Что такое модификация поведения?
Одно из первых направлений, обозначивших
новую проблематику - модификацию
поведения ("Behavior Modification"), известное
в США как "промывание мозгов",
(а у нас как "зомбирование").
Первые опыты проводились в США
- в мозг испытуемому вшивались
электроды и в нужный момент пропускали
электрический ток, чтобы повлиять
на изменение поведения испытуемого
в нужном направлении. Таким образом,
вместе с другими ценностями исчезает
моральная автономия личности, меняется
сама концепция личности как автономного
субъекта, как свободного индивида.
Эти программы могут быть эффективными
при лечении умственных расстройств,
помогают слабоумным в осуществлении
внешне рациональных действий, не предполагающих
самостоятельного мышления. В наше
время наиболее широко используется
методика изменения поведения с
помощью "шоковой терапии", осуществляемой
средствами массовой информации, и в том
числе рекламой. "Шоковая терапия"
сегодня осуществляет мощное психологическое
воздействие, вызывающее стресс, сомнение
в общепризнанных культурных ценностях,
фрустрацию.
Какие моральные дилеммы возникают
в биоэтике
1. Главная дилемма биоэтики - это противоречие
между принципом патернализма (свойственным
традиционной медицине) и более современным принципом
автономии личности. Врач не в состоянии
нести всю полноту ответственности за
принятие жизненно важного решения для
пациента. Поэтому эту ответственность
разделяют между собой врач, пациент, его
родственники, члены этических комитетов
(которые имеются в современных больницах).
2. Самое первое направление
в современной медицине - генная
инженерия и евгеника (возникшие
уже в 30-х гг. XX в.) - угрожало
превращением человека в биосырье,
в материал для опытов. Проблема
позитивной и негативной евгеники
заключается в следующем: не
будет ли "улучшение человеческой
природы" в действительности
непоправимым ударом по человеку?
Не будет ли это повторением
известных экспериментов (например
фашизма)? Медицинская этика запрещает
эксперименты над человеком, но
многие современные исследования
являются таковыми. В частности,
метод "шоковой терапии"
является грубой манипуляцией
над личностью и меняет традиционные
представления об автономии субъекта.
С этой проблемой связана другая
- о допустимости шоковой терапии,
осуществляемой современной культурой
и рекламой, и выработке адекватной
психологической защиты.
3. В биоэтике имеется комплекс
проблем, связанных с реализацией
идеи справедливости. Например, существует
противоречие в правах заинтересованных
лиц при аборте и трансплантации органов.
Можно ли считать зародыш человеком (или
личностью)? Какими правами он обладает?
Чьи права перевешивают - матери (отца)
или ребенка?
4. Биоэтика вступает в противоречие
с медицинской этикой. В частности,
в медицине есть принцип, что
ради спасения одного человека
недопустимо использовать другого
человека.
5. Не менее сложные противоречия,
может быть ведущие к революционным
преобразованиям традиционной семьи,
возникают в связи с расширяющейся
практикой суррогатного материнства.
В результате современная медицина
ведет к разрушению традиционных
отношений между родителями и
детьми (искусственное оплодотворение
от другого мужчины, суррогатное
материнство), между мужем и женой
(однополые браки). Меняется представление
о жизни, смерти, человеке, наносится
еще один удар по самым фундаментальным
представлениям и ценностям традиционной
культуры.
6. Еще одна дилемма связана
с противоречием между принципом
заботы о здоровье пациента
и нежелательными последствиями
проявления этой заботы - классический
пример: когда для сохранения
жизни требуется ампутация органа
(например конечностей), но при
этом качество жизни пациента
резко ухудшается. Кто должен
в подобном случае принимать
решение: врач или больной?
Аналогичная дилемма связана
с проблемой искусственного поддержания
жизни. Современная медицина может
почти любую болезнь превратить
в хроническую, кроме того, она
может поддерживать жизнь безнадежного
больного, так что больной будет
находиться в "промежуточном"
состоянии между жизнью и смертью
достаточно долго. В больницах
и госпиталях находится огромное
количество таких больных (рассеянный
склероз, последняя стадия рака
и т.д.).
Еще несколько десятилетий
тому назад такие больные немедленно
скончались бы. Сегодня уже отмечаются
рекорды искусственного поддержания
жизни безнадежного больного, находящегося
в коме, когда все основные
функции организма выполняются
искусственными органами (такой
рекорд был отмечен в США,
где больную - жертву автокатастрофы
- искусственно поддерживали в
течение 10 лет).
Возникает проблема выбора
между смертью и плохим качеством
жизни, между смертью и смертью.
Является человек, находящийся
в бессознательном состоянии,
в полном смысле человеком?
Является ли данный человек
живым? Как положить конец такому
существованию и кто должен
взять ответственность за принятие
решения? Ни врач, ни медперсонал
не могут взять на себя ответственность,
так как не могут изменить
клятве Гиппократа с ее запретом
убийства. Ситуация кажется неразрешимой:
долгие, мучительные страдания или
легкая и быстрая смерть. Можно
ли использовать таких больных
для медицинских экспериментов?
И каковы условия такой возможности?
7. Целый ряд проблем носит сугубо
философский характер: что значит
быть человеком? Что такое личность?
Что такое жизнь? Какова достойная
жизнь? Что такое смерть? Какова
достойная смерть?
Список литературы
1. Байбурин А.К. Топорков А.Л.
У истоков этики. – Л., 1990
2. Бодрийяр Ж. Символический
обмен и смерть. – М., 2000
3. Коновалова Л.В. Прикладная
этика. – М., 1998
4. Этика/ под. Ред. А.А. Гусейнова
и Е.Л. Дубко. – М., 1999
5. Биомедицинская этика. Под
редакцией Покровского В.И. М.,
1997
6. Биоэтика: принципы, правила, проблемы.
– Отв. ред. Юдин Б.Г. М., «Эдиториал
УРСС», 1998
7. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская
этика. Теория, принципы, правила.
М., 1995, 1999
8. Стречча Элио, Тамбоне Виктор.
Биоэтика. М., 2001
9. Основы социальной концепции
Русской Православной Церкви. М.,
2001
10. Петров В., Седова Н. Практическая
биоэтика. М., 2002