Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:46, реферат
Теоретически любая популяция способна к неограниченному росту численности, если ее не лимитируют факторы внешней среды (ограниченность ресурсов, болезни, хищники и т.п.). В таком гипотетическом случае скорость роста популяции будет зависеть только от величины биотического потенциала, свойственного каждому конкретному виду. Биотический потенциал отражает теоретически возможное число потомков от одной пары (или одной особи) за определенный промежуток времени, например за весь жизненный цикл, или за год.
1. Понятие популяции
2.Конкуренция и виды конкуренции
3. Пищевые цепи
4. Экологические факторы, действующие на жизнедеятельность организмов
5. Структура и свойства популяций
6. Динамика популяций
7. Характеристика человеческих экосистем
8. Взаимозависимость и взаимодействие в человеческих экосистемах
Список использованной литературы
Человеческие экосистемы – это открытые системы. Они требуют поступления ресурсов, топлива, технологий, выхода на рынки и т.д. Существование одного города, например, требует определенного пространства и пищевых продуктов, а также доступа к запасам леса для обеспечения строительными и бумажными материалами. Городу требуется вода для питья, использования в промышленности и отведения отходов, а также воздух для дыхания и рассеивания выхлопов автомобилей, отходов промышленных предприятий и электростанций. Кроме того, требуется поступление энергии и сырья. Даже маленький город зависит сразу от нескольких различных видов человеческих экосистем. Некоторые могут располагаться внутри или около города, другие – быть связанными с ним с помощью транспортной сети. Изменения в одной из подсистем обязательно вызовет нарушение в другой или третьей. Оптимальное функционирование всех подсистем возможно только при условии их согласованного действия.
Никакая городская или сельская местность в мире не имеет всех ресурсов, необходимых для человеческого общества, за исключением самых примитивных его форм. Практически все области и регионы что-то производят, и все торгуют друг с другом. Даже в каменном веке некоторые территории импортировали камни – основной технологический ресурс для того времени. С увеличением сложности организации общества возрастала и взаимозависимость различных регионов друг от друга, до тех пор, пока практически все страны мира не оказались участниками тесной сети взаимодействий. Международная торговля асимметрична. Некоторые регионы являются поставщиками сырья, а другие – изготовителями, использующими это сырье.
Экономическая асимметричность мира имеет несколько следствий. Культурные различия стран усиливаются различиями национального дохода, и каждой стране присуща своя форма правительства. Темпы роста численности населения имеют тенденцию быть самыми высокими в бедных странах (или в бедных областях внутри богатых стран), кроме того, политическая нестабильность зачастую сопровождается бедностью населения. Эти факторы оказываются весьма важными в условиях увеличивающейся взаимозависимости различных обществ. Проблемы в одной части мира могут приводить к сбою в поставке важных природных ресурсов, что приведет к соответствующим последствиям во всем мире. Наиболее яркий пример – влияние иранской революции на уровень мировых цен на нефть в 1979 г. Возможность подобных возмущений подчеркивает взаимозависимость стран друг от друга и уязвимость мировой системы в целом.
Основой человеческой экосистемы являются взаимодействия между людьми и окружающей средой. Однако, не менее характерной является взаимосвязь между отдельными экосистемами как в пределах одной страны или региона, так и между различными странами или регионами. Различные экосистемы, функционирующие под управлением заданных экономических и политических законов, взаимодействуют с другими системами, функционирующими под управлением других законов. Внутри этой взаимосвязанной системы законов генерируются стимулы и реакции, которые предназначены для регулирования или упрощения взаимодействий между людьми в различных регионах. Однако эти же законы могут являться и существенными факторами, ограничивающими взаимодействие человека с природной средой, даже если они не имеют к среде прямого отношения и не связаны близко с особенностями конкретного общества.
Система природной среды – чрезвычайно сложная система, которая своей целостностью и единством обязана глобальной информационной сети. Для ее описания используются практически все научные дисциплины, известные человеку в течение нескольких тысяч лет. «Первый закон экологии», сформулированный Барри Коммонером, – «все связано со всем» – является в высшей степени справедливым для человеческих экосистем.
Масштаб и сложность человеческих экосистем ставят в тупик многих людей, предпочитающих судить об окружающем с более простой, эгоцентрической, точки зрения. Здесь хотелось бы напомнить об истории короля Канута, правившего Англией в XI столетии, который поставил свой трон на берегу моря и приказал приливу отойти. Тот, конечно, не подчинился, и Канут вошел в историю как образец тщетности усилий. Его ошибка состояла в том, что он не осознавал, что его приказы распространялись только на его подданных. В других странах правят другие правители, а природная среда всегда управлялась (и управляется по сей день) законами физики и экологии, которые не под силу изменить ни одному главе государства. Однако наследие Канута все еще обладает достаточной силой.
Современное демократическое общество может выбирать способ управления природной средой, но оно не может установить экологические принципы, в соответствии с которыми окружающая среда реагирует на это управление.
Список литературы:
Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.
Радкевич В.А. Экология. Минск: Вышэйшая школа, 1998.
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества / Пер. с англ. М.: Мир, 1989.
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина
Г.А. Экология человека: Культура
здоровья: Учебное пособие для
учащихся общеобразовательных
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» в 3-х тт. М. 1993
Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г., Барабанов Е.И. «Эволюция и экология». М. 1995
Мамонтов С.Г., Захаров В.Г. «Общая биология». М. 1996
Слюсарев А.А. «Биология с общей генетикой». М. 1979
Каменский А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. «Биология. Ответы на вопросы». М. 1998
«Биология» под ред. проф. Ярыгина В.Н. М. 1997
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. «Основы общей биологии». СПб. 1995