Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа
Цель заключается в изучении роли технических средств при обучении биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
Предмет исследования: методика использования технических средств при обучении биологии.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование технических средств при обучении биологии будет способствовать повышению эффективности обучения в том случае, если видеофильмы и учебные компьютерные программы используются в комплексе с имеющимися традиционными средствами обучения.
Среди экранно-звуковых средств обучения, широко используемых на уроках биологии, ведущее место занимают учебные кинофильмы и кинофрагменты.
Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной или двух частей. (Исключение составляет кинофильм «Грибы» — он включает 4 части). Время демонстрации одной части в основном 10 мин. Части некоторых учебных фильмов представлены фрагментами, в каждом из которых раскрывается содержание одного вопроса общей темы фильма.
Кинофрагмент в отличие от кинофильма посвящается только одному из вопросов темы урока, и время демонстрации его не превышает 5 мин.
Главное качество, благодаря которому учебные киноленты стали необходимым средством обучения,— их особая выразительность, возможность рассмотреть на экране биологические объекты, процессы и явления, недоступные для прямого восприятия человеческим глазом. - Выразительность учебных фильмов достигается за счет использования натурных съемок, специальных видов съемок — цейтраферной (замедленная съемка) и рапидной (ускоренная съемка), микросъемок, мультипликаций, а также разных приемов монтажа кадров. Использование кинофильмов, созданных на основе натурных съемок, позволяет при минимальных затратах времени показать, например, многообразие растительного и животного мира различных природных зон нашей планеты, познакомить школьников с природой нашей страны.
Благодаря цейтраферной съемке становится возможным проследить за распусканием вегетативных и генеративных почек (кинофильм «Сезонные изменения в жизни растений»), ростом листьев («Папоротники, хвощи, плауны»), развитием и последовательность кадров в фильме) и внутрикадрового монтажа (размещение изображений объектов в кадре) применяются с целью выделения, главного в демонстрируемом материале. Этот прием значительно облегчает восприятие основного содержания фильма.
Для того чтобы рассмотренные выше особенности фильмов были использованы наиболее эффективно, учителю прежде всего необходимо хорошо знать содержание учебной ленты. В связи с этим следует обратить внимание на важную роль подготовительной работы. Ее целесообразно проводить в такой последовательности: сначала, пользуясь каталогом кинофильмов и (кинофрагментов, которыми располагает районная фильмотека, и монтажными листами, ознакомиться с тематикой фильмов, их общим содержанием, определить место каждого фильма в системе уроков; затем необходимо просмотреть фильм и в соответствии с его методической направленностью и спецификой изложения материала определить место фильма на уроке; сформулировать вопросы и задания, предусматривающие активизацию познавательной деятельности школьников во время демонстрации фильма; подготовить учащихся к восприятию основного содержания учебного материала с помощью фильма.
При просмотре фильма учителю важно наметить существенные моменты в его содержании, на которые следует обратить внимание учащихся, и продумать возможности сочетания материала фильма с другим учебным оборудованием к уроку.
Определение места учебного фильма на уроке проводится учителем, исходя из методической направленности фильма. По этому критерию все учебные фильмы условно могут быть разделены на две группы.
Первую группу составляют фильмы, посвященные отдельным вопросам программы и предназначенные для использования в качестве источника новых знаний. К этой группе можно отнести фильмы «Растительная клетка», «Водоросли», «Жизнь пчелиной семьи» и др.
Во вторую группу входят фильмы, отражающие большой по объему учебный материал. Они предназначены для использования на обобщающих, заключительных уроках темы. Кинофильмов этой группы значительно меньше. Среди них — фильмы. «Побег», «Растительные сообщества», «Кровообращение и лимфообращение» и др.
Часть фильмов, предназначенных для использования в качестве источника новых знаний, состоят из фрагментов («папоротники, хвощи, плауны», «Ткани животных и человека», «Доказательства и методы изучения эволюции» и др.). Демонстрировать такие фильмы целесообразно по фрагментам на уроках, соответствующих основному содержанию фрагментов.
Например, кинофильм «Обмен веществ и энергии в клетке» состоит из пяти фрагментов. Первые два фрагмента («Пластический и энергетический обмен», «Роль ферментов и АТФ в процессах обмена веществ») уместно продемонстрировать на уроке «Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа ее жизнедеятельности», а три последующих фрагмента («Подготовительный этап энергетического обмена», «Неполное окисление— гликолиз» и «Полное (кислородное) окисление») — на уроке «Этапы энергетического обмена».
