Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное

развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства,

регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему.

Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных

операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает

ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых

компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все

задачи, которые возникают в ходе работы банка достаточно легко поддаются

автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков

информации является одной из главных задач любой крупной финансовой

организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания

вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие

информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными

финансовыми возможностями для использования самой современной техники.

Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на

компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией,

предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию

должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения.

Содержание

1. Особенности автоматизации банковской деятельности. 3



1.1. Компьютеризированные банковские системы БС. 4

1.2. Функции БС 5

1.3. Критерии выбора БС 6

1.4. Некоторые характеристики популярных БС 8



2. Корпоративные сети банков 10



2.1. Требования к корпоративной сети банка 10

2.2. Архитектура корпоративной сети банка 11

2.3. Использование интегрированной передачи данных 11

2.4. Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей

13

2.5. Конкретный пример построения корпоративной сети банка

(Сеть Центробанка в Вологде) 15

2.6. Заключение 18



3. Системы банк-клиент 19



3.1. Банковские услуги на дому 19

3.2. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными

способами обслуживания 20

3.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент" 21

3.4. Провайдеры систем электронного документооборота 22

3.5. Перспективы развития систем "банк-клиент" 23

3.6. Система "банк-клиент" фирмы ИНИСТ 24



4. Использование банками сети Internet в коммерческих целях 27



4.1. Роль Internet в банковской деятельности 27

4.2. Способы использования Internet финансовыми организациями 28

4.3. Преимущества и недостатки Internet как среды передачи

финансовой информации 29

4.4. Взаимодействие с клиентами банка через Internet. Безопасность

расчетов. 29

4.5. Финансовая информация в сети Internet 31

4.6. Первые примеры интерактивной работы финансовых организаций в

Internet 34

4.7. Пример банковского WWW-сервера в России (Сервер банка

"Российский Кредит") 35

4.8. Заключение. Перспективы развития. 36



5. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций 38



5.1. Банкоматы 38

5.2. Популярные модели банкоматов 39

5.3. Режимы работы банкоматов 40

5.4. Способы построения сети банкоматов 40

5.5. Заключение 41



6. Автоматизация межбанковских операций. 42



6.1. Подходы к построению систем межбанковских расчетов 42

6.2. Национальные системы межбанковских взаиморасчетов 42

6.3. Международная система SWIFT 44



7. Заключение 47

Вложенные файлы: 1 файл

Автоматизация банковской деятельности.docx

— 78.83 Кб (Скачать файл)

 

      Fedwire - сеть  федеральной резервной банковской  системы США.

      Системой Fedwire владеет и  руководит  Федеральная   резервная  система

банков (ФРС) США. Эта система  используется  для  перевода  денежных  средств

между 6 тыс. банков, объединенных в 12 резервных округов с  12  центральными

региональными банками (ЦРБ).

      ЦРБ и  некоторые другие крупные банки  -  члены  ФРС  имеют   собственные

серверы, работающие в  режиме  OLTP.  Более  мелкие  банки  имеют  терминалы

системы  Fedwire.  Третья  группа  банков  -  так  называемые  "независимые"

участники  системы  Fedwire  работают  в  режиме  off-line  и   осуществляют

межбанковские операции по коммутируемым  телефонным линиям связи  с  ЦРБ  или

передают информацию прямо  через другой банк ФРС.

 

      CHIPS (Clearing House Interbank Payment System)

      Телекоммуникационная  система CHIPS создана в 1970 г.  в США для  замены

бумажной системы расчетов чеками на электронную систему расчетов между  Нью-

Йоркскими  банками  и  иностранными  клиентами.  Все  банки  разделяются  на

головные банки, расчетные  банки и банки - участники системы CHIPS.  Всего  к

системе подсоединено 140 банков, при этом она работает примерно  с  10  тыс.

счетов. Система CHIPS система  работает  в  режиме  off-line.  Предусмотрено

накопление  и  последующая  отправка  сообщений,  при  этом   обеспечивается

сохранение целостности  данных в центральной БД.

      В настоящее   время  системы  Fedwire  и  CHIPS  обслуживают  до  90  %

межбанковских внутренних расчетов США.

 

      Bankwire - сеть  для обслуживания частного коммерческого  сектора.

      Система  Bankwire была организована в  1952  г.  десятью  банками  США.

После ряда реорганизаций  была создана система Bankwire-II, услугами  которой

пользуется система кредитных  карт MasterCard.

      Данная  система  осуществляет  накопление   и   последующую   отправку

сообщений. При отправке сообщения  передаются  в  специализированные  мощные

компьютерные центры по скоростным выделенным каналам,  а  затем  попадают  к

адресатам.

 

      Телекоммуникационная  система BACS (Англия).

