Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.
Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.
Введение
1. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьника.
2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура.
3. Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младшего школьника.
Заключение
Литература
Приложения
2. Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формирование навыка письма.
3. Не менее
интересен следующий приём,
4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях, стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.
После прочтения идёт беседа:
- Что подметил автор в своём отрывке?
- Можно ли
это явление увидеть в природе?
- Видели ли вы это?
- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?
- С чем сравнивает автор это явление природы?
Вот, например, как можно провести урок по теме “Здравствуй, весна!”
Цели: установление причинно-следственных связей в природе по сезонам года.
Гонимы вешними
лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясную природа
Сквозь сон встречают утро года,
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют… (А. С. Пушкин)
- Какое время
года описано в этом
- Каждое время года имеет свои признаки. Какие признаки есть у весны?
Чтение стихотворения С.Дрожжина “Зима сменяется весною”. Дети отмечают признаки, описанные в стихотворении.
Зимние дни
миновали,
Ночи короткие стали,
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает.
Влажным теплом подувается
Ветер с раздольных полей.
Быстро одна за другой
Тучки несутся толпою,
Лёгкою дымкой скользят.
Галки, вороны стадами
Сядут на крыши рядами,
Каркнут и дальше летят.
Верба над тыном склонилась
Вся расцвела, распушилась,
Так и блестит жемчугом.
Кой-где обтаяли кочки
И закраснели почки
С дремлющем сладко листом…
Дети перечисляют все признаки весны, описанные в стихотворении, затем выделяют только те изменения, которые произошли в неживой природе.
- Итак, ночи стали короче, а дни? Дни стали длиннее. Почему?
- Первый месяц
весны называют месяцем света
или весной света. В этот
месяц наблюдают очень
Лёд идёт, лёд
идёт!
Вереницей длинной.
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины.
Синий лёд, зелёный лёд,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идёт -
Нет ему возврата. (С. Маршак).
Беседа о том, как опасно выходить на лёд весной. Чтение рассказа Б. Житкова “На льдине”.
- Тает снег, лёд, бегут ручьи и наступает новый период весны – весна воды (апрель).
Беседа о половодье. Чтение отрывка из стихотворения Н.Некрасова “дедушка Мазай и зайцы”
Это заставляет детей на экскурсиях не только наблюдать, но рассматривать и объяснять.
5. Развитию речи
учащихся, сообразительности,
Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.
Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней.
Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.
К специфическим признакам экскурсии относятся:
- быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;
- экскурсионность объекта;
- способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
- способ предметного изучения;
- эмоциональность.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают определенный запас конкретных представлений, но и исследует объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы действительно существуют, что окружающий мир объективен.
Процесс наблюдения на экскурсиях можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.
Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые.
Первый этап - подготовительный. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Во время экскурсий это достигается различными приемами:
- краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание). Например, во время экскурсии в парк учитель дает задание определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;
- обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они это растение раньше, где видели, каким оно было тогда, что знаете о нем).
На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников - использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. С этой целью хорошо использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, вопросы и указания. Все эти приемы направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом объекте.
Третий этап - основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребят должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Этот этап можно условно разделить на три части.
Обследование предмета или явления в целом.
Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию объекта.
Рассматривая предмет, ребенок имеет возможность высказать о нем то, что знает. Важно уделять этому моменту ровно столько внимания, сколько необходимо, а именно: с одной стороны, удовлетворить желание детей показать, что предмет им знаком, а с другой - не дать возможности отвлечься от темы наблюдения, распылить свое внимание, погасить интерес к объекту.
Четвертый этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях.
Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.
Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.
Предлагаем примерные схемы наблюдения за животными и растениями:
Примерная схема наблюдения животного
В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:
Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и вневоле). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.
Особенности и роль данного животного в жизни человека.
Примерная схема наблюдения растения.
Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.
Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурами и обобщенными схемами обследования, учитель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:
Направление восприятия ребенка на определение объекта (узнавание, называние).
Объяснение, напоминание методики наблюдения (плана).
Руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом.
Обсуждение результатов наблюдения.
Использование
полученных результатов наблюдения
в изобретательной
Информация о работе Роль экскурсий в развитии наблюдательности