Учение о биосфере и ноосфере. Антропогенный фактор в биосфере
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 15:35, реферат
Краткое описание
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: сегодня каждый ученый, вооруженный геохимическими и космохимическими знаниями, видит эволюцию Земли и Космоса, как исторический процесс развития, который охватывает во взаимосвязи все явления живой и неживой природы. При совместном их рассмотрении возникает особая позиция естествоиспытателя в отношении развития явлений жизни.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3 Учение о биосфере………………….......................................................4 Пределы биосферы…………………………………………………….6 3. Пространство – время живого в биосфере…………………………....7 4. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу………………………8 5. Ноосфера как утопия………………………………………………….13 6. Реальность ноосферы…………………………………………………15 7. Ноосфера – сфера разума……………………………………………..16 8. Концепция ноосферы…………………………………………………18 9. Антропогенный фактор в биосфере………………………………….19 Заключение ……………………………………………………………….21 Список использованной литературы…………………………………….23
Согласно второй традиции, истоки
которой лежат в натурфилософии Лейбница,
пространство и время–неотъемлемые атрибуты
материи. Не имеет смысла утверждать о
существовании пространства без самих
тел природы и о времени до образования
тел. Пространство есть порядок расположения
материальных образований, а время– порядок
их следования.
Именно в русле этой второй
системы взглядов лежат исследования
природы пространства и времени Вернадским.
В его трудах получает свою специфическую
пространственно-временную определенность
биологический уровень движения материи.
Он считает, что время начинает свой отчет
именно с момента создания биосферы. «Мы
говорим об историческом, геологическом,
космическом и т. п. временах. Удобно отличать
биологическое время, в пределах которого
проявляются жизненные явления.
Это биологическое время отвечает
полутора-двум миллиардам лет, на протяжении
которых нам известно на Земле существование
биологических процессов начиная с археозоя».
Ныне срок существования биосферы
почти совпал с возрастом самой планеты
как космического тела (порядка 4, 5 млрд.
лет). Тем самым подтверждается предвидение
Вернадского о геологической вечности
биосферы. И соответственно вскрылся более
глубокий пласт его мыслей о биологическом
времени: исходя из общей методологической
установки об атрибутивности пространства
и времени, можно сказать, что до возникновения
биосферы нет отсчета времени, ибо главной,
определяющей длительностью в биосфере
следует считать время биологическое.
Отсюда следует логический вывод, противоположный
ньютоновской традиции: не жизнь существует
на фоне пространства и времени необъятной
Вселенной, а Вселенная–на фоне времени
жизни. Иными словами, то привычное, ставшее
незамечаемым воздухом науки и обыденного
знания, само собой разумеющееся представление,
по которому жизнь появилась в определенный
момент уже шедшего времени, это представление
подвергается у Вернадского глубокому
переосмыслению. Время, привычное нам,
т. е. необратимо однонаправленное, связанное
с прогрессивной эволюцией и текущее в
нас самих, как существах, частью принадлежащих
к биосфере, и есть реальное и истинное,
длительность же большинства безжизненных
процессов во избежание путаницы нельзя
возводить в ранг времени.
В биосфере, которая в целом
представляет собой биокосное тело, живое
вещество, по весу и объему несравнимое
с косным, управляет материально-энергетическими
процессами поверхностной оболочки планеты,
формируя при этом собственное, независимое
от других времен, время– пространство
жизни.
Придя к идее инвариантности
пространства и времени жизни, Вернадский
рассмотрел не только качественные их
стороны, но и количественные. Он исследовал
возможные подходы к определению собственной
метрики времени, связанной с жизненными
процессами. В философии, обыденном знании
считается, что течение времени неопределимо
само по себе, неуловимо. Можно лишь найти
такой процесс, который поможет маркировать
течение времени.
Вернадский связывает метрику
времени с делением самих организмов,
с их размножением, как наиболее ярком
проявлении биохимической энергии. Ритм
этого, как говорил ученый, деления–дления,
задается скоростью прохождения отдельных
неделимых жизни и всей биосферы. Наиболее
наглядно выявляется фактор времяобразования
в делении микроорганизмов, которые обладают
стабильной скоростью размножения. “Смена
поколений, - писал Вернадский, - есть своеобразное
биологическое проявление времени, резко
отличающее одно живое вещество от другого,
с различным для каждого масштабом сравнения.
Возможно, найти для них и общий масштаб”.
Если принять тот масштаб, о котором идет
речь, то необходимо признать, что время
биосферы есть поток, состоящий из квантов,
которым проходит каждая живая клетка.
Сама возможность деления клеток обусловлена
существованием на субатомном уровне
квантованного времени, наличием порции
времени, меньше которой не бывает и которыми
живое отмеряет, членит пространство определенным
метрическим шагом. Такой состав и строение
пространства–времени определяет мощность
потока биосферного времени, который соответствует
количеству одновременно делящихся и
живущих клеток живого вещества.
С чисто философской стороны
лейбнецианскую традицию атрибутивности
пространства и времени исследовали многие.
Наиболее близко к такой постановке проблемы
пространства и времени подошел В. Муравьев.
Здесь впервые поставлен вопрос об изменении
формы проявления времени в зависимости
от прогрессивного развития движущейся
материи. И хотя рассуждение ведется на
уровне самых абстрактных категорий, тем
не менее в нем содержится реальный смысл.
Если есть развитие, то оно не может не
сказываться на изменении формы времени,
которая не может находиться в раз навсегда
данной, застывшей форме. Если время представляет
собой в наиболее усредненном виде составляющую
всех мировых сил, считает философ, то
среди них должны быть активные элементы,
изменяющие строение времени.
4. Неизбежность перехода
биосферы в ноосферу
Одним из наиболее интересных
вопросов с философской точки зрения считается
эволюция биосферы.
В. И. Вернадский считал объем
и вес «живого вещества» биосферы неизменным
на протяжении всей геологической истории
Земли. Он предполагал, что в процессе
биологической эволюции менялись только
формы проявления жизни. Много писал о
больших изменениях биосферы под влиянием
деятельности человека, об антропогенных
факторах геологических процессов. Он
считал это явление новым, наложенным
на стационарное существование биосферы.
В более поздних работах, с середины
30-х годов, В. И. Вернадский пересмотрел
эту свою точку зрения и пришел к выводу,
что биосфера по массе «живого вещества»,
его энергии и степени организованности
в геологической истории Земли все время
эволюционировала, изменялась, что влияние
деятельности человека явилась естественным
этапом этой эволюции и что в результате
ее биосфера неизбежно должна коренным
образом измениться и перейти в новое
состояние.
Появление человека и влияние
его деятельности на окружающую среду
представляет собой не случайность, не
“наложенный”на естественный ход событий
процесс, а определенный закономерный
этап эволюции биосферы. Этот этап должен
привести к тому, что под влиянием научной
мысли и коллективного труда объединенного
человечества, направленных на удовлетворение
всех его материальных и духовных потребностей,
биосфера Земли должна перейти в новое
состояние, которое он предложил назвать
«ноосферой» (от греческого слова «ноос»
– разум) – сферой человеческого разума.
Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера»,
не принадлежит В. И. Вернадскому. Он возник
в 1927 году в статьях французского математика
Эдуарда Леруа, написанных после прослушанных
в 1922– 1923 годах курса лекций В. И. Вернадского
по проблеме геохимии и биогеохимии.
В. И. Вернадский начал применять
термин «ноосфера» строго в математическом
смысле. «Ноосфера» – это не отвлеченное
царство разума, а исторически неизбежная
стадия развития биосферы. Еще в 1926 году
в статье “Мысли о современном значении
истории знаний” он писал: “Созданная
в течении всего геологического времени,
установившаяся в своих равновесиях биосфера
начинает все сильнее и глубже меняться
под влиянием научной мысли человечества”.
Вот эту биосферу Земли, измененную
научной мыслью и преобразованную для
удовлетворения всех потребностей численно
растущего человечества он и назвал впоследствии
“ноосферой”.
В. И. Вернадский попытался дать
ответ на вопрос о том, в чем заключаются
те реальные условия или предпосылки образования
ноосферы, которые уже созданы или создаются
в настоящее время в ходе исторического
развития человечества. По мнению В. И.
Вернадского, основные предпосылки создания
ноосферы сводятся к следующему.
Человечество стало единым
целым. Мировая история охватила как единое
целое весь земной шар, совершенно покончила
с уединенными, мало зависимыми друг от
друга культурными историческими областями
прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка
Земли, где бы человек не мог прожить, если
б это было ему нужно».
Подъем благосостояния трудящихся.
Ноосфера создается разумом и трудом народных
масс.
Равенство всех людей. Охватывая
всю планету как целое, ноосфера по самому
своему существу не может быть привилегией
какой-либо одной нации или расы. Она дело
рук и разума всех народов без исключения.
Ноосфера, по мнению Вернадского,
- это новая геологическая оболочка Земли,
создаваемая на научных основаниях... «Научная
мысль, -писал он, - охватила всю планету,
все на ней находящиеся государства. Всюду
создались многочисленные центры научной
мысли и научного искания. Это– первая
основная предпосылка перехода биосферы
в ноосферу».
Ноосфера является результатом
действия слившихся в единый поток двух
величайших революционных процессов современности:
в области научной мысли, с одной стороны,
и социальных отношений–с другой. Поэтому
создание ноосферы возможно лишь как следствие
прочного союза тех сил, которые являются
основой этих процессов, т. е. союза науки
и трудящихся масс.
5. Ноосфера как утопия
Основоположники учения о ноосфере
верили, что ее становление ведет к упорядочению
природной и социальной действительности,
к более совершенным формам бытия. Ноосфера
возникает как результат планомерного,
сознательного преобразования биосферы,
ее превращения в качественно новое состояние.
Этот процесс рассматривался как несомненное
благо, несущее человечеству разрешение
трудных проблем. В. И. Вернадский и даже
Т. де Шарден связывали его с социалистической
организацией жизни людей, расширяя задачу
преодоления стихийности природы до общества.
В некоторых случаях ноосфера рассматривалась
как полное устранение зла, как всеобщая
гармония, что особенно типично для ее
космических вариантов.
Некоторые направления мысли,
близко стоявшие к учению о ноосфере или
являющиеся его предпосылками, например,
«русский космизм», фактически вообще
не подвергаются трезвому анализу. Критический
взгляд на них как бы свидетельствует
об отсутствии возвышенности духа.
Экологические тенденции современности,
однако, столь тревожны, что требуют мыслить
и действовать, несмотря на теоретические
стереотипы. Нужна коренная перемена представлений
о ноогенезе. Ее исходные посылки: учение
о ноосфере с самого начала несло в себе
элементы утопии.
Под общую закономерность жизни
и смерти утопий подпадает учение о ноосфере
в той его части, где оно действительно
утопично. Отсюда же следует, что если
на первом этапе становления ноосферы
трудно, неоправданно ожидать критического
отношения к теоретическому выражению
происходящих процессов, то на этапе их
развертывания, когда обнаруживаются
дотоле скрытые противоречия, мы обязаны
обратиться к рефлексии над теорией.
Сейчас ноосфера находится
в стадии интенсивного развития и по масштабам
присущих ей процессов соперничает с“чистой”биосферой.
Появилась угроза существованию природы
в качестве самостоятельной целостности.
Между тем отношение к ноосфере продолжает
быть преимущественно восторженным, будто
ее развитие не стоит ни в какой связи
с кризисом современной цивилизации. «По
мысли В. И. Вернадского, ноосфера – это
гармоническое соединение природы и общества,
это торжество разума и гуманизма, это
слитые воедино наука, общественное развитие
и государственная политика на благо человека,
это– мир без оружия, войн и экологических
проблем, это – мечта, цель, стоящая перед
людьми доброй воли, это – вера в великую
миссию науки и человечества, вооруженного
наукой». Подобное некритическое отношение
к ноосфере господствует и в нашем повседневном
сознании, в науке и философии.
6. Реальность ноосферы
Ноосфера для второй половины
нашего века, нередко такая же премудрая
и туманная знаменитость, вызывающая некоторый
трепет, как для первой половины была теория
относительности.
Суть идей Леруа и Т. де Шардена
заключалась в том, что эволюция в человеке
произвела принципиально новое орудие
своего дальнейшего развития, подготовленное
длительным процессом совершенствования
нервной системы; это особая духовно-психическая
способность, какой до того в природе не
существовало: разум рефлективного типа,
обладающий самосознанием, возможностью
глубинно познавать самого себя и мир.
Каково же действительное содержание
процессов в «области планеты, охваченной
разумной человеческой деятельностью?
Становление ноосферы и возникновение
кризисных ситуаций, угрожающих самому
существованию людского рода – один и
тот же процесс. Ноосфера как реальность
является искусственной средой, которая
теснит и подавляет ареал биологического
бытия. Формирование искусственной среды
открыло перед людьми небывалые возможности
для роста материальной обеспеченности,
комфорта и безопасности, подняло новую
ступень культурное развитие, но оно же
ведет к загрязнению воды и воздуха, опустыниванию
почвы, общей деградации естественной
среды обитания. По последствиям для человека
чрезмерное разрастание искусственного
явления оказывается сугубо противоречивым,
с неясными перспективами.
Содержание разума должно быть
нечто, что воплощаясь, дает орудие. Так
как содержание разума – термины и их
отношения, то можно сказать: орудия –не
что иное, как материализованные термины,
и потому между законами мышления и техническими
достижениями могут быть усматриваемы
постоянные параллели. Не случайно, потребность
в обновлении мировоззрения, идеологии,
психологии мы сужаем до потребности в
«новом мышлении». Духовность начали называть
менталитетом, культура сциентизируется.
Поэтому, приходится признать, подлинным
денотатом ноосферы является искусственная
реальность, образующий фактор которой,
в широком смысле слово–технология. Основное
глобальное противоречие, между естественным
и искусственным, между универсумом природы
и универсумом деятельности. Оно существовало
с момента появления человечества, в настоящее
время обострилось до критического состояния.
Ноосфера как гармония – аналог
политической утопии коммунизма и прочих,
более ранимых мечтаний о рае. В соответствии
с духом времени она опирается на науку.
Так к ней и надо относится, хотя против
надежд и утопий вообще выступать нет
смысла. Они полезны в той мере, насколько,
смягчая трагические реалии, помогают
жить. Когда же утопия мешает трезвому
взгляду на вещи, то она может стать опаснее
того, от чего спасает. Нужны реалистические
надежды, функциональные утопии, надежды,
что возможно длительное совместное развитие
биосферы и ноосферы, при которой скорость
преобразования окружающей среды будет
не выше скорости нашего приспособления
к ней. За эти надежды надо бороться, так
как они – условие выживания человечества.