Цель человека как философская категория и нравственная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 07:31, реферат

Краткое описание

Многими людьми проблема цели и смысла жизни переживается очень остро, многим она не дает покоя. В ней люди видят и личную, и социальную проблему. Молодежь интересует и вопрос о выборе своего жизненного пути, и предельно широкие аспекты смысла и цели человеческой жизни и деятельности. Это очень отрадно. Сегодня нельзя уходить от вопросов о месте человека в мире. Человек расширяет свою власть над природой, и скоро она уже не сможет без его помощи компенсировать пагубные результаты его вторжения. У человека есть место в окружающем мире. Мысль о бесцельности существования угнетает, порождает разочарованность, сковывает творческие силы, гасит жизненную активность.

Вложенные файлы: 1 файл

Большой текст.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Сибирская  академия государственной службы

Реферат

Цель человека как философская категория и нравственная проблема

Выполнил  Тюлькин И.И.

Новосибирск - 93

Введение

Многими людьми проблема цели и смысла жизни переживается очень остро, многим она не дает покоя.  В ней люди видят и личную, и социальную проблему. Молодежь интересует и вопрос о выборе своего жизненного пути, и предельно широкие аспекты смысла и цели человеческой жизни и деятельности. Это очень отрадно. Сегодня нельзя уходить от вопросов о месте человека в мире. Человек расширяет свою власть над природой,  и скоро она уже не сможет  без его помощи  компенсировать пагубные результаты его вторжения.  У человека есть место в окружающем мире. Мысль о бесцельности существования угнетает,  порождает разочарованность, сковывает творческие силы,  гасит жизненную  активность.

В условиях роста материального  достатка  и  благосостояния народа проблемы жизненной ориентации остаются не менее сложными, в определенном отношении они становятся  и  более  острыми,  чем раньше. Поэтому важно, чтобы подъем благосостояния сопровождался обогащением внутреннего мира  людей,  формированием  правильного понимания цели и смысла жизни.

Дело каждого - выбирать себе жизненный путь. Но нужно, чтобы при этом делалось как можно меньше ошибок и промахов. Выбор правильного жизненного пути - существенная предпосылка человеческого счастья.  Поэтому создание необходимых условий для правильной жизненной ориентации является важнейшей социальной задачей.

Проблема цели и смысла жизни относится к числу так называемых "вечных" вопросов.  Она действительно очень сложна и трудна. Сердцевиной трудностей нам представляется отношение исторической необходимости к сознательной целенаправленной деятельности людей.

Многие люди знают,  что цели и идеалы есть отражение в сознании обьективной необходимости,  что человек не остается вечным рабом обстоятельств и может в своих пользоваться осознанными социальными закономерностями. Но при этом знание обьективной необходимости и свободные, сознательно принятые решения подчас остаются как бы в параллельных плоскостях.  Они  сосуществуют,  а  не соединяются.

Смысл жизни сообщает ей ценность и целостность  -  это  то, чем отдельное человеческое существование связано с миром,  с обществом, с его развитием.  Это как бы остающееся  в  преходящем, зерно бесконечного в малом, бессмертного в смертном.

От смысла жизни неотделимы жизненные цели человека.  Цели -субъективное выражение смысла.  Чем они значительнее, тем глубже в них воплощается смысл жизни, тем в большей степени они определяют жизненный путь человека.

1. Из истории проблемы: многовековой  спор

Тысячелетия идет непрестанное и напряженное осмысление вопроса: для чего живет человек? Поколение за поколением ставило и решало его вновь и вновь. Мы продвинулись дальше наших предшественников на  пути к истине,  а нашим потомкам предстоит еще шире охватить картину человеческого бытия,  чтобы понять  человека  и мир как  единое гармоническое целое.  Однако нам могут сослужить хорошую службу представления и взгляды на цель  и  смысл  жизни, выработанные в  прошлом,  нам и сегодня важно знать ошибки предшественников, чтобы избежать их повторения.  Нам дорога  история человеческих дел, свершений, но не менее дорога и история человеческих дум, сомнений, находок и разочарований.

1.1. Древний  мир.

Согласно существовавшим в Индии религиозным представлениям, жизнь людей,  их помыслы определяются непреложным законопорядком (кармой), смысл жизни отдельного человека - в единении с брахманом, мистическим духом божества,  в результате чего  достигается особое состояние  полнейшей безмятежности - нирвана.  Достижение такого состояния и рассматривается в качестве  цели  человеческой жизни и ее высшего смысла.

Проблема цели и целесообразности занимала большое  место  в философских учениях  древнего  Китая.  Но и здесь та же картина. Человек должен занимать и сохранять то место,  которое ему предназначается (конфуцианство).Положение  человека,  его выбор предопределяются или законом "дао" (в философии даосизма) или  последовательностью событий "фа" в других философских доктринах.

Близкие к этим идеи можно найти и в философских и этических учениях античной  Греции.  То же стремление связать человеческие дела с мировым,  космическим порядком, с божественным промыслом. Например, согласно  пифагорийцам,  всем правит некоторый мировой порядок - предел, которому противостоит опасная и вредная сила - беспредельное, хаос.  Они верили в мистику чисел, выработали определенные ритуалы и правила поведения.

Должен ли человек отказаться от наслаждений и счастья? Очевидно, могут быть такие обстоятельства,  когда человек  вынужден стать аскетом,  но  обычное  нормальное состояние человека – это стремление к счастью, радости, удовольствию.

Самой совершенной  формой  античного  гедонизма - учения в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению - принципом поведения - было учение Эпикура (341-270 до н.э.). Двести лет прошло со времен Гераклита, учившего поступать согласно с природой, более ста лет со времен Демокрита, который считал критерием удовольствия пользу, а целью жизни - безмятежность. Сохранялось  сильное  влияние  этического   наследия Сократа и Платона,  популярно было учение Аристотеля:  "Разумное наслаждение - наслаждение разумом".  Потребовалось немало сил  и мужества, чтобы  восстановить  моральный  авторитет человеческих чувств и наслаждений, телесных удовольствий, которые начали было вытесняться понятием "блаженство", в котором даже земные радости стали приобретать черты чего-то небесного. На Эпикура клеветали, изображали проповедником чревоугодия и разврата. Но это было извращением его учения.  В одном письме  к  Менекею  он  поясняет: "Итак, когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия,  заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые... но мы разумеем свободу от телесных страданий и от  душевных тревог. Нет, не  попойки и кутежи непрерывные...  не наслаждения рыбою и всеми прочими явствами,  которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющие (лживые) мнения, которые производят в душе величайшее смятение".

Учение Эпикура не имеет ничего общего  с  аморализмом,  оно отвергает излишества и распущенность. "Ничего сверх меры!" – вот девиз древних греков.

Антиподом гедонизму  представляется стоицизм.  Однако он не культивирует страдания,  это не  культ  самоистязания.  Основная цель стоика  -  обрести душевное спокойствие,  которое тоже есть заменитель радости, а главное - обрести силы для борьбы с жизненными трудностями.  Из высказывания римского императора Марка Аврелия (121 - 180) видно, как стоицизм приходит на помощь в трудные минуты  нашей жизни: Итак, проведи этот момент в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко,  как  падает созревшая олива..."

Понятие цели человеческой деятельности было рассмотрено Сократом (470/469 - 399 до н.э.). У него смысл человеческой жизни - добро, а путь к нему указывает разум. Для Сократа, в противоположность, например, гедонистам, добро как этическая цель выше человека.  Человек служит добру,  которое  имеет  абсолютную ценность. Таким образом,  Сократ высказал мысль, что смысл жизни не сводится к удовлетворению его непосредственных потребностей.

Сократ  поставил  вопрос об иерархии цели, разграничив частную цель какого-либо поступка и общую цель, с которой он  внутренне соотносится и которая обосновывает его.  В иерархии цели необходимо существует окончательная цель  - такое мыслимое предельное благо, которое является конечным основанием деятельности и которое, согласно Сократу, не может быть реализовано непосредственно: человек может лишь косвенно содействовать его достижению.

Ученик Сократа  Платон  (428/427 - 348) все высшие ценности относил к миру идей.  Высший смысл духовной жизни человека, согласно его учению,  - созерцание бессмертной истины.  Достигается оно посредством особого состояния - энтузиазма. Созерцание бессмертной истины  приближает  человека  к  бессмертию в его земной жизни, дает ему божественный покой и неомрачимую  радость. Смысл же жизни телесной,  по Платону,  в подчинении порядку.  Средство его достижения - усмирение страстей.

Платон связал этико-философскую концепцию Сократа с учением об идеях и с утверждением божественного блага как высшей цели бытия.

Смысл жизни считал Аристотель (384 - 322 до н.э.),  -  блаженство, которое  обретается посредством достижения предмета желания, который сам по себе является конечной целью, самоцелью. А таким предметом, который ничему не служит в качестве средства, по убеждению Аристотеля,  является только  добродетель. Добродетель, ведущая к блаженству, достигается познанием и размышлением.

Аристотель, вероятно,  одним из первых начал  рассматривать цель как всеобщую причину. У него цель - конечная причина бытия. Цель - это то, ради чего нечто существует или осуществляется.

В русле философско - телеологической традиции сложилось два более или менее самостоятельных учения о цели: телеология, исходившая из  обьективной цели бытия,  которую она пыталась проследить во всех сферах действительности, и учение о свободе воли, включавшее в себя понятие свободной цели человека.

1.2. Средние века

В христианстве идея посмертного спасения  души  приобретает значение цели жизни.  Так, один из "отцов церкви" Аврелий Августин (354 - 430) учил,  что реальная жизнь временна и  есть  лишь подготовка к  вечной  загробной  жизни, что цель человеческой жизни - спасение и обретение рая, что весь мир идет к намеченной цели, что жизнь "...управляется по законам божественного промысла".

