Развитие критического мышления через чтение и письмо» в изучении школьного курса биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, доклад

Краткое описание

Эффективность урока зависит от того, насколько полно решаются на нем задачи обучения, воспитания и развития школьников. Поэтому важно, чтобы урок был заполнен педагогически целесообразной деятельностью всех учащихся, чтобы процесс усвоения ими знаний проходил в условиях активной мыслительной деятельности и максимально содействовал формированию у школьников умения творчески мыслить, самостоятельно пополнять знания. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Содержание

Введение. 3стр.
1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
2.1.Акценты целей технологии РКЧМП. 3 – 5стр.
2.2. Особенности организации технологии РКЧМП. 5 – 7 стр.
2.3. Влияние использования технологии РКЧМП на результат. 7 – 8стр.
Заключение. 8 стр.
Список литературы. 9 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

zachita.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в изучении школьного курса биологии».

 

 

 

 

Лямина Елена Александровна,

     учитель биологии

 МОУ Петропавловской  СОШ.

 

 

 

 

 

2010 г.

 Содержание.

 

  1. Введение.                                                                                                             3стр.  
  2. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». 

2.1.Акценты  целей  технологии РКЧМП.                                                       3 – 5стр.

2.2. Особенности организации  технологии РКЧМП.                                   5 – 7 стр.

2.3. Влияние использования технологии  РКЧМП на результат.                    7 – 8стр.

  1. Заключение.                                                                                                             8 стр.                                                                                                   
  2. Список литературы.                                                                                                 9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Страшная эта опасность  – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и …ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

В.А. Сухомлинский.

Эффективность урока  зависит от того, насколько полно  решаются на нем задачи обучения, воспитания и развития  школьников. Поэтому  важно,  чтобы урок был заполнен педагогически целесообразной деятельностью  всех учащихся, чтобы процесс усвоения ими знаний проходил в условиях активной мыслительной деятельности и максимально содействовал формированию у школьников умения творчески мыслить, самостоятельно пополнять знания. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный  характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Сегодня каждого из нас окружает мощное информационно поле, ориентироваться в котором подчас трудно не только ребенку, но и взрослому человеку. В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т.д.) является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Технология «Развитие критического мышления через слово и письмо» (сокращенно РЧКМП) на уроках биологии позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, развить творческую мысль через совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, а затем представить ему основания для осмысления материала и помочь обобщить приобретенные знания, осознать их значимость для практической деятельности.

Технология РЧКМП разработана  в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил., К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Критическое мышление –  это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему  его информационному полю. 

                                     Акценты целей технологии РКМЧП.

  1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны: открытость, гибкость, рефлективность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности.
  3. Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:

- выделять причинно  – следственные связи;

- рассматривать новые  идеи и знания в контексте  уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную   информацию;

- понимать ,как различные части  информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- делать вывод о том, чьи  конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражаю  текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в  утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятые отношения,  мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который  всегда можно проверить, от  предположения и личного мнения;

- подвергать сомнению логическую  непоследовательность устной или  письменной речи;

- отделять главное от существенного в тексте или речи и уметь акцентировать на первом.

 

  1. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  2. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

                                        Особенности концептуала

  1. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать. Находить в ней смысл, применять в жизни .
  2. Не присвоение « готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  3. Коммуникативно – деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  4. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
  5. Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут привести к формированию стереотипов.

                                    Особенности организации.

           Технология РКМЧП – надпредметная,  проникающая, она применима в  любых программе и предмете.

           В основу технологии положен  базовый дидактический цикл, состоящий  из трех этапов (стадий).

           Каждая фаза имеет свои цели  и задачи, а также набор характерных  приемов, направленных сначала  на активизацию исследовательской,  творческой деятельности, а потом осмысление и обобщение приобретенных знаний.

           Первая стадия – « вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся раннее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

                                          «Любое знание будет присвоено,

                                                       если оно будет основано на собственном опыте».

                                                                                                                     К.Роджерс.

             Вызвать на поверхность представление  или более устойчивые формы  знания ученика по изучаемой  теме – это первая задача, которую  решает класс. Самое трудное  для учителя принять все версии, которые предполагают ученики – правильные и неправильные. Иногда вскрывается противоречие в точках зрения. Например, при изучении в седьмом классе какого-либо класса животных могут возникнуть разные мнения по поводу поведения, внешнего или внутреннего строения изучаемого животного. Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть. По существу, они сами для себя формируют цель: для чего буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственные вопросы.

          Целесообразно использовать такие  приемы и методы, как: мозговая  атака, ассоциативная схема, составление  кластера и др.

Например, при изучении темы « Витамины» в 8 классе я прошу  детей записать зрительные ассоциации с этим словом. Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом:

                        



 

 

Овощи               Фрукты              Здоровье            Иммунитет         Болезни       Лето             

 

 

         Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц), которые позволяют отслеживать собственное понимание, при этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Главная задача в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время «вызова». Используя прием «Инсерт», «Слепой текст» и т.д.

         Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его, либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Стадия «рефлексии» необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи, информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

             Живой обмен идеями между учащимися  в процессе групповой работы  дает возможность расширить свой  выразительный словарь, а также  познакомится с различными представлениями.  Разрешая диалог на стадии  рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.

Организация урока.

        Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических группах и парах.

Широко применяются  различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.д.)

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

   Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

     Роль учителя  - в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация  материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.   

За время  работы над этой темой достигнуты следующие результаты:

  1. Появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
  2. Повышается ответственность за качество собственного образования.
  3. Формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации.
  4. Раскрывается творческий потенциал школьников.

Использование технологии  развития критического мышления через  чтение и письмо в курсе биологии наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты.

  1. Повысилась успеваемость учащихся.
  2. Ежегодно учащиеся принимают участие в олимпиадах  по биологии школьного уровня, занимая призовые места.
  3. Ежегодно учащиеся принимают участие в районных олимпиадах по биологии, занимая

Информация о работе Развитие критического мышления через чтение и письмо» в изучении школьного курса биологии