Анализ безубыточности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии и определение критического объема производства.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
- рассмотреть сущность анализа безубыточности предприятия;
- изучить основы метода «издержки-объем-издержки»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 4
1.1 Маржинальный подход в определении безубыточности фирмы 4
1.2 Метод «издержки-объем-издержки» 8
2. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАКТИКЕ 16
2.1 Расчет безубыточности методом «издержки-объем-издержки» для ОАО «ПЕКАРЬ» 16
2.2 Основы разработки оперативной производственной программы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ безубыточности производства.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Менеджмент оказывается «заблокированным», т.е. лишенным Внедрение автоматизации приводит к относительному утяжелению постоянных издержек и, соответственно, к уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Это обстоятельство по-разному сказывается на коэффициенте валовой маржи, пороге рентабельности и других элементах операционного анализа.

Многие преимущества автоматизации имеют оборотную  сторону -возрастание предпринимательского риска - именно потому, что структура  издержек дает крен в сторону постоянных расходов. Руководству автоматизированных предприятий следует быть особенно внимательным в части принятия решений по инвестициям. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию деятельности предприятия.

Возможности менеджмента  предприятий с автоматизированным производством и предприятий  с интенсификацией прямого труда  в достижении поставленных целей  разнятся, причем, высокие темпы  инфляции усугубляют эти различия.

Следует отметить, что  в автоматизированном производстве управление структурой издержек имеет все же больше возможностей, чем при использовании преимущественного прямого труда рабочих. При наличии широкого выбора полезно решить, что выгоднее иметь: высокие переменные издержки и низкие постоянные, или наоборот. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, преимущества и недостатки есть у любого варианта, и выбор будет зависеть от финансовых целей предприятия, его исходного положения и обстоятельств. [10, С. 60]

Опыт показывает, что  попытки принятия правильных управленческих решений без учета поведения затрат могут привести к катастрофе. Например, решение увеличить выпуск продукции в 2 раза большей части вариантов выбора эффективных управленческих решений.

Но это отнюдь не означает, что полученный в результате этого доход предприятия тоже удвоится. Чтобы избежать таких неприятностей, руководитель должен уметь предвидеть, как изменились затраты с изменением объема производства.

Менеджеры многих западных предприятий предпочитают работать с нормой маржинальной прибыли, а не с самой маржинальной прибылью. Это особенно удобно в тех случаях, когда предприятие выпускает разнородную продукцию. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая. Концепция нормы маржинальной прибыли находит широкое применение в процессе принятия управленческих решений.

, (1.3)

Норма маржинальной прибыли  показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение  суммы выручки от реализации.

Таким образом, CVP - анализ устанавливает соотношение между  важнейшими показателями, характеризующими деятельность любого предприятия, - затратами, объемом и прибылью. С помощью  этого инструмента руководство  предприятия может прогнозировать величину прибыли, ее изменение по сравнению с существующим уровнем и на основе этой информации принимать правильные управленческие решения по выбору стратегии предприятия.

Для российских предприятий  операционный анализ не является официально рекомендованным методом анализа и учета затрат. Поэтому пока он может использоваться в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации.

Основные возможности  маржинального анализа состоят  в определении [15, С. 117]:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек)    при    заданных    соотношения    цены,    постоянных    и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического   уровня   постоянных   затрат   при   заданном   уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального  анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Маржинальный анализ включает в себя следующие основные этапы:

1. Сбор,    подготовка    и    обработка    исходной    информации, необходимой для проведения  анализа.

2. Определение суммы  постоянных и переменных издержек  на производство и реализацию  продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4.  Сравнительный анализ  уровня исследуемых показателей.

5. Факторный      анализ      изменения      уровня      исследуемых  показателей.

6. Прогнозирование их  величины в изменяющейся среде.

Операционный анализ (маржинальный анализ) - это основной инструмент оперативного планирования на предприятии, который позволяет изучать зависимость результатов деятельности от затрат, объема производства и цены. С помощью операционного анализа возможен поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Он позволяет найти точку равновесия, т.н. критический объем продаж, или точку безубыточности - точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Они представляют собой сумму постоянных и переменных затрат. [11, С. 80]

Точка безубыточности - это  ситуация, при которой предприятие  не несет убытков, но и не имеет  прибыли. Продажи ниже точки безубыточности означают для предприятия потери, выше точки равновесия - прибыль. [11, С. 100]

Организация ежемесячно оплачивает счета, где указана общая  сумма, которая содержит в себе плату  за энергию, потребленную оборудованием  цехов, и стоимость электричества, использованного в офисе.

Дифференцировать какая  часть итоговой цифры приходится на каждый из цехов, а какая - на офис очень сложно. Проанализировав все проблемы, с которыми сопряжена классификация расходов на переменные и постоянные, можно вычислить различные финансовые показатели, необходимые для принятия решений, не разделяя издержки на постоянные и зависящие от объема выпуска.

Для получения искомых  величин необходимо знать лишь выручку  по каждому виду деятельности, а  также полные затраты. Расходы, зависящие  от объема производства, можно выразить через переменные издержки на единицу продукции (Ь), цену товара (р) и выручку (S).

Когда переменные расходы будут вычисляться как S х (Ь / р). Учитывая, что полные затраты равны сумме переменных и постоянных расходов, составим линейную зависимость для определения полных расходов:

C = a+Sx(b/p), (1.4)

где С - это полные издержки; а - это постоянные затраты.

