Учение о биосфере и ноосфере. Антропогенный фактор в биосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 15:35, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в следующем: сегодня каждый ученый, вооруженный геохимическими и космохимическими знаниями, видит эволюцию Земли и Космоса, как исторический процесс развития, который охватывает во взаимосвязи все явления живой и неживой природы. При совместном их рассмотрении возникает особая позиция естествоиспытателя в отношении развития явлений жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Учение о биосфере………………….......................................................4
Пределы биосферы…………………………………………………….6
3. Пространство – время живого в биосфере…………………………....7
4. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу………………………8
5. Ноосфера как утопия………………………………………………….13
6. Реальность ноосферы…………………………………………………15
7. Ноосфера – сфера разума……………………………………………..16
8. Концепция ноосферы…………………………………………………18
9. Антропогенный фактор в биосфере………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

uchenie_o_biosfere_i_noosfere.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

 

7. Ноосфера – сфера  разума

Название ноосфера происходит от греческого «ноос» – разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Однако представление о ноосфере в настоящее время не является однозначным.

В. И. Вернадский, развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества. В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Научное и практическое значение деятельности В. И. Вернадского–основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний глубоко обосновал единства человека и биосферы. Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы.

Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В. И. Вернадский пришел к следующим выводам:

«Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.

Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.

Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты –биосфера, то вхождение в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения– научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу. В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрывается перед нами “закон природы”. Новые науки – геохимия и биохимия – дают возможность выразить некоторые важные черты процесса математически.

После трудов В. И. Вернадского накопился огромный материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем.

Возрастание механически извлекаемого материала земной коры – рост разработки месторождений полезных ископаемых. Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.

Процессы в антропогенной биосфере приводят к рассеиванию энергии, а не к ее накоплению, что было характерно для биосферы до появления человека. В биосфере в массовом количестве создаются вещества, ранее в ней отсутствовавшие, в том числе чистые металлы.

Появляются, хотя и в ничтожно малых количествах трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики. Совершается освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер. Ноосфера выходит за пределы Земли в связи с прогрессом научно-технической революции.

В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства антропогенная нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию. Естественно, что возникает проблема ограничения антропогенных воздействий, которая в наши дни становится чрезвычайно актуальной.

 

8. Концепция ноосферы

Природная составляющая ноосферного комплекса – это биосфера в целом и ее отдельные экологические регионы (экосистемы и их сочетания). Биосфера здесь выступает в трех главных сущностях:

1) колыбель человека разумного, неустранимая основа его физического и духовного обогащения;

2) материальный носитель  всех без исключения хозяйственных  и социальных преобразований  общества;

3) единственный из ныне  известных источников всех природных  ресурсов. Следовательно, биосфера  служит реальным пространством–временем, вмещающим весь процесс общественно-исторического  развития. В познании законов  эволюции биосферы и ее организованности  лежит ключ к действительно  разумному преобразованию ее  трудом и социальной мыслью  человека, к построению ноосферы.

 

9. Антропогенный фактор в биосфере

Рассматриваемые в данном разделе вопросы имеют важное значение для характеристики специфической роли человечества в биосфере и лучшего понимания причин современного экологического кризиса и прогнозирования его последствий. Основой для их рассмотрения является анализ степени согласования деятельности человечества с экологическими законами, правилами и принципами.

Изменение границ оптимальных и лимитирующих факторов. Своей деятельностью человек способен изменять силу действия и число лимитирующих факторов, а также сужать или, напротив, расширять границы оптимальных значений факторов среды. Так, уборка урожая связана с извлечением из почв элементов минерального питания культурных растений и переходом некоторых из них в разряд лимитирующих факторов для вновь посаженных растений. С другой стороны, такие мелиоративные мероприятия, как обводнение, осушение, внесение удобрений и т.п., оптимизируют факторы, фактически устраняют их лимитирующий характер.

Загрязняющие вещества влияют на эмбрионы, развивающиеся зародыши, отравляя их, вызывают уродства и ненормальности в развитии организма, нарушение функций нервной системы, половых желез и органов.

Загрязнители разной природы, действуя одновременно, оказывают кумулятивный эффект: вредное влияние меди на растения усиливается в присутствии солей свинца, а также при воздействии радиации. Под влиянием загрязняющих веществ сокращается продолжительность жизни, прежде всего, долгоживущих видов, способных накапливать их в организме.

Изменяются половая и возрастная структуры популяции; численность сокращается до таких пределов, что затрудняет поиск брачных партнеров. Из-за загрязнения среды нарушаются циклы размножения, уменьшается количество беременных самок, число детенышей в помете, растет смертность новорожденных. Распадается ареал вида, сокращаются площади местообитания, изолируются мелкие островки обитаний.

Результатом интенсификации концентрационных процессов является накопление на поверхности Земли ресурсов или продуктов их переработки в таких объемах, что они выделяются в специфические техногенно-геохимические провинции.

