Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, доклад
Эффективность урока зависит от того, насколько полно решаются на нем задачи обучения, воспитания и развития школьников. Поэтому важно, чтобы урок был заполнен педагогически целесообразной деятельностью всех учащихся, чтобы процесс усвоения ими знаний проходил в условиях активной мыслительной деятельности и максимально содействовал формированию у школьников умения творчески мыслить, самостоятельно пополнять знания. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Введение. 3стр.
1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
2.1.Акценты целей технологии РКЧМП. 3 – 5стр.
2.2. Особенности организации технологии РКЧМП. 5 – 7 стр.
2.3. Влияние использования технологии РКЧМП на результат. 7 – 8стр.
Заключение. 8 стр.
Список литературы. 9 стр.
«Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в изучении школьного курса биологии».
Лямина Елена Александровна,
учитель биологии
МОУ Петропавловской СОШ.
2010 г.
2.1.Акценты целей
технологии РКЧМП.
2.2. Особенности организации технологии
РКЧМП.
2.3. Влияние использования
« Страшная эта опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и …ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
В.А. Сухомлинский.
Эффективность урока зависит от того, насколько полно решаются на нем задачи обучения, воспитания и развития школьников. Поэтому важно, чтобы урок был заполнен педагогически целесообразной деятельностью всех учащихся, чтобы процесс усвоения ими знаний проходил в условиях активной мыслительной деятельности и максимально содействовал формированию у школьников умения творчески мыслить, самостоятельно пополнять знания. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Сегодня каждого из нас окружает мощное информационно поле, ориентироваться в котором подчас трудно не только ребенку, но и взрослому человеку. В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т.д.) является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Технология «Развитие критического мышления через слово и письмо» (сокращенно РЧКМП) на уроках биологии позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, развить творческую мысль через совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, а затем представить ему основания для осмысления материала и помочь обобщить приобретенные знания, осознать их значимость для практической деятельности.
Технология РЧКМП разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил., К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Критическое мышление –
это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который характеризуется
высоким уровнем восприятия, понимания,
объективности подхода к
- выделять причинно – следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или
- понимать ,как различные части
информации связаны между
- выделять ошибки в
- делать вывод о том, чьи
конкретно ценностные
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношения,
- уметь отличать факт, который
всегда можно проверить, от
предположения и личного
- подвергать сомнению
- отделять главное от существенного в тексте или речи и уметь акцентировать на первом.
Технология РКМЧП –
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели
и задачи, а также набор характерных
приемов, направленных сначала
на активизацию
Первая стадия – « вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся раннее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вызвать на поверхность
Целесообразно использовать
Например, при изучении темы « Витамины» в 8 классе я прошу детей записать зрительные ассоциации с этим словом. Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом:
Овощи Фрукты Здоровье Иммунитет Болезни Лето
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц), которые позволяют отслеживать собственное понимание, при этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Главная задача в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время «вызова». Используя прием «Инсерт», «Слепой текст» и т.д.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его, либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Стадия «рефлексии» необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи, информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Живой обмен идеями между
Организация урока.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических группах и парах.
Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.д.)
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя - в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
За время работы над этой темой достигнуты следующие результаты:
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в курсе биологии наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты.