Проблемы биоэтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 10:26, реферат

Краткое описание

Биоэтика - направление, рассматривающее моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни. Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению по воле больного, его родственников и врачей. Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 27.75 Кб (Скачать файл)

Введение

 В конце XX в. возникло новое,  оригинальное направление в этике,  связанное с медициной, но имеющее  гораздо более широкое мировоззренческое  значение (влияющее на представления  о жизни и смерти) и меняющее  взаимоотношения между врачом  и пациентом - биоэтика. Данное  направление потребовало создания  новых этических принципов, поскольку  было связано с крупными открытиями  в биологии, ведущими к революции  во всей системе ценностей,  к революции в морали и культуре. Революция в биологии повлекла  за собой проблемы, с которыми  никогда раньше не сталкивалось  человечество. Эта революция также  затрагивает самые фундаментальные  вопросы человеческого бытия,  занимавшие важное место в  традиционной культуре и представлявшие  величайшую тайну, в том числе:  вопрос нравственного отношения  к зарождению новой жизни, концепцию  эротической любви и деторождения, проблему отношения к смерти  и понимание самой жизни и  др.

Биоэтика - направление, рассматривающее  моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием  решений относительно здоровья и  продолжения жизни. Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению  по воле больного, его родственников  и врачей. Человечество в настоящее  время готово подчинить своему контролю живые силы природы. Этот технический  прогресс выходит за пределы традиционных моральных ценностей. Поэтому возникло такое направление, как биоэтика, задача которой - определить границы  применения новых орудий жизни и  смерти.

Основные направления исследований биологической природы человека:

- модификация поведения с помощью  "шоковой терапии",

- генная инженерия, - суррогатное  материнство, 

- клонирование,

- этика аборта,

- трансплантация органов,

- продажа детей, 

- изменение пола,

- искусственное продление жизни,  эвтаназия.

 В 1965 г. в США открылся "Институт  по изучению социальной этики  и наук о жизни в г. Хастингтоне  (Хастингтонский центр), где начали  проводиться активные исследования, связанные с проблемами жизни  и смерти. Поскольку эти исследования  затронули многие этические вопросы,  нуждающиеся в специальном рассмотрении, этот момент можно считать  моментом возникновения биоэтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие биоэтики

БИОЭТИКА – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Содержание биоэтики

Развитие биоэтики обусловлено  тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных  преобразований. Она становится качественно  иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для  новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют  основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и  другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные  и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей  или психиатрических больных); выработки  дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим  больным (хосписы); вакцинации иСПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики(включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и  генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

Возникновение биоэтики.

Достижения научно-технического прогресса  в биомедицине не только практически  расширили возможности в области  биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о  начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики. По мнению американского философа А.Джонсена (A.Jonsen) рождение биоэтики можно датировать 1961 – началом публичных дискуссий  вокруг деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в  г.Сиетл, который занимался отбором  первых пациентов для искусственного гемодиализа. Комитет был прозван  в прессе – «божественный», поскольку  доступ к только что появившимся (и поэтому бывшим в ограниченном количестве) аппаратам искусственной  почки означал для пациентов  шанс выжить, тогда как те, кому комитетом  было отказано в лечении, были фактически обречены на скорую смерть.

Создатели первого этического комитета по сути совершили фундаментальное  «открытие». Традиционно врачи решали вопросы жизни и смерти у постели  больного, считая себя единственно  компетентными в этом деле. В Сиетле возникло понимание, что распределение  дефицитного ресурса (доступа к  аппарату искусственной почки) –  это не только медицинская, но и моральная  проблема (в данном случае – проблема справедливости). Для ее корректного  разрешения недостаточно только врачебных  знаний и опыта. Однако в современном  обществе, где люди поклоняются разным богам, отдают предпочтение разным, постоянно  спорящим друг с другом философским  системам, нет общепризнанных «экспертов»  по разрешению моральных проблем.  

Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском  центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители  общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного  бизнесмена или добропорядочную  домохозяйку? Местного политика или  богатого иностранца? На подобные вопросы  не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы  разобраться в нем, необходимо принять  в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и  финансовые и многие другие аспекты  возникшей ситуации, которые можно  учесть только в совместном обсуждении.

В основе биоэтики лежат представления  о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного  благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный  диалог медиков с представителями  широкого круга гуманитарных наук и  диалог с пациентами и представителями  общественности. Только так может  быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого  страдания и на этом основании  выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как  цели общественного здравоохранения  в целом. Первой исследовательской  организацией, начавшей систематическое  междисциплинарное обсуждение моральных  проблем современной медицины, стал созданный в 1969 врачем-психиатром Виллардом  Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences). В 1971 был создан Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть  Джорджтаунского университета), который  создал первые образовательные курсы  для врачей, философов и представителей других специальностей.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают  многие стороны развития современных  сообществ. Поэтому для их решения  создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных  организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных  организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

Существенную роль в деятельности этих комитетов играют представители  общественности, связанные с правозащитным  движением различных групп пациентов. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих законодательных  актах. Примером может служить Конвенция  Совета Европы О защите прав и достоинства  человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция  о правах человека и биомедицине (1996), первоначально называвшаяся Конвенция  по биоэтике. 28 статья Конвенции формулирует  требование, выражающее специфику биоэтического  стиля мышления: «Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные  проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному  обсуждению и стали предметом  надлежащих консультаций...». Экспертное знание не отвергается (в этом смысл  требования «надлежащих консультаций»), но уравнивается в правах с суждением  «общественности»

Биоэтика дает интеллектуальное обоснование  и социальное оформление публичному процессу, в котором вырабатываются социально признанные границы человеческого  существования. Вопрос о том, что  значит быть человеком, неслучайно является одним из центральных в академических исследованиях. От его решения зависит содержание моральной позиции в конкретных ситуациях. К примеру, в основе моральных

7

конфликтов по проблеме аборта лежит  не вопрос о праве нарушать заповедь «Не убий!», но вопрос о том –  признается или не признается оплодотворенная  яйцеклетка, зародыш или нерожденный  плод в качестве «человека». Если признается, то право на жизнь принадлежит  ему в полном объеме; если – нет, то он являются частью тела матери, которую  можно столь же просто изъять, как  хирургически изымается из организма  опухоль или воспалившейся червеобразный  отросток.

 В ожесточенной интеллектуальной  и политической публичной конфронтации  вокруг признания или непризнания  нерожденных человеческих существ  в качестве «людей» формируется  социально признанная граница  начала собственно человеческого  существования, того момента,  с которого нерожденное существо, рассматривается уже не как  часть женского тела, с которой  женщина вправе поступить по  своему усмотрению, но как социально  признанный субъект моральных  отношений. 

Аналогичным образом, в публичных  дебатах вокруг проблемы «дефиниции смерти» и моральных проблем  трансплантологии формируется социально  признанная граница конца собственно человеческого существования –  того момента, переходя который человек  теряет основной объем прав субъекта морального сообщества. С этого момента  он признается обществом в качестве «трупа», от которого, к примеру, при  определенных условиях можно забрать  еще бьющееся сердце или иной орган  для пересадки другому человеку. В центре дискуссии опять же оказывается  вопрос о социальном признании или  непризнании в качестве человека существа с погибшим мозгом, но еще  бьющимся сердцем.

3 декабря 1967 южноафриканский хирург  Кристиан Барнард первым в  мире пересадил сердце от одного  человека другому. Он спас жизнь  неизлечимому больному, изъяв бьющееся  сердце от женщины, мозг которой  был необратимо поврежден в  результате автомобильно»й катастрофы. Общественная реакция на это  революционное событие оказалась  полярной.Одни превозносили Барнарда  как изобретателя метода спасения  сотен тысяч неизлечимых больных.  Другие обвинили его в убийстве. Ведь он изъял еще бьющееся  сердце! Прервал одну жизнь, чтобы  спасти другую! Имел ли он на  это право? Было ли это убийством,  или человек, у которого погиб  мозг, фактически уже мертв, несмотря  на то – бьется или не  бьется его сердце?

С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего  морального выбора на границе между  жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых  прогрессом современных биомедицинских технологий.

В биоэтических дискуссиях границы  человеческого существования постоянно  подвергаются критическому пересмотру, что делает их нестабильными. Одновременно возникает набирающая силу тенденция  различения «человеческого сообщества»  и «морального сообщества». Многочисленные группы и движения сторонников прав животных настойчиво добиваются пересмотра «антропоцентричной» морали и признания  в качестве основополагающей –«патоцентрической»  модели (включающей всех живых существ, способных переносить боль) или даже биоцентрической модели, объемлющей всю живую природу. Особо активно  это обсуждается в связи с  проектами создания трансгенных  животных для ксенотрансплантаций (пересадки органов от животных человеку).

Во многих странах мира биоэтика стала академической дисциплиной. Ее преподают главным образом  на философских и медицинских  факультетах университетов. В России биоэтика включена в программу обязательного медицинского образования с 2000. Курсы биоэтики читаются на философских факультетах. В настоящее время издаются десятки специализированных журналов, регулярно публикующих материалы по биоэтике. Среди них следует упомянуть «Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. The International Journal for Healthcare Ethics and Ethics Committees»; «The Hastings Center Report»; «The Journal of Medicine and Philosophy. A Forum for Bioethics and Philosophy of Medicine»; «Medicine, Health Care and Philosophy. A European Journal»; «Theoretical Medicine and Bioethics. Philosophy of Medical Research and Practice». В России статьи по проблемам биоэтики регулярно публикует журнал «Человек». C 2000 выходит журнал «Медицинское право и этика». В США вышло два издания четырехтомной «Encyclopedia of Bioethics» (1979 и 1995). С 1993 организована Международная Биоэтическая Ассоциация, проводящая всемирные биоэтические конгрессы.

Информация о работе Проблемы биоэтики