Изменение временного фактора развития биосферных процессов. Если (по Б.Небелу), весь период развития жизни на Земле (порядка 4 млрд лет) представить в годичном масштабе, тогда время появления человека как вида (3 млн лет назад) относится примерно к 16 часам 31 декабря, сельское хозяйство начало развиваться за 2 минуты до окончания года (10—12 тыс.лет назад), а промышленная революция, начавшаяся в XVIII веке, длится всего 2 секунды. Время наиболее интенсивного воздействия человека на биосферные процессы (с 60—70-х годов прошлого века) в принятой шкале времени измеряется долями секунды. Следовательно, периоды «биогенеза» и «ноогенеза» совершенно не сопоставимы ни по продолжительности, ни по интенсивности. Нарушение временного фактора в развитии биосферы и среды обитания приводит к несоответствию темпов изменения среды и адаптационных возможностей организмов. Следствием этого являются нарушение в соотношении численности отдельных видов (результат неодинаковой адаптивности), снижение устойчивости и продуктивности экосистем и даже гибель некоторых видов.

 

 

Заключение

Успешное разрешение выдвинутых в современную эпоху на передний план многообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения к учению В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Величие безграничного Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизнь представляется величиной бесконечно малой, не укладывается в обыденном человеческом сознании. С появлением человечества стихийное историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательный контроль человеческого разума: это и есть тот самый процесс, который В. И. Вернадский представлял как превращение биосферы в ноосферу.

Он не оставил законченного учения о ноосфере, отсюда –многочисленные и часто неверные толкования самого понятия. Одни авторы считают, что это планетизированный поток информации, «поддерживающий или изменяющий структуру мира, это постоянно возникающее и развивающееся знание», другие отождествляют ноосферу с техносферой, антропосферой и т. п. При таком понимании ноосферы упускается из виду самое главное в концепции Вернадского – не только роль сознательного в процессе преобразования природы, но и мысль о творческом воздействии человека на окружающую среду.

Возросшая эксплуатация природных ресурсов, нарастающее загрязнение среды обитания отбросами промышленного производства, рост заболеваний, постоянный голод миллионов людей – для устранения всего этого требуются согласованные усилия науки и человечества в целом.

Необходимость оптимизации биосферы ученый связывал не только с чисто биосферными потребностями человека (то есть потребностями в природной среде таковой). Человек понимается им не только как чисто природная сила, «геологический субстрат», а как сила, оптимизирующая свою деятельность в природе в соответствии с законами природы и красоты. Ноосфера – это целостная геологическая оболочка Земли, формирующаяся в результате синтеза технической и культурной деятельности людей и естественных природных процессов на началах социальной справедливости и красоты. Объединяющим началом этой целостности служит гармония человека с природой, ее красотой.

Знаменательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, которой суждено было открыть путь в космос, уже начиная с середины прошлого века вызревает уникальное течение активно-эволюционной мысли, которое широко развернулось в ХХ веке и дало глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в наше, но и в значительно

более далекие времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. [Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. - М., Юнити, 2005]
  2. [Лихин А.Ф. «Концепции современного естествознания»: Учебник. М.: Проспект, 2006. – 262 с]
  3. [Садохин А.П. «Концепции современного естествознания»: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с]
  4. [Словарь терминов. // slovari.nov.ru]
  5. [Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону., изд-во «Феникс», 2010]
  6. [Горелов А.А. Экология. – М., Юрайт-М, 2011]
  7. [Аруцев А. А. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. http://nrc.edu.ru/est/pos/index.html]
  8. [Кашмилов М.М. Эволюция биосферы. – М.: Альфа, 2009. – С. 63]
  9. [Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб.: ДЕАН, 2010. – 460 с]
  10. [Бровкин В.А., Денисенко Е.А., Шульгин Е.А. Моделирование конечной продуктивности агроценозов на основе функции состояния системы «агроценоз-внешняя среда» // Журнал общей биологии, 2009, N 18]
  11. [Галиуллина, Г.К. Вопросы экологического сельского хозяйства и маркировка экологической продукции [Текст] // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 2008. -№1.- С. 39–40]
  12. [Илларионов А.И. Экологические основы природопользования. - М., «Экология и жизнь», 2011]
  13. [Агроэкология /В.А. Черников, Р.М. Алексахин и др.; Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса. – М.: Колос, 2010. – 536 с]
  14. [Карейва, Г. Охрана природы во благо человека [Текст] // В мире науки.- 2008. — №1. — С.20–27]
  15. [Гребенникова Валентина Васильевна. Агроэкология, общая и социальная экология: словарь-справочник /В. В. Гребенникова, М. Т. Логуа.-Кемерово: Кузбасс вуз издат., 2009]
  16. [Экология. В.И.Коробкин, О.Е. Приходченко.-М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2007]

 

 

 

 


Информация о работе Учение о биосфере и ноосфере. Антропогенный фактор в биосфере