Ландшафтный дизайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат — проект. Вместе с известным из географии термином «ландшафт» ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура» — тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Сад с точки зрения времени и пространства…………………..5
Глава 2. Типы садов……………………………………………………….9
Глава 3. Использование эстетических принципов решения сада……..27
3.1 Освещение……………………………………………………………..27
3.2 Соразмерность………………………………………………………...29
3.3 Контрастность…………………………………………………………31
3.4 Цвет…………………………………………………………………….32
3.5 Перспектива…………………………………………………………...42
3.6 Ландшафт……………………………………………………………...45
3.7 Роль природных условий при создании садов и парков……………49
3.8 Композиционные приёмы…………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………….58
Список исследуемой литературы……………………………………...60

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Belozertseva_K.doc

— 2.14 Мб (Скачать файл)

 
Две части дачного участка с беседкой. Эстетический подход к решению каждой различен. Передняя, меньшая по размерам, решена как искусно созданный уголок природы: здесь высажены различные виды растений, сюда включены и мелкие архитектурные дополнения. В дальней, большей части сада, находящейся за домом, как бы сконцентрирована вся красота окружающей природы, любой элемент которой взаимосвязан

Сады на склонах

Художественное решение садовых участков на склонах должно учитывать как их расположение в отношении стран света, так и разновысокость отдельных участков территории.

Расположение территории сада на разной высоте дает возможность разнообразить решения. Такой характер местности прямо обусловливает создание стенок, террас, скальных участков, водопадов, различных лестниц и т. д. Разница в высотах создает условия для более разнообразного и более богатого в зрительном отношении восприятия пространства сада. Одновременно эта разница в высотах обусловливает различные точки зрения на близлежащую местность, тем самым предоставляя дальнейшую возможность композиционного построения сада.

 
Небольшой сад с террасой при доме, с бассейном и ухоженным газоном — пример удачной планировки

Сады на склонах обладают, однако, и рядом отрицательных черт. В первую очередь, это разнородность почвенных условий, в связи с чем бывает затруднительным использование их для однородных посадок. Такие участки скорее используются как декоративные сады. Еще одно невыгодное свойство таких территорий — дороговизна обработки почвы, необходимость строительства подпорных стенок и т. п. Обычно земля на таких участках бывает суше, чем на равнинных, в связи с чем часто приходится выполнять специальные работы по орошению, увлажнению и улучшению качества почвы.

 
Старый дворик можно легко превратить в сад. На нашем рисунке двор слева и спереди ограничен домом, а справа и сзади — глухими стенами. У входа в сад находится небольшая мощеная площадка, откуда дорожка ведет к месту отдыха, которое скрыто перголой, заросшей вьющимися розами. Вблизи места отдыха посажены деревья, разбиты клумбы с многолетниками, растут высокие травы. Вправо от выхода в сад, в углу — разросшийся можжевельник, а влево — пираканта. Затененную часть вдоль стены в глубине садика украшают рододендроны, магонии, папоротники и тенелюбивые многолетники. Там же в правом углу одиночно посажен тисе, остальная площадь покрыта газоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Использование эстетических принципов решения сада

3.1 Освещение

Свет подчиняется определенным законам, которые надо учитывать при оформлении сада. Кроме того, разные объекты освещать надо тоже по-разному. Каждый из них - будь то скульптура или водоем, деревья либо постройки ( например, беседки) - требует особого подхода. Иначе есть риск, что освещение будет вас раздражать, а не настраивать на нужный лад, создавая ощущение уюта.

Ландшафтное освещение способно визуально разделить большой сад на небольшие уютные зоны, а у малого - расширить границы. Все зависит от мощности ламп и угла, под которым направлен световой поток. Варьируя эти показатели, вы можете добиваться различных эффектов. Например, создать в освещенном саду атмосферу праздника  или же, наоборот, придать его облику загадочность и таинственность. Несложно достичь и других эффектов: скажем, с помощью электрического света наполнить сад духом романтики либо добиться, чтобы он настраивал на неспешную созерцательность.