Телеологический способ  мышления получил в дальнейшем большое распространение.  Фома Аквинский (1225/26 - 1274) и Христиан Вульф (1679 - 1754) развивали эту концепцию, утверждали, что все в мире служит какой - то цели.

Период средневековья был периодом очень большого интереса к категории "цель", которая  приобрела  подчеркнуто  религиозно - нравственный характер. Такое обостренное внимание к нравственной стороне вопроса о цели и смысле жизни не могло не оставить следа в последующей  истории  этических  учений и в самой нравственной жизни людей.  Священная цель - понятие,  которое может иметь  не только религиозный смысл.

Эпоха возрождения явилась поворотным пунктом от религиозного аскетизма  и ригоризма (слепого послушания) к гуманизму и гедонизму (итальянец Лоренцо Валла (1405/1407 - 1457),французы Пьер Гассенди и Мишель Монтень (1533 - 1592))

1.3. Новое время

Если у итальянских и французских гуманистов на  первый план выдвигается наслаждение,  то у английских - выгода, практическая полезность. (Фрэнсис  Бэкон (1561  -  1626),  Томас  Гобсс (1588  - 1679)). Цель прямо или  косвенно  отождествляется  с  полезностью. Бэкон считал,  что рассуждения о "поставленных философами" целях  "приносят  мало пользы" и обращал большое внимание на средства, без которых цели повисают в  воздухе.  Гобсс  считает, что эгоизм, жажда славы - движущие пружины человеческой деятельности. Он говорил: "Человеческую жизнь можно сравнить с состязанием в  беге...Надо  только  представить себе,  что единственная цель и единственная награда каждого из участников этого состязания - оказаться впереди своих конкурентов". Борьба с телеологией побуждала этих мыслителей к  отрицанию  воли  и  самого  понятия "цель". Все происходит не ради какой-то цели, а почему-то, в силу какой-то причины.

Нидерландский философ - материалист Бенедикт  Спиноза (1632- 1677), отрицал существование божественного целеполагающего начала,  считал, что природа есть своя собственная причина, и человек относится к природе как следствие к причине,  а не как цель к средству или средство к цели. Для него разум, мышление -главные человеческие ценности,  а смысл жизни - понимание,  все остальное - или средства или условия.

Французские философы  К. Гельвеций (1715    -    1771)    и Ш. Фурье (1772 - 1837) проповедовали раскрепощение страстей,  свободу наслаждений, любви и счастья. Гармония- цель и общества, и отдельного человека.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант(1724 -1804) предложил считать целесообразными в собственном смысле лишь произведения человеческой деятельности поскольку в их основе лежит сознательная цель,  тогда как обнаруживаемая в произведениях природы    внутренняя    гармония    частей    и   целого свидетельствует не об отношении к какой-то цели, а лишь об отношении к целому.  Эти произведения не целесообразны, а целеподобны, т.е.  "целесообразны без цели". Рассматривая цель как одну из "действующих в мире причин", Кант по сути дела описал ту особенную форму причинности,  которая характерна для человеческой деятельности. Он  показал, что  если понятие "действующей причины" связано с представлением о внешней  необходимости,  то  разумное целевое действие столь же необходимо предполагает свободу. Допущение в сфере человеческой деятельности причинности "из необходимости", с его точки зрения влечет за собой допущение и причинности "из свободы" - цель,  ибо свобода без необходимости лишила бы целевое  действие тех результатов,  ради которых оно осуществляется, а необходимость без свободы начать новый причинный ряд исключает саму возможность такого действия.

Ставя на второе и третье места проблемы средства и благоразумия в  проблематике цели,  Кант высшим уровнем постижения цели считает нравственную проблему: какова та цель, к которой человеку следует стремиться?

Постановка этой проблемы связана с выработкой нравственного принципа, который  обладал бы достоинством закона и не только не зависел бы от содержания и цели отдельного  поступка  или  действия, но, наоборот, всякий раз служил бы основанием нравственного выбора и критерием оценки частных действий и цели.

Моральные цели у Канта формулируются как обязанность следовать нравственному закону- делать высшее возможное в мире благо. Одним из важных моментов в этическом учении  Канта является положение о человеке как цели.  Добро,  в понимании Канта,  есть абсолютная цель.  Делая добро,  человек и сам становится добрым, приобщается к  миру добра.  Долг и цель каждого человека – стать человеком, стремиться к идеалу человеческой личности. Канту принадлежит большая  заслуга  в  утверждении сознания человеческого достоинства, которому "противно падать ниц перед небесными силами". Не человек служит каким-то целям, а все служит человеку.

Здесь Кант  выходит  за  рамки логической проблемы "что есть цель ?" и переходит к гораздо более глубокой проблеме  "что есть цель человека ?"

Информация о работе Цель человека как философская категория и нравственная проблема