      Система  создана в 1968 г. и, по состоянию  на 1988 г., имела 16 банков-

акционеров. Позднее система  была преобразована в систему BACSTEL.

      Система   предоставляет  два  вида  услуг  для  абонентов:  "сервис  по

графику" (передача сообщений  в режиме off-line)  и  "сервис  по  требованию"

для    передачи    коротких    сообщений    по     каналам     общедоступных

телекоммуникационных сетей.

 

      Телекоммуникационная  клиринговая система SIT (Франция).

       Проект  системы SIT был разработан в  1982-83 гг.  крупнейшими  банками

Франции. Взаимодействие БС в системе SIT  происходит  на  основе  выделенных

каналов   общедоступной   сети   Transpac.   Используется   протокол   Х.25.

Отличительной  особенностью  данной  сети  является   то,   что   плата   за

предоставление канала не зависит  от  расстояния  между  банками-абонентами.

Система SIT взаимодействует  с платежными системами VIZA и MasterCard.

 

 

3 Международная система  SWIFT

 

      В 1968 г.  была  начата  работа  над   проектом  создания  межбанковской

системы    SWIFT    (Society    for    Worldwide    Interbank     Financical

Telecommunication).

      Целью ее  создания было обеспечение всех  участвующих в  проекте   банков

(и  других  финансовых  организаций)  защищенной   от   несанкционированного

доступа, надежной, высокоскоростной и круглосуточно работающей системой  для

передачи банковской информации.

      В начале 70-х гг.  система  начала  функционировать.  В  1987  г.  был

преодолен барьер в 1 млн. межбанковских  операций  в  день.  Сейчас  быстрыми

темпами происходит внедрение  новой модернизированной системы SWIFT-2.

      Стоимость   передачи  одного  сообщения   в  системе  SWIFT  оказывается

меньше, чем стоимость  его передачи по телексу.

 

      Стандартизация  типов  сообщений  передаваемых  по  сети  SWIFT   была

выполнена  Международным  комитетом  по  стандартизации.   В   1974-80   гг.

разработка типовых сообщений  была завершена. В конце 1993 г. была  добавлена

группа  новых  финансовых  стандартов  SWIFT  Alliance,   где   определяются

интерфейсы для связи  с  национальными  глобальными  сетями  компьютеров  по

телексу и факсу.

      Применение  стандартных форматов сообщений  в рамках системы SWIFT  дает

следующие преимущества:

. исключается возможность  различной интерпретации сообщений  отправителем  и

  получателем;

. возможен полный контроль  за передачей  информации  на  основе  постоянной

  фиксации транзакций  в системе;

. банк-пользователь системы   может  автоматически  генерировать  ежедневный

  отчет по проведенным  операциям.

 

      В целом  система SWIFT представляет собой  ГВС  на  основе  компьютерных

центров, соединенных  различными  каналами  связи.  Основные  обрабатывающие

компьютерные центры расположены  в США и  Голландии.  Эти  центры  связаны  с

региональными  хост-компьютерами,   которые   устанавливаются   в   странах,

вступивших в сообщество  SWIFT.  Сообщение  от  банка-отправителя  поступает

через  модем  по  соответствующим  каналам   (например   коммутируемым   или

выделенным    телефонным    линиям)    в    региональный     хост-компьютер.

Ответственность  за  передачу  сообщения  до  регионального  хост-компьютера

несет  банк-отправитель.  В  региональном  центре  системы  SWIFT  сообщения

проверяются  на  соответствие   стандартам,   накапливаются,   шифруются   и

передаются по назначению.

      В системе  SWIFT применяется многоуровневая  система защиты  информации,

которая обеспечивает гарантии сохранности и конфиденциальности  передаваемых

данных.  Широко  используются  криптографические   методы,   соответствующие

стандартам ISO.

      Говоря  о  программно-аппаратной  реализации  системы  SWIFT   следует

отметить тот факт, что  все возможные варианты такой  реализации  тоже  четко

стандартизованы. В качестве интерфейсов различных уровней  для подключения  к

сети SWIFT используются интерфейсы ST200, ST400 и  ST500.  которые  обладают

различной производительностью  и могут быть реализованы на  основе  различных

компьютерных  платформ.  Основные  характеристики  стандартных   интерфейсов

приведены в табл. 3

                                                                   Таблица 3

                        Стандартные интерфейсы SWIFT

 

|Тип      |Компьютерная  платформа|Назначение и особенности             |

|интерфейс|                      |                                     |

|а        |                      |                                     |

|ST200    |                      |Стандартный интерфейс. Терминалы     |

|         |                      |рассчитаны на небольшой трафик (число|

|         |                      |сообщений -до 10 в день). Обработка  |

|         |                      |сообщений выполняется "вручную"      |

|         |                      |(переносом текстовых файлов  в БС     |

|ST400    |IBM RS/6000 и AS400,  |Интегрированный интерфейс повышенной |

|         |DEC VAX и micro VAX,  |производительности. Ориентирован на  |

|         |НР90(Ю, Sun           |автоматизированную обработку         |

|         |Sparkstation и др.    |сообщений.  БС должна иметь ПО        |

|         |                      |взаимодействия с системой SWIFT      |

|ST500    |                      |Интерфейс реального времени.         |

|         |                      |Реализуется автоматизированная,      |

|         |                      |круглосуточная обработка сообщений   |

|         |                      |SWIFT параллельно с работой БС.      |

 

