Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 10:26, реферат
Биоэтика - направление, рассматривающее моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни. Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению по воле больного, его родственников и врачей. Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы.
Введение
В конце XX в. возникло новое,
оригинальное направление в
Биоэтика - направление, рассматривающее моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни. Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению по воле больного, его родственников и врачей. Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы. Этот технический прогресс выходит за пределы традиционных моральных ценностей. Поэтому возникло такое направление, как биоэтика, задача которой - определить границы применения новых орудий жизни и смерти.
Основные направления
- модификация поведения с
- генная инженерия, - суррогатное материнство,
- клонирование,
- этика аборта,
- трансплантация органов,
- продажа детей,
- изменение пола,
- искусственное продление жизни,
В 1965 г. в США открылся "Институт
по изучению социальной этики
и наук о жизни в г.
Понятие биоэтики
БИОЭТИКА – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.
Содержание биоэтики
Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.
К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации иСПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики(включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.
Возникновение биоэтики.
Достижения научно-технического прогресса
в биомедицине не только практически
расширили возможности в
Создатели первого этического комитета по сути совершили фундаментальное «открытие». Традиционно врачи решали вопросы жизни и смерти у постели больного, считая себя единственно компетентными в этом деле. В Сиетле возникло понимание, что распределение дефицитного ресурса (доступа к аппарату искусственной почки) – это не только медицинская, но и моральная проблема (в данном случае – проблема справедливости). Для ее корректного разрешения недостаточно только врачебных знаний и опыта. Однако в современном обществе, где люди поклоняются разным богам, отдают предпочтение разным, постоянно спорящим друг с другом философским системам, нет общепризнанных «экспертов» по разрешению моральных проблем.
Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.
В основе биоэтики лежат представления
о недостаточности
Сложные биоэтические проблемы затрагивают
многие стороны развития современных
сообществ. Поэтому для их решения
создан особого рода социальный институт
этических комитетов, который представляет
собой многоуровневую сеть общественных,
государственных и
Существенную роль в деятельности
этих комитетов играют представители
общественности, связанные с правозащитным
движением различных групп
Биоэтика дает интеллектуальное обоснование и социальное оформление публичному процессу, в котором вырабатываются социально признанные границы человеческого существования. Вопрос о том, что значит быть человеком, неслучайно является одним из центральных в академических исследованиях. От его решения зависит содержание моральной позиции в конкретных ситуациях. К примеру, в основе моральных
7
конфликтов по проблеме аборта лежит
не вопрос о праве нарушать заповедь
«Не убий!», но вопрос о том –
признается или не признается оплодотворенная
яйцеклетка, зародыш или нерожденный
плод в качестве «человека». Если признается,
то право на жизнь принадлежит
ему в полном объеме; если – нет,
то он являются частью тела матери, которую
можно столь же просто изъять, как
хирургически изымается из организма
опухоль или воспалившейся
В ожесточенной
Аналогичным образом, в публичных
дебатах вокруг проблемы «дефиниции
смерти» и моральных проблем
трансплантологии формируется социально
признанная граница конца собственно
человеческого существования –
того момента, переходя который человек
теряет основной объем прав субъекта
морального сообщества. С этого момента
он признается обществом в качестве
«трупа», от которого, к примеру, при
определенных условиях можно забрать
еще бьющееся сердце или иной орган
для пересадки другому
3 декабря 1967 южноафриканский хирург
Кристиан Барнард первым в
мире пересадил сердце от
С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего морального выбора на границе между жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий.
В биоэтических дискуссиях границы
человеческого существования
Во многих странах мира биоэтика
стала академической