Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках биологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа
Краткое описание
Цель заключается в изучении роли технических средств при обучении биологии. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения биологии. Предмет исследования: методика использования технических средств при обучении биологии. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование технических средств при обучении биологии будет способствовать повышению эффективности обучения в том случае, если видеофильмы и учебные компьютерные программы используются в комплексе с имеющимися традиционными средствами обучения.
Одним из путей совершенствования
образования в современных условиях является
широкое привлечение в школу новых современных
технических средств, в том числе видео
и компьютерной техники: разработка условий
для их рационального сочетания с имеющимися
традиционными средствами обучения.
Школьное образование претерпевает
значительные изменения. Стремительное
развитие самых разных областей науки,
техники, социально-экономическое преобразование
общества пришло в острое противоречие
с уровнем подготовки выпускников школ,
вступающих в активную жизнь.
Методической наукой накоплен
громадный опыт создания и использования
разнообразных средств обучения. Этим
вопросам посвящены работы Е.А.Рыкова,
Е К Верзилина, С. А. Павловича, Д. И. Трайтака,
Е. И Бруновт, И.В. Козыря, Б. В. Всесвятского.
К А. Пугал, Л. П. Анастасовой и др.
В исследованиях А. М. Розенштейна,
Т. М. Яроелавцевой, Л.Е.Васильевой, Л. В.
Нироевой, Е А. Цугал и др. рассматривались
проблемы создания и использования комплексов
средств обучения по различным разделам
школьной биологии. 3.В. Чернявская
исследовала самостоятельную работу учащихся
по формированию естественнонаучных понятий
с использованием компьютеров. В. Е Стародубцев
исследовал проблему использования компьютерной
техники в повышении эффективности обучения
биологии на примере зоологии. В. В. Пасечник
рассмотрел вопросы использования компьютерных
программ с точки зрения организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся
при обучении биологии.
Однако этот опыт далеко не
исчерпывает возможности повышения эффективности
обучения биологии при комплексном использовании
средств обучения. Внедрение в школьную
практику элементов современных технологий
обучения ставит широкий спектр вопросов.
Являясь очень специфичными средствами
обучения учебные компьютерные программы
и видеофильмы накладывают дополнительные
штрихи и на многие психолого-педагогические
вопросы, требуют разработки методики.
Использование технических
средств дает возможность существенно
влиять на характер и способы формирования
некоторых особенностей процессов у школьников.
Цель заключается в изучении
роли технических средств при обучении
биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный
процесс обучения биологии.
Предмет исследования: методика
использования технических средств при
обучении биологии.
В основу исследования положена
гипотеза, согласно которой использование
технических средств при обучении биологии
будет способствовать повышению эффективности
обучения в том случае, если видеофильмы
и учебные компьютерные программы используются
в комплексе с имеющимися традиционными
средствами обучения.
Для достижения намеченной
цели и проверки гипотезы были определены
следующие задачи исследования:
- провести анализ использования
технических средств в отечественной
методике преподавания биологии;
- изучить методику технических
средств, направленных на эффективное
формирование биологических знаний и
умений.
Глава 1. Теоретические
основы использования
технических средств обучения на уроках
биологии
1.1 Психолого-педагогические
основы применения технических
средств обучения
Современные технические средства
и мультимедийные средства имеют для воплощения
принципа наглядности широкие возможности,
которые необходимо реализовать на основе
учета психологических особенностей восприятия
информации в процессе обучения.
Большую роль технические средства
играют в запоминании как логическом завершении
процесса усвоения. Они способствуют закреплению
полученных знаний, создавая яркие опорные
моменты, помогают запечатлеть логическую
нить материала, систематизировать изученный
материал1.
Значительна роль ТСО и на этапе
применения знаний: уже много раз говорилось,
что существуют специальные тренажеры,
компьютерные программы, направленные
на выработку умений и навыков, специальное
использование для этих целей статических
и звуковых средств.
Особенно должно учитываться
учителем эмоциональное воздействие технических
средств. Если ему важно сконцентрировать
внимание учащихся на содержании предлагаемого
материала, то сила их эмоционального
воздействия вызывает интерес и положительный
эмоциональный настрой на восприятие.
Избыток эмоциональности затруднит усвоение
и осмысление основного материала. Цвет,
умеренное музыкальное сопровождение,
четкий и продуманный дикторский или учительский
комментарий значимы при восприятии любых
ТСО и НИТО. Это не исключает использования
только наглядной или только звуковой
передачи информации в зависимости от
задач урока, содержания материала, возраста,
имеющегося у детей опыта и т.п.
В учебно-воспитательном взаимодействии
воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших
и сложнейших проблем является привлечение
и сохранение детского внимания на протяжении
всего урока или воспитательного занятия.
К.Д.Ушинский считал внимание ученика
чрезвычайно важным фактором, способствующим
успешности воспитания и обучения. По
его мнению, каждый воспитатель должен
быть в состоянии обратить внимание ученика
на желаемый предмет. Он указывает воспитателю
несколько средств сохранения детского
внимания: усиление впечатления, прямое
требование внимания, меры против рассеянности,
занимательность преподавания2.
Три из четырех названных Ушинским
средств присущи ТСО ц НИТО, которые, обладая
широким диапазоном выразительных художественных
и технических возможностей, позволяют
легко усилить впечатление от излагаемого
материала. Обычно человек воспринимает
окружающую действительность в удобном
для него порядке, на экране же управление
вниманием осуществляется выделением
главного изображения средствами динамики
и композиции кадра, монтажной сменой
планов. Из кадра убирают или ослабляют
все отвлекающее от главного разными способами:
соотношением главного объекта и окружающих
фоновых объектов, различной интенсивностью
окраски, выделением светом и т.п. Но основным
приемом остаются выбор и смена планов.
Так, наблюдающий за объектом взор разлагает
его на части, потом снова собирает, переносит
на другой объект, сближает и сопоставляет
оба объекта. Информация в кадре разумно
дозируется: весь фрагмент воспринимается
целиком.
Смена кадров в фильме, слайдов
и т.п., демонстрируемых с помощью технических
средств объектов, требует пристального
внимания, иначе потом ученик не сможет
ответить на вопросы, рассказать об увиденных
процессах и явлениях, потому что все это
на уроке, как правило, повторно не демонстрируется.
Требует внимания и слушание,
которое, в свою очередь, воспитывает чувство
языка. Таким образом, прослушивание фонозаписей,
сочетающих слово и музыку, развивает
у учащихся устойчивость внимания, слуховую
память, воображение, формирует навыки
наблюдения за словом, воспитывает эстетический
вкус.
Занимательность материалов,
представляемых с помощью ТС, безгранична.
Компьютерные игры даже познавательного
характера, содержащие анимацию, музыку,
текст с интересным сюжетом, в состоянии
удерживать внимание самых непоседливых
пользователей, какими являются дошкольники
и младшие школьники, во много раз выше
тех нормативов времени, которые предусмотрены
санитарно-гигиеническими требованиями
работы с ЭВМ (что при отсутствии контроля
со стороны взрослых приводит к отрицательному
результату).
Непроизвольное внимание учеников
вызывают новизна, необычность, динамичность
объекта, контрастность изображения, т.е.
качества информации, которые воспроизводятся
с помощью ТСО. При создании кинофильма,
диафильма, телепередачи, компьютерной
программы стремятся не только доходчиво,
но и занимательно построить эпизод, придать
неожиданность монтажу, композиции кадра,
добиваются наибольшей выразительности
крупных планов, одновременного воздействия
голоса диктора, слов действующих персонажей
и музыки. Все это, вместе взятое, воздействует
на зрителя и, вызывая непроизвольное
внимание учащихся, способствует непроизвольному
запоминанию материала3.
Практически и традиционные,
и современные технические средства обучения
и воспитания обладают возможностями
развития творческих способностей учащихся
и усвоения ими знаний на высоком уровне
осмысления и интерпретации. Технические
средства позволяют широко использовать
различные пособия, в которых учащиеся
в процессе усвоения информации или ее
закрепления и обобщения могут что-либо
дописывать, дорисовывать, заполнять,
а также изготавливать учебные пособия
самостоятельно и защищать их на уроках.
Учащиеся с помощью многих технических
средств могут формулировать свои вопросы,
запрашивать у компьютера помощь, определять
оптимальный для себя темп изучения материала
и возвращаться к пройденному столько
раз и в таком объеме, как им необходимо.
Графические возможности компьютеров
позволяют детям создавать рисунки на
экране дисплея и тут же их распечатывать,
конструировать, изобретать новые модели,
возможность работы которых тут же проверяется.
Получение знаний в школе особенно
нуждается в созерцании, в наблюдении.
Экранно-звуковые средства обучения с
успехом решают эту задачу. Они вводят
в класс, на урок фактический материал,
отражающий мир природы, жизни, науки.
Образный материал, объединенный в кинофильме,
диафильме, компьютерной программе или
телепередаче, копирует действительность,
служит моделью, дающей с той или иной
степенью точности представление об оригинале.
Экранные образы сходны с оригиналом,
но не тождественны, не одинаковы. Изображение
на экране всегда подается под определенным
углом зрения: у показываемого объекта
выделяются нужные в учебно-познавательных
целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой
модели материал преподносится с наибольшей
простотой и доступностью для восприятия.
Сравните интересные данные: для опознания
простого, ранее неизвестного предмета
человеку необходимо: при словесном описании
- 2,8 с; при изображении на контурном рисунке
- 1,5 с; на цветной фотографии - 0,9 с; средствами
кино - 0,7 с; при демонстрации предмета
в натуре - 0,4 с. Однако как бы искусственные
изображения ни отличались от их оригиналов,
как видно из приведенных данных, они значительно
ускоряют и уточняют восприятие их реальных
прототипов, но только при условии учета
особенностей восприятия экранного изображения
детьми, которое нередко переоценивается
и механизм которого не всегда понимается
учителем4.
Правильность восприятия экранного
изображения и звуковых записей во многом
зависит от чувственного опыта детей и
богатства их воображения. Ведь не случайно
даже у взрослых свидетелей одного и того
же явления складываются совершенно разные,
иногда трудно сопоставимые представления
об увиденном.
Учитель должен учитывать, с
одной стороны, нагрузку экранно-звукового
средства как источника информации, а
с другой - возможность учащегося усваивать
передаваемую информацию. Сложную и очень
объемную информацию, превышающую диапазон
детского восприятия, учащийся не сможет
переработать и в результате не получит
никакой информации. Хорошо усваивается
информация тогда, когда найдена правильная
(оптимальная) мера между содержанием
пособия и возможностями его восприятия.
Полученные с помощью экранно-звуковых
образов знания обеспечивают в дальнейшем
переход к более высокой ступени познания
- понятиям и теоретическим выводам. Кроме
предметной и иллюстративной наглядности
в последние годы по лучила широкое распространение
так называемая логическая наглядностъ,
к которой относят речевые формулировки,
вынесенные на экран в виде письменной
речи, классификационные схемы, схемы
отношений понятий, круговые схемы, классификационные
древа. Назначение такой наглядности -
придать образность понятию, идее, логическому
элементу. Схемы, таблицы и тому подобные
символические структуры прекрасно отображаются
на кодопособиях, можно подготовить серии
слайдов, вычертить их на экране монитора
и распечатать. В результате осуществляется
переход от конкретной, предметной наглядности
к абстрактной, что способствует формированию
у учащихся абстрактного логического
мышления.
В компьютерных программах
реализуется идея включенного обучения,
когда ребенок, выполняя предлагаемые
ему действия, нередко игрового и занимательного
характера, получает новую информацию,
вырабатывает и закрепляет новые умения
и навыки. При обучении с использованием
компьютера можно широко использовать
задачи на моделирование различных ситуаций,
поиск и исправление ошибок и неисправностей
в предложенных решениях или моделях при
наличии большого числа способов решения.
Ученик может составить алгоритм решения
задач определенного типа, что формирует
способы действия в типичных ситуациях.
Постоянно получая объяснение, почему
тот или иной выбранный им способ решения
задачи удачен или не очень, он учится
осознавать и оценивать свою деятельность.
Имеется ряд свидетельств, что
у работающих с компьютерами детей развиваются
навыки оперирования со сложными визуальными
образами, повышается так называемый невербальный
интеллект, совершенствуется умение читать
и понимать вербальные тексты, составлять
такие тексты в стиле, привычном для всех
пользователей коммуникативных сервисов
Интернета. Широкое использование информационных
технологий в школе и вне школы способно
оказывать существенное влияние на личность
детей и подростков. К сожалению, такое
влияние далеко не всегда позитивно. Оно
нередко способствует инфантильному поведению
учащихся, отставанию от сверстников по
многим параметрам, а заодно и опережению
по совсем другим, не всегда желательным.
Использование компьютеров
в обучении оправданно только тогда, когда
это приводит к повышению его результативности,
максимально нейтрализуя отрицательное
воздействие. Это в свою очередь требует
основательных психолого-педагогических
исследований всех проблем, связанных
с компьютеризацией учебно-воспитательного
процесса.
1.2. Технические
средства при обучении биологии
Изучение в школе предмета "Биология"
на вербальном уровне не создает правильного
представления об изучаемых объектах
и явлениях. Поэтому главной задачей учителей
биологии является разумное использование
в учебном процессе наглядных средств
обучения.
На современном этапе в преподавании
биологии особое внимание уделяется овладению
учащимися традиционными методами научного
познания окружающего мира: теоретическому
и экспериментальному, что не всегда интересно
детям с низкой познавательной активностью.
Современные дети все меньше обращаются
за информацией к книгам, а стараются ее
получить из компьютера. Использование
новых информационных технологий в курсе
биологии значительно поднимает уровень
обученности при низкой мотивации учащихся.
Одним из достоинств применения мультимедиа
технологии в обучении является повышение
качества обучения за счет новизны деятельности,
интереса к работе с компьютером5.