Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:34, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть целесообразность применения тестовых заданий на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
изучить формы и методы проверки знаний и умений учащихся;
проанализировать классификации тестовых заданий;
рассмотреть возможность использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки знаний и умений по биологии.
Ввдение
3
1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
4
2. Виды тестовых заданий.
7
3. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой
проверки.
16
Заключение
20
Литература
Содержание
Ввдение |
3 |
1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся |
4 |
2. Виды тестовых заданий. |
7 |
3. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки. |
16 |
Заключение |
20 |
Литература |
21 |
Приложение 1 |
22 |
Приложение 2 |
26 |
Введение
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы.
В последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов ( тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Цель данной работы: рассмотреть целесообразность применения тестовых заданий на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения. Именно поэтому данная тема является актуальной.
1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
Различают текущую, тематическую и итоговую проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления [3]. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
В обучении биологии до недавнего
времени применялись
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся[6].
Нетрадиционные формы
проверки знаний и умений имеют ряд
преимуществ перед
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп[1].
Нетрадиционные формы
и методы проверки имеют определенные
недостатки. Главный из них - высокая
вероятность угадывания правильного
ответа. Преодолеть его можно путем
повышения качества предложенных для
выбора ответов, особенно неправильных.
Кроме того, ответы к тестовым заданиям
можно легко списать у
В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.
Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями
Нетрадиционные формы
заданий требуют
Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву[2].
Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним.
Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.
Тест успеваемости – это система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний и умений.
Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное контрольное задание.
2. Виды тестовых заданий
Классификация тестов по уровням усвоения.
1.Тесты первого уровня усвоения:
2. Тесты второго уровня усвоения:
3. Тесты третьего уровня:
Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике[4].
Тесты на опознания.
В тесте на опознания учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является».
Например:
В организме человека 23 пары хромосом.
А. Да
Б. Нет
Тестовые задания с
выбором одного правильного
В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный.
Например:
1. Где в растении происходит фотосинтез?
А. В клетках корня.
Б. В хлоропластах клеток листа или стебля.
В. В завязи цветка.
Г. В сердцевине стебля.
Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б.
Тестовые задания на знания биологических терминов.
Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название[7].
1. Процесс образования
органических веществ в
А. Дыханием.
Б. Испарением
В. Фотосинтезом.
Г. Размножением.
Ответ: В.
Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение.
1. Прокариоты - это организмы:
А. Клетки, которых не имеют оформленного ядра.
Б. Осуществляющие фотосинтез на свету.
В. Состоящие из одинаковых клеток.
Г. Содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды.
Ответ: А.
Тестовые задания с частицей «НЕ».
Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.
Рассмотрим примеры подобных заданий.
1. Какую функцию НЕ выполняет стебель?
А. Передвижение органических веществ.
Б. Передвижение минеральных веществ.
В.Опорную.
Г. Поглощение воды и минеральных солей.
Ответ: Г.
2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?
А. Размножаются с помощью спор.
Информация о работе Формы и методы проверки знаний и умений учащихся