Осенью, когда деревья постепенно теряют свой наряд, а дни становятся все короче, грамотная подсветка в саду ценится очень высоко. А зимой ее ценность возрастает еще больше. Когда вокруг однообразный, унылый пейзаж и голые деревья, так хочется чего - то яркого, светлого. Особенно к месту будет освещение  в саду, если вы планируете отметить Новый год на даче. Впрочем, и летом, и весной освещение на участке - это дополнительная возможность увидеть свой сад после заката солнца  в совершенно ином свете, открывая новые грани его красоты.

Мостики, валуны и скульптуры рекомендуется подсвечивать даже не ради красоты, а из соображений безопасности: в темные ночи вы можете наткнуться на эти предметы и пораниться. Но и эстетический момент здесь тоже важен, ведь хочется, чтобы и в сумерках скульптуры не теряли своей привлекательности. Поэтому так важно правильно расставить световые акценты на малых архитектурных формах. Для этого используйте светильники, которые можно вмонтировать в землю, располагая их асимметрично. Такие светильники комплектуются натриевыми и металлогалогенными лампами мощностью 70 -150 Вт, которые также можно использовать и для освещения небольших стен и заборов или зоны парковки.

Если необходимо подсвечивать растения, нужно руководствоваться принципом " не навреди". Учитывайте, что в ночное время свет для них неестественен и даже вреден. Он может сбить биологический ритм и вместе с теплом, которое идет от ламп, нарушить хрупкое равновесие садовой экосистемы. Поэтому подсвечивайте ваш сад только в праздничные или выходные дни, когда проводите время за городом вместе с гостями. А в будни освещайте лишь функциональные зоны.

Несложно создать иллюзию светящейся лужайки, если расположить светильники максимально низко - так, чтобы луч света проходил параллельно поверхности газона, словно скользя по кончикам травинок. Садовые дорожки подсвечивают обычно с помощью высоких фонарей, низких столбиков или светящейся брусчатки. В таких светильниках устанавливают, как правило, лампы накаливания, специальные компактные люминесцентные и галогенные лампы. Максимального эффекта вы достигнете, если подберете такой угол освещения и такую ширину луча, чтобы не создавалось зрительного дискомфорта и в то же время хорошо освещался путь.

Сложнее всего грамотно сделать подсветку прудов. бассейнов и фонтанов. Фонарикам для водных объектов необходимы особые условия эксплуатации. Подключить такие осветительные приборы можно только к источнику питания напряжением не выше 12В. Таковы, например, герметичные светодиодные и галогенные светильники. Можно использовать и гибкие волоконные светодиоды, так как в них исключен контакт токоведущих частей с водой. Выбирая светильник, обязательно выясните у продавца, можно ли использовать прибор на открытом воздухе, есть ли у него покрытие, защищающее от влаги, и какое напряжение электросети необходимо.

 

3.2 Соразмерность.

Под соразмерностью понимают масштабность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемых человеком.

Соразмерность (иначе пропорциональность или масштабность) — это правильное отношение составных частей к целому, второстепенному к господствующему,   деталей   к   главному.

Пропорциональное соответствие необходимо в любых насаждениях, как между зеленью и архитектурными сооружениями, так и между элементами самой системы озеленения. Все архитектурные и растительные объемы должны быть увязаны с величиной и идейной направленностью всего объекта, а также с окружающей средой и между собой.

При пространственном решении композиции сада, независимо от его назначения, следует учитывать ряд общих правил и принципов оформления. Прежде всего необходимо очертить саму территорию сада, наметить его границы в пространстве. Это первый шаг в создании пространства сада, за оформление которого вы принимаетесь. Главную роль в этом играют различные типы оград, живые изгороди, деревья и кустарники по границе участка.

Пространство сада во многом определяется соотношением свободного пространства и высотой ограничивающих его элементов. Поэтому не следует обносить небольшой участок высоким глухим забором или изгородью, он от этого будет казаться еще более сжатым. По этой же причине не следует оформлять границы маленького участка высокими деревьями, так как близость высоких объектов будет подчеркивать его небольшие размеры.

Сад способен оказывать успокаивающее действие на душу человека, поэтому необходимо создать в нем атмосферу изолированности и интимности, однако не следует создавать глухое замкнутое пространство.

Перспектива сада должна быть по возможности пластичной, на переднем плане рекомендуется использовать растение, постройку или другой элемент оформления, способные подчеркнуть вертикальную характеристику пространства. Нижняя часть перспективы должна быть спокойной в плане фактуры и цветового решения, лучше всего для этого подходит газон или лужайка в сочетании с цветочным оформлением.

Огромную роль в оформлении пространства сада играет принцип иллюзии. Иллюзорные впечатления усиливают степень воздействия реальных объектов, скрывают нежелательные черты, искажают восприятие пространства.

При умелом использовании принципа иллюзии можно зрительно раздвинуть границы пространства, а значит, сделать его больше и просторнее. Так, например, задекорировав забор вьющимися растениями или скрыв его за кустарником, можно создать впечатление неограниченного ничем пространства, нивелировать его границы. Это удачное решение пространственного конца сада. 

Закамуфлированная посадками или другим образом ограда сливается с окружающим пейзажем, и территория сада воспринимается как обособленная часть большого общего пространства. Сад словно растворяется в окружающем просторе. Необходимо создать зрительную взаимосвязь дома на участке с зеленью сада, для этого можно посадить определенные деревья и кустарники в непосредственной близости от дома или создать ярусное насаждение растений, в котором невысокие ярусы будут подходить непосредственно к стенам дома, переходя от более высоких.

В саду можно создать иллюзию однородности, неразделимости и слияния построек с зеленой массой насаждений с помощью вьющихся растений, которые используются для озеленения стен построек, оплетают их и делают частью зеленых насаждений.

 

3.3 Контрастность

Контрастность - важнейшие композиционные средства. Контраст - это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый - темный, высокий — низкий, большой - маленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное пространство лесного массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д.

Классик русского садоводства прошлого века А. Э. Регель так пишет о контрасте: “Значение контраста проистекает не из одной только любви к разнообразию, а тем, что благодаря контрасту объект выделяется лучше и яснее со всех сторон. Но первое условие контраста является в том, чтобы в контрастирующих объектах имелась общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контрастом является дерево, растущее на берегу озера или пруда, еще большим контрастом будут деревья с закругленной кроной в отношении к деревьям пирамидальной формы, контрастирует зеленая листва с серебристой, листья с иглами и т. д. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, темного со светлым, вогнутого с выпуклым”.

Контрастные сопоставления форм подчеркивают качественные различия предметов. Пользуясь этим приемом, можно изменить ощущение от размера предметов: предмет будет восприниматься меньше, если рядом с ним разместить больший по размеру, или, наоборот, будет восприниматься больше в окружении мелких предметов. Так, дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кустарником, если же нужно добиться визуального ощущения уменьшения высоты дерева, лучше посадить рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить рядом невысокие кустарники и цветы.

С помощью контраста можно выявить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на белом кажутся темнее; серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном зеленый, на зеленом — красный. Эти закономерности в природных композициях корректируются состоянием погоды, временем года и суток, освещенностью.

Любители необычного могут использовать контраст форм в планировке участка, формах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Геометрическая форма бассейна уравновешивается плавной линией газона, остроконечная крыта дома свободной формой цветника. Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более продуманного, чем кажущаяся дисгармония.

Ни в коем случае, однако, нельзя злоупотреблять контрастом, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетайте контраст с нюансом тонким переходом похожих друг на друга. незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.

 

3.4 Цвет

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне — не одним зрением. а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Имеются интересные научные исследования по психологическому и физиологическому воздействию цвета на человека. В 1810г. Гёте в своем трактате “Учение о цвете” писал: “Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют”. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать у человека чувства веселья или печали.

Информация о работе Ландшафтный дизайн