Теория эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:24, курс лекций

Краткое описание

История борьбы эволюционных и антиэволюционных взглядов
Еще в глубокой древности люди пытались ответить на вопрос: как возник окружающий их мир. Различные ответы на этот вопрос оформились как системы эволюционных и антиэволюционных взглядов.
Понятие «антиэволюционизм» объединяет множество бытовых представлений, религиозных, философских, научных концепций, отрицающих историческое развитие органического мира Земли под влиянием естественных причин. Таким образом, антиэволюционизм, по крайней мере, частично признает развитие органического мира, однако механизмы и закономерности этого развития предстают в искаженной (неадекватной) форме.

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii_teoriya_evolyucii.doc

— 643.00 Кб (Скачать файл)

Усиление действия эффекта основателя, дрейфа генов. Усиление роли полового отбора, отбора родственников и К-отбора 

Интенсивное видообразование, максимальное видовое разнообразие

 

в начале плейстоцена; затем – вымирание многих форм и снижение видового разнообразия

 

 

 

 

Роль социальных  факторов в эволюции человека

 

В условиях максимальных плейстоценовых оледенений сверхмалые популяции превратились в семьи. Семья – внутрипопуляционная группировка, в которой все особи связаны непосредственным родством. В дальнейшем семья стала элементарной биосоциальной ячейкой общества.

 

Системы семей, связанные родственными (генетическими) связями, образовывали роды и племена с высоким уровнем иерархии (соподчинения). В условиях коллективного труда и распределения пищи и предметов материальной культуры это способствовало возникновению общества. Биологическая роль общества заключается в том, что создаются новые формы борьбы за существование (конкуренция уступает место реципрокному альтруизму). Ведущим способом борьбы за существование становится коллективный труд с использованием орудий труда.

 

 

 

В течение каменного века (палеолита) в разных частях Старого Света создаются разнообразные технологии и культуры:

 

– олдувайская (чопперы – односторонние рубила) – самая древняя: ≈ 2 млн. лет (Африка);

 

– ашельская (двусторонние рубила) – нижний палеолит – ранний и средний плейстоцен: ≈ 100 тыс. лет (Европа);

 

– мустьерская (отщепы) – средний палеолит – поздний плейстоцен: ≈ 60 тыс. лет (Европа);

 

– ориньякская (ножевидные пластины) – верхний палеолит – поздний плейстоцен: ≈ 40 тыс. лет (Африка).

 

Примерно 10 тыс. лет назад каменный век сменяется веком металлов – бронзы, а затем и железа.

 

 

 

В обществе создаются принципиально новые условия для фенотипического проявления признаков (например, стало возможным проявление изобразительных, музыкальных, математических и иных способностей).

 

В обществе естественный отбор приобретает специфические черты. К ведущим формам отбора у человека относятся:

 

ü      стабилизирующий отбор;

 

ü      движущий отбор на стрессоустойчивость;

 

ü      движущий отбор на уменьшение агрессивности;

 

ü      половой отбор; родственный отбор; К–отбор.

 

 

 

3.3. Происхождение  рас

 

Расы – это крупные внутривидовые группировки в пределах современного человечества, которые различаются по ряду наследственно обусловленных признаков. Эти признаки могут иметь адаптивное значение. Изучением рас занимает специальный раздел антропологии – расоведение.

 

Выделяют разное число больших рас.

 

ü       двухрасовая система: евро-негроидная и монголоидная.

 

ü       трехрасовая: европеоидная, монголоидная (азиатско-американская) и негроидная (экваториальная, или негро-австралоидная).

 

ü       пятирасовая: европеоидная, негроидная, монголоидная, австралоидная, американская.

 

ü       многорасовые системы – включают десятки рас.

 

 

 

В целом, расы сформировались в эпоху позднего палеолита (30-40 тысяч лет назад), однако их дифференцировка продолжалась вплоть до неолита (10 тысяч лет назад). Происхождение рас связано с расселением человечества по всей Земле. Примерно 40-50 тыс. лет назад уровень Мирового океана был на 200 м ниже современного. Это приводило к формированию сухопутных мостов.

 

Например, современный Индонезийский архипелаг был в это время сушей и входил вместе с континентальной частью Юго-Восточной Азии в единый массив (Сунда). Новая Гвинея, Австралия и Тасмания образовывали другой массив (Сахул). Между этими массивами тянулась цепочка островов, разделенных небольшими проливами, которые не являлись препятствием даже для примитивных лодок. Эти обстоятельства и сделали возможным заселение Австралии современными людьми ≈ 40 тыс. лет назад.

 

 

Существует множество теорий происхождения рас:

 

ü      Теория моноцентризма – современный человек сформировался в Передней Азии, затем расселился по  разным эколого-географическим зонам, и под воздействием естественного отбора сформировались расовые адаптивные признаки.

 

ü      Теория широкого моноцентризма – человек как биосоциальное существо сформировался в Передней Азии, затем проник в другие регионы, где скрещивался с местными популяциями приматов  (изначально обладавшими адаптивными расовыми признаками) и ассимилировал их.

 

ü      Теория полового отбора – расовые признаки в своей основе не носят адаптивного характера, а сформировались вследствие избирательного образования брачных пар (это касается цвета кожи, глаз, волос).

 

ü      Теория моноцентризма с последующим выщеплением рецессивных признаков. Например, у большинства индейцев преобладает первая группа крови (рецессивный признак).

 

ü      Теория дицентризма – евро-африканская и монголоидная расы произошли от разных предков, то есть их дивергенция началась на стадии человека прямоходящего.

 

 

 

Многие антропологи вообще отрицают существование биологических рас у человека, поскольку расы выделяются на основании немногих морфологических признаков. Современный человек представляет собой полиморфный биологический вид. Устойчивые таксономические различия между расами отсутствуют, в частности, у человека не удается выделить подвиды (современное человечество вообще представляет собой единый подвид). Поэтому термину «раса» все чаще придается не биологическое, а социальное значение.

 

 

 

Социал-дарвинизм

 

Социал-дарвинизм – это система социологических концепций, основанная на биологизации общественных процессов. Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ Герберт Спенсер, который видел в борьбе за существование и естественном отборе движущую силу развития общества. Современный социал-дарвинизм включает в свой состав два течения: расовую гигиену и евгенику.

 

Сторонники расовой гигиены рассматривали конкуренцию между расами в качестве основной движущей силы общественного развития. Основоположник современного расизма граф де Гобино создал «теорию борьбы высших и низших рас»; при этом высшей расой он считал «арийскую». Расизм не имеет никакого отношения к биологии; это – социальная доктрина, провозглашающая превосходство одних рас над другими. Опасность современного расизма заключается в том, что его сторонники, манипулируя биологической терминологией, апеллируют к невежеству определенных слоев общества. Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения современной биологии ни одна биологическая раса, национальность, группа людей, несмотря на определенные различия между ними, не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом.

 

Евгеника – это учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств. Еще в 1883 г. Фрэнсис Гальтон выдвинул идею о необходимости улучшения человеческого рода генетическими методами. Однако данные популяционно-генетических исследований позволяют утверждать, что в обозримом будущем такие работы не имеют никаких перспектив. Человек как биосоциальное существо сложился в ходе длительных эволюционных преобразований, и надеяться изменить вид за исторически короткие сроки бессмысленно.

 

Методы, предлагавшиеся старыми евгениками, были сугубо селекционными: ограничения на межрасовые браки, иммиграционные барьеры, даже стерилизации генетически неполноценных людей. На практике методы евгеники послужили основанием для создания концентрационных лагерей в фашистской Германии, где подвергались массовому уничтожению представители неарийских рас. Естественно, что подобная теория и практика несовместимы с гуманистической моралью общества, в центре внимания которого находится человек. Современная медицинская генетика отвергает евгенические вмешательства в наследственность человека с целью улучшения его природы. Рекомендации, даваемые в медико-генетических консультациях в отношении заключения брака или прогноза генетической полноценности потомства, направлены на то, чтобы они учитывались консультируемыми лицами, которые добровольно принимают соответствующее решение.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория эволюции