газовый  состав, возрастает опасность разрушения ионосферы и стратосферного озона; повышается ее запыленность;  нижние слои атмосферы насыщаются вредными доля живых организмов газами и веществами промышленного и другого хозяйственного происхождения. В следствии огромных выбросов техногенных газов и веществ, достигающих многих миллиардов тонн в год происходит нарушение газового состава атмосферы.  Весьма важную роль в составе атмосферы играет двуокись углерода ( углекислый газ ),  который играет важную роль не только в жизнедеятельности человека, но и в выполнении атмосферной функции предохранения подстилающей поверхности от  перегрева и переохлаждения. Однако, хозяйственная деятельность человека нарушила естественный баланс выделения и ассимиляции СО2 в природе, в результате чего его концентрация в атмосфере увеличивается. Если до 1850 года содержание СО2 в атмосфере Земли составляло 260 - 290 объемных частей на миллион (ч/млн.), то в 1993 этот показатель возрос до 345 ч/млн.

Наука еще не в полной мере прояснила некоторые важные элементы кругооборота СО2. Остается неясным вопрос о количественных характеристиках связи между увеличением концентрации этого газа в атмосфере и мерой его способности задерживать обратное излучение в космос тепла, получаемого Землей от Солнца. Тем не менее неоспоримый рост концентрации СО2 в атмосфере свидетельствует о глубоком нарушении одного из компонентов глобального равновесия в биосфере, что в сочетании с другими нарушениям может иметь очень серьезные последствия.

Очень важен также  вопрос увеличения масштабов нарушения  баланса кислорода в атмосфере.  Ранее масса свободного кислорода  (порядка 1,18 * 1015 т) длительное время оставалась постоянной( производимый растениями ежегодный прирост тратился на естественные окислительные процессы), однако в настоящее время этот баланс нарушен и ситуация продолжает ухудшаться. Современное человечество ежегодно за счет сжигания топлива потребляет примерно 20 млрд. т атмосферного кислорода. Современная наука считает что, кислород представляет собой продукт не подвергшихся окислению органических остатков прошлых биосфер. Человечество используя эти «остатки» в техногенном кругообороте кислорода по существу возвращает нынешнюю биосферу в некое исходное (конечно, в известном отношении) состояние. Примерно в том же направлении действует и процесс увеличения концентрации углекислого газа, объемное содержание которого в атмосфере уже к 2000 году может возрасти на 20%.

Многие современные  техногенные вещества при попадании  в атмосферу представляют собой  немалую угрозу для жизни человека. Они наносят большой ущерб  здоровью людей и живой природе. Некоторые из этих веществ могут  переносится ветрами на большие расстояния. Для них не существует границ государств,  в следствии чего данная проблема является международной.

 

Основными загрязнителями такого плана являются окислы серы (в особенности двуокись серы - сернистый ангидрид) а также окислы азота. Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере северного полушария (годовой прирост около 5%) породило такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Эти осадки пагубно влияют на биологическую продуктивность почв и водоемов, наносят большой экономический ущерб.

Наконец, еще одна крупная  проблема, это увеличение запыленности атмосферы вследствие антропогенных  факторов. По различным оценкам, поступление  техногенных, взвешенных в воздухе частиц (аэрозолей) в атмосферу Земли достигает ежегодно 1 - 2,6 млрд. т и равно количеству аэрозолей природного происхождения. В результате запыленность атмосферы в целом увеличилось за последние 50 лет на 70%.

 В нашей стране 84 самых неблагополучных города  по загрязнению атмосферы. Среди  них Москва и Пермь. Больше всего вреда приносят автомобили. На долю автотранспорта приходиться 80% вредных выбросов в атмосферу. Выхлопные газы вызывают 70% детских болезней: астмы, онкологические, легочные, заболевания кроветворных органов, органов выделения и пищеварения. Также большое влияние на загрязнение атмосферы оказывают промышленные предприятия расположенные в черте городов. Над крупными городами атмосфера в среднем содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. Из-за более активной концентрации влаги происходит увеличению осадков на 5-10%. В следствии уменьшения солнечной радиации и скорости ветра практически невозможна самоочищение атмосферы.

Прилегающие к крупным  населенным пунктам сельскохозяйственные районы на площадях в сотни кв. км испытывают на себе влияние промышленного загрязнения. При этом наибольшую роль играет загрязнение серой, которая в виде сернистых соединений легко разносится воздушными потоками.

 

В настоящее время  на Земле практически не осталось экологических систем, не подверженных в той или иной мере влиянию человека. Влияние человека на экосистемы в процессе техногенеза весьма интенсивно, поскольку своей деятельностью он создает направленные помехи в механизмах естественной обратной связи. Они отличаются от естественных помех и не являются инструментом отбора, поскольку в процессе эволюции организмы к ним не приспособились и приспособиться, как правило, не успевают, за исключением видов, дающих десятки поколений в год (например, растительноядные клещи при постоянном воздействии ядохимикатов способны образовывать невосприимчивые к токсическому воздействию расы за счет отбора особей, наследственно устойчивых к данному веществу, иначе говоря -- мутантов).

 

Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 11/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

 

Глава 1. Основные направления  охраны атмосферного воздуха в РК

 

 

1.1. Принципы охраны  атмосферного воздуха

 

 

Охрана атмосферного воздуха осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов:

 

1) приоритета охраны  жизни и здоровья человека, настоящего  и будущих поколений; 

 

2) недопущения необратимых  последствий загрязнения атмосферного  воздуха для окружающей среды; 

 

3) государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вред-ных физических воздействий на него;

 

4) гласности, полноты  и достоверности информации о  состоянии атмосферного воздуха,  его загрязнении; 

 

5) научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом.

 

Юридические лица, имеющие  источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического  воздействия на атмосферный воздух, которые превышают установленные для них нормативы предельно допустимых выбросов, осуществляют согласованные с территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха мероприятия по его охране в целях достижения норм предельно допустимых выбросов.

 

Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны проводиться в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан в области  охраны атмосферного воздуха.

 

Проекты программ охраны атмосферного воздуха выносятся  на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.

 

Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий  по их осуществлению проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

В целях определения  критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических, биологических и радиационных факторов на людей, животных и растения, особо  охраняемые при-родные территории и иные объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий.

 

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются удельные нормативы выбросов и нормативы предельно допустимых выбросов.

 

Удельные нормативы  выбросов устанавливаются уполномоченным государственным органом в области  охраны атмосферного воздуха по согласованию с соответствующим государственным органом, в компетенцию которого входит разработка технологических нормативов охраны атмосферного воздуха для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств.

 

В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

 

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух и предельно допустимые нормативы  вредных физических воздействий  на атмосферный воздух, методы их определения  и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

 

Система экономического стимулирования и механизмы уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ  устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

 

Государственная регистрация  вредных (загрязняющих) веществ, регистрация  выданных разрешений на допустимое количество выбросов и регистрация фактически произведенных выбросов производятся в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

 

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается  на основании разрешения, выданного  уполномоченным государственным органом  в области охраны атмосферного воздуха или его территориальными подразделениями в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

 

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных  средств устанавливается Правительством Республики Казахстан.

 

Вредные физические воздействия  на атмосферный воздух допускаются  на основании разрешений, выданных уполномоченным государственным органом  в области охраны атмосферного воздуха  по согласованию с органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

 

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух и вредные  физические воздействия на атмосферный  воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него, может быть запрещена или приостановлена в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан.

 

1.2. Организация деятельности  по охране атмосферного воздуха

 

 

Законодательные. Наиболее важным в обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной базы, которая бы стимулировала и помогала в этом трудном процессе.  Однако в России, как ни прискорбно это звучит, в последние годы не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 30-40 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин.

В США в 1998 году вступит  в силу закон по предупреждению дальнейшего  загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дает возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, но к 1998 году будьте любезны выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе.

Информация о работе Охрана атмосферного воздуха