Значения С и S за любой  период (неделю, месяц, год) можно узнать из данных бухгалтерского учета. Соотношение b / p рассмотрим как единый коэффициент. Следовательно, мы получаем два неизвестных: а и b / р, найдя которые, сможем вычислить необходимые финансовые показатели.

Нельзя решить одно уравнение  с двумя неизвестными, поэтому  нужны данные за два периода, благодаря  которым можно составить систему  из двух уравнений. Решим поставленную задачу на конкретном примере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАКТИКЕ

 

2.1 Расчет безубыточности методом «издержки-объем-издержки» для ОАО «ПЕКАРЬ»

 

Предприятие ОАО «Пекарь» работает с клиентами по системе предварительных заказов. Это значит, что предприятие производит ровно столько продукции, сколько может продать. Поскольку нужно определить коэффициенты b / р для обоих цехов, количество неизвестных увеличивается до трех, следовательно, нужна система из трех уравнений. Чтобы ее составить, воспользуемся данными предприятия за 1 квартал 2012 г. (табл. 1).

Таблица 1

Расчет показателей, 2012 г.

Показатель

 

январь

 

февр

март

Выручка, S в т.ч:

 

1140

 

1278

1384

хлебобулочный цех, S^

 

540

 

630

688

кондитерский цех, SK

 

600

 

648

696

Полные затраты, С

 

980

 

1020

1050


 

Система линейных уравнений будет  выглядеть следующим образом: 980 = а + 540 х (b х л / р х л) + 600 х (bк/ рк)

1020 = а + 630 х (b х л / р х л) + 648 х (bк/ рк)    

1050 = а + 688 х (b х л / р х л) + 696 х (bк/ рк)          

где (b х л / р х л) - коэффициент для хлебобулочного цеха, а bк/ рк -для кондитерского.

Решить эту систему можно  методом Крамера. Получились следующие  значения: постоянные затраты равны 663 000 руб., коэффициент (b х л / р х л)- 0,31, а отношение: (bк/ рк)-0,25.

Теперь можно найти  значения маржинальной прибыли каждого  цеха в январе, феврале и марте. Данный показатель вычисляется как  разность выручки и переменных затрат. Учитывая, что зависящие от объема выпуска расходы выражаем как S х (b/ р), найдем маржинальную прибыль хлебобулочного цеха в январе (540 000 - 540 000 х 0,31), полученная прибыль равняется 372 600 руб. Подобным образом определим маржинальный доход (МД) каждого из цехов в за каждый рассмотренный месяц.

Чтобы сделать вывод, какой цех приносит предприятию большую пользу, разделим полученные показатели на количество изделий, произведенных каждым подразделением в течение месяца, на примере таблицы 2.

Таблица 2

Расчет показателей  за 3 месяца 2012 г.

 

Хлебобулочный цех

Кондитерский цех

 

МД

Коли-

МД

МД

Коли-

МД

 

за месяц,

чество

на единицу

за месяц,

чество

на единицу

Месяцы

тыс. руб.

произве-

продукции,

тыс. руб.

произве-

продукции,

   

денных

тыс. руб.

 

денных

тыс.

   

изделий, шт.

   

изделий, шт.

руб.

Январь

373

90 000

4,14

450

50000

9

Февраль

435

105

4,14

486

54000

9

Март

475

11500

4,13

522

58 000

9


 

 

Кондитерский цех обеспечивает большую маржинальную прибыль чем  хлебобулочный.

Значит, инвестировать  средства нужно в производство тортов, пирожных и рулетов. Несмотря на то, что спрос на продукцию стабильный и большое число оптовых организаций и магазинов хотели бы стать нашими покупателями, всегда есть вероятность снижения выручки, которое может произойти, например, из-за резкого колебания курса иностранной валюты.

Поэтому, прежде чем увеличивать  объем производства того или иного товара, нужно проанализировать так называемый предпринимательский риск.

Для этого следует  рассчитать силу воздействия операционного  рычага для каждого из цехов.

То подразделение, для  которого этот показатель выше, является более «рискованным». Силу воздействия рычага определяют как отношение маржинального дохода к прибыли.

Прибыль - это разность между выручкой и полными расходами. Следовательно, сила рычага хлебобулочного цеха в январе равна 2,33 (372 600/(1140000-950 000)). Рассчитаем этот показатель для обоих подразделений в январе, феврале и марте на примере таблицы 3.

 

Таблица 3

Расчет показателя для  хлебобулочного и кондитерского  цеха

за 3 месяца 2012 г.

Месяцы

Хлебобулочный цех

Кондитерский цех

Январь

2,33

2,82

Февраль

1,68

1,88

Март

1,42

1,56


 

По результатам месяца марта можно сделать вывод, что  если выручка хлебобулочного цеха увеличится на 40%, то прибыль возрастет на 56,8% (40 х 1,42). Снижение выручки этого подразделения  на 40% приведет к уменьшению прибыли  на те же 56,8%. Поскольку сила операционного рычага кондитерского цеха больше, то ситуация выглядит более оптимистично в случае увеличения товарооборота (прибыль возрастет на 62,4%), зато снижение выручки приведет к более резкому сокращению прибыли (также на 62,4%).

Следовательно, мы получили ответ на вопрос, как изменится  прибыль при наилучшем и наихудшем  развитии событий. Ознакомившись с  результатами вычислений, руководство  может принять правильное управленческое решение вкладывать деньги в развитие кондитерского цеха, несмотря на повышенный предпринимательский риск, связанный с этим.

Информация о работе Анализ безубыточности производства