      Программную   реализацию  системы  рассмотрим  на  примере   терминалов

системы  SWIFT-2.  Для  них  можно   использовать,   различные   модификации

программного пакета TurboSWIFT фирмы MIC Data Corp. (Табл. 4)

                                                                   Таблица 4

                        Модификации пакета TurboSWIFT

 

|Название       |Производит|Особенности применения                     |

|               |ельность, |                                           |

|               |сообщ./ден|                                           |

|               |ь         |                                           |

|TurboSWIFTl00  |100       |Поддержка ОС UNIX (модель "клиент-сервер") |

|               |          |и графический  стандарт интерфейса          |

|               |          |пользователя X-Windows.                    |

|TurboSWIFT250  |250       |Обработка сообщений и генерация  отчетов на |

|               |          |основе SQL-СУБД.                           |

|TurboSWIFT750  |750       |Связь с БС на основе сетевых  протоколов    |

|               |          |TCP/IP, SNA, BSC и др.                     |

|TurboSWIFT3000 |3000      |Максимальная производительность  в режиме   |

|               |          |OLTP достигает  10 000 сообщений в час.     |

|TurboSWIFT3000+|>3000     |Используется надежная многоуровневая       |

|               |          |система  защиты                             |

7 Заключение

 

      Из всего  вышесказанного можно сделать  вывод, что  использование   самых

современных  компьютерных  технологий  приносит  банкам  крупные  прибыли  и

помогает  им  победить  в  конкурентной  борьбе.  Любая   автоматизированная

банковская  система  представляет  из  себя  сложный   аппаратно-программный

комплекс,  состоящий  из  множества  взаимосвязанных   модулей.   Совершенно

очевидна роль сетевых  технологий в таких системах. По сути  БС  представляет

из  себя  комплекс,  состоящий   из   множества   локальных   и   глобальных

вычислительных сетей. В  БС сегодня применяется самое  современное  сетевое  и

телекоммуникационное  оборудование.  От   правильного   построения   сетевой

структуры БС зависит эффективность  и надежность ее функционирования.

      Поскольку  спрос на БС достаточно высок,  а цена высока, многие  крупные

компании-производители компьютерной техники и ПО предлагают  на  рынке  свои

разработки в  данной  области.  Перед  отделом  автоматизации  банка  встает

трудный вопрос выбора оптимального решения. Банковская сфера определяет  два

основных требования к  БС - обеспечение надежности  и  безопасности  передачи

коммерческой информации. В последнее время для взаимодействия с клиентами  и

осуществления  расчетов  все  чаще  используются  открытые  глобальные  сети

(например  Internet).   Последнее   обстоятельство   еще   более   усиливает

значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа.

 

      Судя по  всему,  в ближайшее время темпы  развития БС (особенно в  нашей

стране) будут  стремительно  расти.  Практически  все  появляющиеся  сетевые

технологии будут быстро браться банками на  вооружение.  Неизбежны  процессы

интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ.  Это

обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют  в

конечном счете все - и  банки и их клиенты.

 

 

                                  ЛИТЕРАТУРА

 

1. В. А. Лапшинский. Локальные  сети персональных компьютеров.  Часть II. М.,

   МИФИ, 1994 г.

2. Линн Хабер. Ставка  на будущее. LAN MAGAZINE, октябрь 1996 г.

3.  Кайа  Соркин,  Михаэль   Суконник.  Передача  информации  в  современных

   банковских сетях.  Журнал "Банковские технологии", август 1996 г.

4.  Владимир  Сперанский.   Система   "банк-клиент".   Журнал   "Банковские

   технологии", август 1996 г.

5. Алексей Сень, Юрий Юшков.  Телекоммуникации в банковских  системах. Журнал

   "Банковские технологии", август 1996 г.

6. Александр Гусев. WEB-технология  в России. Опыт создания банковского  WWW-

   сервера в России. Журнал "Банковские технологии", август 1996 г.

7. Игорь Калинин. Финансовая  информация в сети Internet. Журнал "Банковские

   технологии", август 1996 г.

8. Материалы журнала "Электронный  офис", ноябрь 1996 г.

9. Материалы журнала "Открытые  системы" №1(21),   1997 г.

10. Рекламные материалы  системы "банк-клиент" фирмы  ИНИСТ.


Информация о работе Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети