Роль экскурсий в развитии наблюдательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.
Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Содержание

Введение
1. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьника.
2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура.
3. Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младшего школьника.
Заключение
Литература
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, во время экскурсий большая роль отводится наблюдениям младшими школьниками. Умению наблюдать ребенка  необходимо специально обучать, поскольку  это умение не может быть приобретено  путем биологического наследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и  воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют  на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Экскурсия - это  увлекательная форма работы учителя  с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры  взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями  окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

В начальной  школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и  живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.

Наблюдение - это  целенаправленное восприятие предметов  и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные  признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы: 

    1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2001.
    2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.
    3. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.
    4. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.36-40.
    5. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 1991.
    6. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1984.
    7. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Пробуждение природы. Материал для проведения экскурсий с целью наблюдения за ранневесенними явлениями // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.42-44.
    8. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Экскурсия на лесную опушку // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С.52-55.
    9. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С.33-37.
    10. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников. Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С.66-68.
    11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.
    12. Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.38-41.
    13. Клепинина З.А. Что такое курс "Природа и мы?" // Начальная школа Плюс Минус. - 1999. - № 7. - С.10-13.
    14. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С.50-51.
    15. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Просвещение, 1990.
    16. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.57-59.
    17. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.54-59.
    18. Мептуховский М.В. Методика наблюдения за птицами на природоведческих экскурсиях // Начальная школа. - 1996. - № 3. - С.45-
    19. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
    20. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004.
    21. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2003.
    22. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.
    23. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002.
    24. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000.
    25. Подзоров В.И. Природоведение с методикой преподавания. Практикум. - Киев, 1990.
    26. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учеб. Пособие/ Н.В. Савина, З.М. Горбылева. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 335 с.
    27. Саяпина Н.Г. Ознакомление младших школьников с родным краем // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С.74-77.
    28. Титова В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира // Начальная школа. - 2005. - №1. - С.65-68.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Памятка для проведения наблюдений в природе

Как наблюдать в природе?

Найти предмет  для наблюдения тот, что указал учитель, или выбери его сам.

Рассмотри сначала  предмет в целом, чтобы запомнить  его очертания, общую форму, преобладающую окраску.

Наметить для  рассмотрения отдельные части, детали предмета. Внимательно рассмотри  каждую часть. Старайся запомнить форму, окраску, размеры, положение по отношению  ко всему предмету, каждой намеченной части.

Не причиняй вреда предметам природы. Помни, что природа нам дарит здоровье, создает красоту, кормит и поит нас.

По результатам  наблюдений сделай записи, зарисовки. 


Информация о работе Роль экскурсий в развитии наблюдательности