Если же использовать кинофильм фрагментарно по каким-либо обстоятельствам оказалось невозможным, его можно продемонстрировать при повторении учебного материала темы. Например, кинофильм «Кожа и гигиена одежды» включает материал двух уроков («Строение и функции кожи» и «Гигиена кожи и одежды»). В первом фрагменте фильма подробно рассматриваются слои кожи, во втором — раскрываются основные гигиенические требования к одежде и обуви, соблюдение которых обеспечивает нормальное функционирование кожи. Вполне возможно показать этот кинофильм на втором уроке «Гигиена кожи и одежды». В этом случае материал первого фрагмента будет способствовать конкретизации знаний учащихся о строении кожи и облегчит восприятие нового материала, связанного с вопросами гигиены.
Планировать демонстрацию кинофильма до изучения темы нецелесообразно — эффективность усвоения учащимися материала будет низка, расход времени урока нерациональным.
Тема “Корень”, урок “Строение корня”.
Урок изучения нового материала. Перед демонстрацией кинофильма “Строение и рост корня” учитель организует подготовительную работу: раскрывает особенности строения корня (основные участки) в связи с функцией, используя таблицу, рисунок учебника, освещается понятие “Ткани”. Знакомство с содержанием фильма проходит через план фильма, который записан на доске. Далее даются вопросы, ответить на которые предстоит учащимся в ходе просмотра фильма. В связи с большой сложностью материала и большой научной нагрузкой фильма вопросы можно раздать по группам (деление на группы – произвольное). Первая группа целенаправленно смотрит и ищет ответ на вопрос: какие основные участки есть у корня, назовите их и объясните, почему они так называются? 2 группа – какой частью корень растет в длину? Как это можно доказать? 3 группа – каковы особенности строения корневого волоска в связи с его функциями? 4 группа – какую корневую систему называют стержневой, каковы особенности ее строения и развития? Приведите примеры. 5 группа – чем отличается мочковатая корневая система от мочковатой? Приведите примеры растений с мочковатой корневой системой.
По окончании демонстрации кадров кинофильма в беседе обсуждается качество ответов, на основании которых школьники подводятся к выводу об особенностях строения корня в связи с его функциями.
Тема “Побег”, урок “Строение стебля в связи с его функциями”.
Кинофильм “Строение стебля, передвижение веществ в растении” можно использовать и как источник новых знаний, и как закрепление в конце урока. Фильм способствует не только более прочному запоминанию анатомо- морфологических и физиологических понятий, но и для отработки умений находить в содержании фильма нужные сведения для составления плана рассказа о внутреннем строении древесного стебля и его функциях. Учитель организует учебную деятельность учащихся, используя задание: составьте план рассказа об особенностях строения стебля в связи с его функциями. Для облегчения этого вида работы класс делится на 3 группы и каждой даются вопросы: 1 группа – каково значение стебля в жизни растения? Из каких основных слоев состоит стебель древесного растения в связи с его значением? 2 группа получает следующие вопросы: как происходит рост стебля в толщину? По какой части стебля передвигается вода с растворенными минеральными солями, каким опытом это можно доказать? 3 группа – в какое время года следует проводить обрезку плодовых деревьев? Почему?
По окончании демонстрации фильма организуется беседа по вопросам, заслушиваются варианты пунктов плана рассказа. Ответы учитель оформляет в виде единого плана, который записывается на доске и в тетрадях учащихся. План будет, примерно, следующий:
Заголовок – строение древесного стебля.
Тема “Вегетативное размножение”, урок “Размножение растений с помощью вегетативных органов в растениеводстве”.
Кинофильм “Вегетативное размножение растений” 2 часть можно использовать при проверке знаний. Для подготовки учащихся к его восприятию организуется беседа: какое размножение называется вегетативным? Какие способы у растений встречаются в природе? Каково его значение?
Для работы с фильмом ученикам предлагается выполнить следующее задание: найдите в фильме сведения для заполнения таблицы 1.
Таблица 1. Вегетативное размножение сельскохозяйственных растений.
Способы вегетативного размножения |
Названия сельскохозяйственных растений |
1.- ? а) - ? б) - ? 2. - ? а) - ? б) - ? в) - ? |
После просмотра фильма заполняется таблица, которая фронтально проверяется. Затем учитель подводит ребят к выводу о разнообразии способов вегетативного размножения растений, их биологическом значении и использовании в хозяйственной деятельности человека.
Тема “Водоросли”, урок “Многообразие и значение водорослей”.
Урок объяснения нового материала путем комбинированных приемов работы с фильмом “Водоросли”. При изучении пресноводных водорослей демонстрируется 1 фрагмент. Учебную деятельность следует организовать с помощью таких вопросов: