Торможение в центральной нервной системе. Первичное торможение, его виды. Вторичное торможение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:46, контрольная работа

Краткое описание

Одним из фундаментальных свойств ЦНС является способность к торможению. В 1862 г. были проведены классические опыты основоположником русской физиологии И. М. Сеченовым, получившие название «центральное торможение». На зрительные бугры лягушки, отделенные от больших полушарий головного мозга, И. М. Сеченов помещал кристаллик хлорида натрия (поваренной соли) и наблюдал при этом торможение спинномозговых рефлексов. После устранения раздражителя рефлекторная деятельность спинного мозга восстанавливалась.

Вложенные файлы: 1 файл

нейр.-физ..doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 Запаздывающее торможение. возникает в том случае, когда подкрепление условного раздражителя постоянно все больше и больше отодвигается от подачи условного сигнала. Условный рефлекс в этом случае также начинает запаздывать. Первый период после действия условного раздражителя называется недеятельной фазой условного рефлекса (реакция тормозится). По истечению определенного времени торможение условный рефлекс прекращается и сменяется возбуждением: это - деятельная фаза условного рефлекса. Адаптивное значение запаздывательного торможения состоит в тонком анализе времени раздражителя; условный рефлекс точно приурочивается ко времени действия подкрепления. Например, кошка, поджидающая мышь у норки, не обнаруживает признаков заметного слюноотделения до тех пор, пока мышь не окажется у нее в зубах. Подводя итог, можно заключить, что значение условного торможения для высшей нервной деятельности очень велико: оно позволяет избежать существования множества биологически нецелесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей среды, играет существенную роль в процессах обучения, способствует оптимальному, а не избыточному проявлению условных рефлексов, экономит силы организма.

2. Эмоциональный стресс. Стадии стресса. Роль симпатической  нервной системы в реализации  стресс-реакций.

 

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме.

Эмоциональный стресс (синоним эмоциональное перенапряжение) — напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. При определенных условиях Э. с. может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем.   

 В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности человека. Показано, что отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием, извращением химической чувствительности нейронов головного мозга к ряду химических веществ нейромедиаторам и неиропептидам.. В результате эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов и при наличии соответствующего слабого звена в организме через него может оказать патогенное влияние как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций.

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря  тому, что в междисциплинарных  исследованиях была установлена  роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов. Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья . Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов . В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.

 Начало созданию концепции стресса  положил  случайно  обнаруженный  в эксперименте Г.Селье в 1986г  “синдром ответа на  повреждение  как  таковое получивший название “триада”:

      -увеличение и  повышение активности коркового  слоя надпочечников;

      -уменьшение (сморщивание)  вилочковой железы (тимуса)  и лимфовых желез, точечные кровоизлияния и кровотечения язвочки в слизистой оболочке  желудка и кишечника.

Г.Селье сопоставил эти реакции  с симптомами, характерными почти  для  любого

заболевания, такими, как чувство  недомогания, разлитые болевые  ощущения  и чувство ломоты в  суставах  и  мышцах,  желудочно-кишечные  расстройства  с потерей аппетита и  уменьшением веса тела. Объединение их  в единую систему было правомерно только при наличии  единого  механизма  управления  этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

 Г.Селье   предположил   различать   “поверхностную”   и    глубокую адаптационную энергию. 1-ая доступна “по первому требованию”  и  восполнима за счет

2-ой  -  “глубокой”.  Последняя   мобилизуется  путем  адаптационной перестройки голлостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье и ведет к гибели или к старению и гибели.

      Предположение о  существовании 2-х мобилизационных   уровней  адаптации

поддерживается многими исследователями.

      При непрекращающемся  действии  стрессогенного  фактора   проявляющиеся

“триады стресса” изменяются по интенсивности.

        Экстремальные   ситуации   делят    на    кратковременные,    когда актуализируются  программы  реагирования,   которые   в   человеке   всегда “наготове”, и на  длительные,  которые  требуют  адаптационной  перестройки функциональных систем человека, иногда  субъективно  крайне  неприятной,  а подчас неблагоприятной для его здоровья.

       При   кратковременно   сильных   экстремальных   воздействиях   ярко проявляются разные симптомы стресса. Кратковременный  стресс  -  это  как  бы  всестороннее  проявление   начала длительного стресса.

      При действии стрессоров, вызывающих длительный  стресс  (а  длительно может выдержать только сравнительно несильные  нагрузки),  начало  развития стресса бывает  стертым,  с  определенным   числом   занятных   проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как  усиленную  модель  начала  длительного  стресса.  И  хотя   по   своим бросающимся  в  глаза  проявлениям  кратковременный  и  длительный   стресс отличаются друг от друга,  тем  не  менее  в  их  основе  лежат  идентичные механизмы, но  работающие  в  разных  режимах  (с  разной  интенсивностью). Кратковременный стресс - бурное расходование “поверхностных”  адаптационных резервов  и   наряду   с   этим   начало   мобилизации   “глубоких”.   Если

“поверхностных”  резервов  не  достаточно  для  ответа  на    экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

       Длительный  стресс  -  постепенная  мобилизация   и  расходование   и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым,  т.е.  отражаться   в  изменении  показателей  адаптации,  которые удается   регистрировать   только   специальными   методами.    Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику  стресса.

Адаптация к таким факторам может  быть при условии,  что  организм  человека успевает  мобилизуя  глубокие   адаптационные  резервы  “подстраиваться”  к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика  длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас  тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить  в  болезнь.  Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В  этой ситуации попеременно  “отключаются” процессы адаптации  и  реадаптации.  Их проявления могут  казаться  слитными.  В  целях совершения  диагностики и прогноза  течения  стрессогенных  состояний  предложено   рассмотреть   как самостоятельную  группу  состояния,  вызванные   длительными   прерывистыми стрессорами.

      При длительном  пребывании в экстремальных условиях возникает  сложная картина изменений физиологических, человеческих  и  социально  человеческих характеристик человека.  Многообразие  проявлений  длительного  стресса,  а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным  и т.д. пребыванием человека  в  экстремальных  условиях  -  основные  причины недостаточной  его  изученности.   Системное   экспериментальное   изучение длительного  стресса  было  начато  в  связи   с   подготовкой   длительных космических полетов. Исследования первоначально велись с целью  определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий.

Описав синдром биологического стресса, Г.Селье выделяет его три стадии: стадию тревоги (1), стадию резистентности (2) и стадию истощения (3).

Согласно Г. Селье, 1 стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

2 стадия стресса — стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.

3 стадия — фаза истощения. В результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

Стресс – набор приспособительных  реакций, общий адаптационный синдром. Адаптация — это динамический процесс,  благодаря которому  подвижные системы живых организмов, несмотря на  изменчивость  условий,  поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и  продолжения  рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате  длительной  эволюции, обеспечивает возможность существования  организма  в  постоянно  меняющихся условиях среды.

Несколько слов необходимо сказать об анатомии стресса. Важнейшую роль в реализации стресс-реакций играет симпатическая нервная система. Немного подробнее об этом.

В формировании стресс-реакции участвуют  две функциональные системы организма, которые противодействуют разрушительному  действию стрессоров и поддерживают его даже в экстремальных условиях.

Симпатоадреналовая система состоит из симпатической нервной системы и мозгового вещества надпочечников, выделяющего в кровь гормоны стресса — адреналин и норадреналин. Эта система экстренной помощи включается уже через несколько минут после начала действия стрессора и вызывает мобилизацию остальных систем организма.

Гипоталамо-надпочечниковая система  состоит из гипоталамуса, передней доли гипофиза (аденогипофиз) и коркового  слоя надпочечников. Эта система  включается несколько позже, действуя на протяжении многих часов и даже суток и приводя к усилению обменных процессов, подавлению воспалительных реакций, повышению секреции и кислотности желудочного сока и другим перестройкам в организме.

 Повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям может быть достигнуто не только физическими и фармакологическими средствами, но и так называемыми поведенческими мероприятиями. В научной литературе широкое распространение получил термин «поведенческая медицина». Сторонники «поведенческой медицины» пытаются применить, особенно к психосоматическим заболеваниям, нелекарственные методы лечения: аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, гипноз, расслабление и т.д.   

Информация о работе Торможение в центральной нервной системе. Первичное торможение, его виды. Вторичное торможение