Цель человека как философская категория и нравственная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 07:31, реферат

Краткое описание

Многими людьми проблема цели и смысла жизни переживается очень остро, многим она не дает покоя. В ней люди видят и личную, и социальную проблему. Молодежь интересует и вопрос о выборе своего жизненного пути, и предельно широкие аспекты смысла и цели человеческой жизни и деятельности. Это очень отрадно. Сегодня нельзя уходить от вопросов о месте человека в мире. Человек расширяет свою власть над природой, и скоро она уже не сможет без его помощи компенсировать пагубные результаты его вторжения. У человека есть место в окружающем мире. Мысль о бесцельности существования угнетает, порождает разочарованность, сковывает творческие силы, гасит жизненную активность.

Вложенные файлы: 1 файл

Большой текст.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Цель порождается  противоречиями  и сама есть противоречие. Обьективным основанием процесса целеполагания является диалектическое противоречие  между возможностью и действительностью, что субъективно может рассматриваться как противоречие между реальностью и идеалом. Средства причинно обусловливают цели,  но цели будучи  поставлены сами, сами начинают играть роль причин человеческой деятельности, они направляют и организуют активность  людей. Любая цель, поставленная вопреки этой закономерности,  неизбежно сталкивается с "дефицитом средств", хотя и сам процесс целеполагания является великим стимулирующим средством.

Общественный прогресс обязательно  предполагает  осознанное целеполагание - обьективное включает субъективное.  Откуда появляется какой-то "остаток",  свободный от деспотии  детерминизма, если и  сами желания человека определяются в конечном счете обьективными причинами.  Поиски ответа на данный  вопрос приводят к исследованию человеческой деятельности,  которая невозможна без относительной свободы.  Эта свобода есть  отражение  обьективной необходимости, в которой заложена альтернатива, многообразие вариантов, что, разумеется, не исключает господствующей тенденции. В процессе  труда  человек  не только мысленно представляет цель своей деятельности,  пути, ведущей к ней, но и себя самого в качестве активной и деятельной силы.

Связь целеполагания с процессом познания не подлежит сомнению. Как  и  всякое познание,  оно есть отражение обьективного в субъективном. Однако "цель" представляет собой "опережающее  отражение", т.е. "модель будущего".

Цель является не просто  знанием,  а  знанием,  дополненным стремлением. Целеполагание  - одна из сторон целостного процесса человеческой жизнедеятельности.  Именно в практической  деятельности человек  осознает свои потребности.  Цель,  которую ставит перед собой человек, пребывает в постоянном движении и развитии, она дополняется и уточняется.

Различают конкретную цель деятельности,  т.е. идеальный образ (результата) непосредственной деятельности человека,  и абстрактную цель стремления,  т.е.  представления о некотором общем благе, идеале, ради достижения  которых  осуществляется  эта  деятельность. Оба эти вида цели обычно принимаются как "субъективные", тогда как под так называемой обьективной целью  имеется  ввиду некоторая сверхъестественная "цель бытия" (божественная или провиденциальная) или заданное тем или иным законом (алгоритмом, предписанием, правилом) фиксированное состояние в развитии некоторой системы,  за  которой  признается  свойство  саморегуляции  (формальная цель).

Реализация всякой  частной цели необходимо переносит содержание и особенности средства на каждое  последующее  звено  деятельности и   определяет   содержание  и  особенности  конечного результата. Поэтому неблагие средства лишь еще дальше отодвигают "благую" цель.  Маркс писал:"...цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель ",т.е.  цель не  оправдывает средства.

К идеалу приближает лишь такая цель, которая есть особенное воплощение всеобщности этого идеала и тем самым есть одновременно и сама цель.  Там,  где это условие не  соблюдается,  частная цель становится отчужденной формальной общей цели.

Отчетливо прослеживается двойственный характер человеческой деятельности, которая  в  своем содержании обнаруживает себя как единство идеализации и реализации. Идеализация, изолированная от реализации, приобретает  характер  искаженных сословно-элитарной ограниченностью и оторванных от действительной жизни форм сознания; реализация же утрачивает свой внутренне - побуждающий идеальный мотив, свою действительную цель.

Мышление, отделенное от реального труда реализации, влечется к не имеющей реального смысла  цели. За  трудом  же  остается мышление духа,  не освещенная целью грубая материальная форма. В этих условиях труд нуждается во внешних побудителях,  в той  или иной исторически  определенной  форме  принуждения.  Оба  полюса расчлененной деятельности лишаются внутреннего смысла.  Эта обоюдная неполноценность ищет компенсацию в разного рода псевдодеятельностях (немотивированные преступления,  хулиганство и т.д.), в которых  пытается воссоединить утраченное единство идеализации и реализации, единство цели, средства и результата, создавая иллюзию свободной деятельности.

В условиях этой  кризисной  ситуации  проблема  цели  снова предстает в тех ее аспектах, которые выходят за пределы логики и являются в собственном смысле философской. Знание категориальной структуры целеполагания  (цель,  средство,  результат) позволяет правильно определить пути и средства реализации цели, но оно еще не дает постижения того, какова же действительная цель человека.

Сама по себе цель еще не служит нравственным критерием реализующей ее деятельности. Философский анализ должен проследить иерархию целеполагания до предельных  нравственных  оснований  и конечных критериев жизнедеятельности человека.

4. Цель человека - нравственная цель

Итак, цель - идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельности; их идеальный, внутренне - побуждающий мотив.

Цели и интересы отдельного  человека  не  определяются  вне связи с обществом, с конкретным общественным строем и теми социальными силами,  которые "ведают" его развитием.  Историю нельзя представить себе  как реализацию какого-то предначертания.  Люди сами творят свою историю. Задача ее исследователя состоит не  в том, чтобы измышлять ее цели,  а в том, чтобы вскрывать их в самом же историческом процессе. Будучи обьективной необходимостью,  историческая цель находит себе выражение в соответствующей идейной форме.  Цель должна быть понята как естественно - историческая необходимость, "сознавшая самое себя".  "Мы развиваем миру новые принципы  из  его  же собственных принципов,  -  писал К. Маркс.  - Мы не говорим миру: "перестань бороться; вся твоя борьба - пустяки", мы даем ему истинный лозунг  борьбы.  Мы только показываем миру,  за что собственно он борется,  а сознание - такая вещь,  которую мир должен приобрести себе, хочет он этого или нет".

Марксизм считает, что историческая необходимость есть функция и продукт собственной деятельности человека. Только такое понимание позволяет уяснить подлинную роль человека и его место в мире, отказаться  от веры в независимые от деятельности человека законы, от страха перед вне его лежащей необходимостью. Оно позволяет человеку  взять  на себя ответственность за этот мир и за себя.

Цель социального развития дает  сознание  перспектив  этого развития. А поскольку речь идет об обьективном историческом процессе, то в результате человечество всего лишь "сознательно осуществляет свою  работу". Вместе  с тем обьективная историческая необходимость реализуется несравненно быстрее, будучи воспринята людьми как осознанная, субъективная цель: "...мир уже давно грезит о предмете,  которым можно  действительно  овладеть,  только осознав его".

Добавим, что наряду с разработкой исторического аспекта целеполагания К. Маркс и Ф. Энгельс обращают пристальное внимание на его личностный аспект, особенно в плане всестороннего и гармонического развития  личности.  Целостная  личность  есть  такая же цель, как и развитие человеческого общества по пути к практическому гуманизму, который есть "...осуществление сущности человека как чего-то действительного".

Если целостная,  гармоническая развитая личность есть социально-историческая цель, то человек должен это сознавать, должен понять собственную сущность,  чтобы реализовывать ее,  он должен проникнуться чувством достоинства и  готовностью  к  решительной борьбе за свое собственное раскрепощение.

