Применение наглядности на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:46, реферат

Краткое описание

Цель: заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
Задачи:
1. изучение теоретического материала, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;
3. выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 42.02 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

  Учреждение  образования

 «МОЗЫРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.П.ШАМЯКИНА»

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ И ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ  НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения  уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с  ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны  различные приемы использования  учебного оборудования на уроках.

Учебно-материальной базой  преподавания биологии является рационально  организованный и оборудованный  кабинет, в котором созданы условия  для размещения, хранения и использования  учебного оборудования.

Курс биологии в школе  призван вооружить учащихся элементарными  знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

На уроках биологии эти  наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости  от темы и цели урока.

Цель:  заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.

Задачи:

1. изучение теоретического  материала, раскрытие сущности  понятия "наглядность";

2. подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;

3. выявления влияния наглядности  на уровень знаний учебного  материала учениками.

Глава 1. Наглядность  обучения и использование наглядных  пособий

1.1. История возникновения  понятия "наглядности", сущность  понятия

Впервые в педагогике теоретическое  обоснование принципа наглядности  обучения дал Я.А. Коменский в XVII в. Великий чешский педагог, используя  достижения народной педагогики, нашел  средство, облегчающее ребенку изучению книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика.

Рисунок, картина вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге  предметы, явления, события. Обучение возникло за много тысяч лет до Я.А. Коменского и нельзя думать, что ребенок, когда  его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни  то, о чем ему говорил наставник, учитель. Наоборот, на ранних стадиях  развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с  трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить  и понять, то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка  и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным  и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и  общественным опытом, отражаемым в  книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится  в книгах. Ребенку для понимания  книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это  не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки.

Книга усложняет познавательную деятельность ребенка, она требует  развитых форм и операций мышления: обобщения абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Использование в обучении принципа наглядности имеет длительную историю. К нему прибегали еще за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других странах.

Наглядность в понимании, Коменского становиться решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность  означает чувственное познание, которое  является источником знаний. Поэтому  чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается  разум.

К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности  обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д. Ушинский значительно  обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов  работы с наглядными пособиями.

Практика работы школы  в специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность  обучения зависит от степени привлечения  всех органов чувств человека. Чем  разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее  он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена в дидактическом  принципе наглядности, в обоснование  которого педагоги в методисты-естественники  Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли существенный вклад.

Я. А Коменский обосновал  золотое правило дидактики: привлекать к обучению все органы чувств. И.Г. Песталоцци показал важность использования  наглядности в развитии формируемых  понятий. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся.

В.В. Половцов обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков. А С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом и роли в учебном процессе.

Наглядность является необходимым  и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий  учитель биологии должен дифференцированно  подходить к пониманию термина "наглядность" так как его  используют для выражения разных педагогических понятий. Различают  такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым  руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует  развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно  шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат  к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое  содержание изучаемых предметов  и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

 

1.2 Наглядность  как дидактический принцип обучения

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они  занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего  хода учения. Современный учитель  имеет большой выбор наглядных  пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять  наглядные пособия, но и думать насколько  они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут  способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.

Результаты УВП зависят  во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который  эти средства использует. Совершенствование  содержания образования закономерно  требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится  в тесной связи с развитием  техники, передовым педагогическим опытом.

Успех обучения также зависит  от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность  обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию  связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности  в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные  опыты, ученики могут убедиться  в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и  процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в  знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес  к знаниям, делают более легким процесс  их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Прежде чем отобрать для  урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его  применения в зависимости от его  дидактических возможностей. При  этом следует иметь в виду, в  первую очередь, цели и задачи конкретного  урока и отбирать такие наглядные  пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют  ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые  лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит  и выбор одной из форм сочетания  наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а  слово учителя выполняет функцию  руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить  опорой для создания связей между  фактами, явлениями, недоступных непосредственному  наблюдению, а слово учителя побуждает  к наблюдению и направляет детей  на осмысливание, истолкование сделанных  наблюдений.

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает  слово учителя, а наглядность  выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным  пунктом сообщения, содержащего  сведения о явлениях и связях, недоступных  непосредственному восприятию. Наглядные  средства могут служить основой  для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности  используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются  не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.

1.3. Классификация наглядных пособий по биологии

Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы  в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления  и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств  обучения.

Средства наглядности  на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить  на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые  и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

 

1.3.1 Натуральные  пособия

Натуральными живыми пособиями  служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного  участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах  и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным  пособиям относятся гербарии, влажные  препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и  отдельные их части, чучела, раздаточный  материал для практических работ  и др.

Демонстрация живых растений и животных в качестве раздаточного материала требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями  и требованиями по охране природы. Кроме  сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке, чтобы приготовить раздаточный  материал, а вредителей, поселившихся на растениях учебно-опытного участка, собрать для коллекций, для использования в качестве раздаточного материала по зоологии. При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.

Кроме высушенных натуральных  объектов - гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) - в курсе 6 класса и коллекций насекомых, отдельных  частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) - в курсе 7 класса используют влажные биологические препараты, которые монтируют между двумя  стеклянными пластинами и опускают в склянку с консервирующей жидкостью. Приготовленные таким образом влажные  препараты позволяют изучить  внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди  них можно назвать следующие  препараты: "Корни бобового растения с клубеньками", "Развитие лягушки", "Развитие насекомого", "Аскарида", "Внутреннее строение речного рака" и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др. Объекты, опушенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Информация о работе Применение наглядности на уроках биологии