Телеологи считали,  что человек существует для того,  чтобы существовала история,  история же для того, чтобы существовало доказательство истин, т.е. утверждали, что человек и история существуют для того, чтобы истина пришла к самосознанию".

Маркс и Энгельс не считали человека слугой истории. История существует, поскольку существуют люди,  история есть история человеческой, и вне этой деятельности она остается чисто  спекулятивным понятием.

Ставя себе цели и реализуя их, человек сознательно или бессознательно исходит  из  факта существования обьективного мира и его законов, которые лежат в основе целесообразной деятельности.

Целеполагание предполагает  последующее организованное,  направленное воздействие на окружающий мир,  результаты которого можно прогнозировать. Ведь цель есть и предвидение,  а оно основано на знании закономерностей развития. Хаотические и случайные изменения сделали бы невозможным достижение намеченной цели.  "На деле цели человека порождены обьективным миром и предполагают  его, - находят его как данное,  наличное", - писал В. И. Ленин. Цели реализуются ("осуществляют себя") опять же в виде "внешней  деятельности", то есть в мире материальных вещей и по его законам.  Целесообразная деятельность есть  процесс  использования "внешнего мира" путем  его  преобразования  в соответствии с потребностями человека, которые,  в свою очередь,  порождены условиями материальной жизни.  Цель выражает связь идеального и материального. В процессе же реализации целей,  в свою  очередь,  устанавливаются новые связи, отношения, закономерности.

Вопрос истинности цели,  несомненно,  очень важен. Истинная цель - это цель, наиболее полно соответствующая социально- историческим потребностям  данного общества или способностям отдельного человека к определенному виду деятельности.

Нравственные цели человеческой жизни имеют самое непосредственное отношение к понятиям  "смысл  жизни"  и  "идеал".  Смысл жизни выражает  социальную  сущность индивидуальных стремлений и целей. В целях он конкретизируется,  наполняется реальным содержанием. Идеал  же  в  своем этическом аспекте представляет собой предельную стадию нравственного совершенства. Основные его черты - широкая образованность,  моральная чистота,  физическое совершенство.

Цель людей  заключается  в построении такого общества,  где создана будет обьективная основа для реализации прогрессивных идеалов. Специфика прогрессивных нравственных идеалов заключается в том,  что в них отражаются те стороны или  свойства  нравственных отношений  людей,  которые  еще  не  утвердились в жизни окончательно, но которым принадлежит будущее.

 

Список  использованной  литературы

 

1. Гендин  А.М.  Предвидение и цель в  развитии  общества. - М., 1974.

2. Иконников  С. Идеал нравственный. - в кн. "Философская  энциклопедия", т.2, М., 1970.

3. Стечкин  О.Я. Цель  целеустремленность. - М., 1981.

4. Трубников  Н.Н. Цель. - в кн. "Философская  энциклопедия", т.4, М., 1970.

 

Список  рекомендуемой  литературы

 

1. Винер  Н. Творец  и  робот. - М., 1966.

2. Кант И. Основы метафизики нравственности. - Соч., т.4,ч.1, М., 1965.

3. Кант И. Критика практического разума. - Там же.

4. Лейбниц  Г.В. Новые опыты о человеческом  разуме. - М.-Л., 1936.

5. Макаров  М.Г.К истории категории "цель" в домарксистской философии. - "Вопросы  философии", 1959,10.

6. Макаров  М.Г. Цель. - в кн. "Некоторые вопросы  диалектического материализма", Л., 1962.

7. Трубников  Н.Н.  О категориях "цель",  "средство",  "результат". - М.,1968.

8. Фихте  Н.Г. Наукословие, изложенное в общих  чертах. - СПБ, 1914.

9. Форлендер  К. Кант и Маркс. Очерки этического  социализма. - СПБ, 1909.


Информация о работе Цель человека как философская категория и нравственная проблема