Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа
Анализ безубыточности может проводиться тремя методами:
• методом уравнения,
• методом маржинального дохода,
• графическим методом
В свою очередь, все эти методы могут быть использованы для анализа однопродуктового и многопродуктового производства.
Эти методы основаны на определении точки безубыточности, в которой доходы компенсируются расходами.
Введение 3
1 Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете 6
2 Однокомпонентный анализ безубыточности 10
3 Допущения при применении анализа безубыточности 15
4 Анализ безубыточности многопродуктового производства 19
5 Построение графиков безубыточности многопродуктового производства 22
6 Анализ безубыточности и производственный риск компании 25
7 «Незнакомые варианты анализа безубыточности» 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Рис..4. Точка безубыточности многопродуктового производства
На рис. 7.4 ось абсцисс представляет собой величины выручки за период. Она пересекается с осью ординат в точке 0. Выручку от реализации разных продуктов откладывают на графике последовательно, начиная с «продукта-кормильца», который дает максимальный объем продаж в денежном выражении. В нашем примере это были пельмени (А). Если предприятие ничего не производит, его прибыль за этот период равна — Зпост (точка К), поскольку покрывать постоянные затраты все равно нужно. Значит, график должен начаться на оси ординат в точке, соответствующей величине постоянных затрат.
Продукт А вносит свой вклад умд в прибыль, поэтому ордината точки А определяется как
умдА – Зпост = 342 000 – 198 000 = 144 0000 руб.
Отрезок, соответствующий продукту В, откладывается следующим по тому же принципу: выручка от его реализации добавляется к величине выручки продукта А на оси абсцисс, а величина удельного маржинального дохода — на оси ординат. Координаты точки В — (1 242 000 = 810 000 + 432 000) руб.; 408 000 = 144 000 + 264 000руб.). Далее откладываются показатели по продукту С (1 842 000 руб., 556 000 руб.). Образуется фигура, напоминающая лук с тетивой. Пересечение «тетивы» (отрезка КС) с осью абсцисс, которая соответствует П=0, даст нам точку безубыточностиQкр.
Математически ее можно найти, используя формулу:
Порядок, в котором мы откладываем на оси абсцисс отрезки, соответствующие продуктам, безразличен, однако, если начать с самых «доходных» продуктов, сразу становится понятно, когда компания выходит на уровень безубыточности. В нашем случае оказывается, что уже первый из рассматриваемых продуктов (при плановом объеме реализации, разумеется) позволяет покрыть все затраты, остальные продукты приносят лишь дополнительную прибыль. Не у всех компаний есть продукт, который дает покрытие всех постоянных затрат, возможно, несколько отрезков окажутся ниже нулевого уровня прибыли на графике — главное, чтобы не весь «лук с тетивой» целиком оказался под осью абсцисс.
Целью анализа безубыточности является поиск путей для дальнейшего роста прибыли предприятия, т. е. для того, чтобы отрезок КС пересекал ось абсцисс как можно левее. Очевидно, что чем круче будут подниматься отрезки, соответствующие разным продуктам, тем левее окажется «тетива» этого «лука». Наклон отрезков определяется долей маржинального дохода в выручке от реализации продукта, т. е. величиной УД мд :
Чем больше углы наклона отрезков к оси абсцисс, тем ниже точка безубыточности. Таким образом, преобладание в ассортиментной корзине компании продуктов с высокой долей маржинального дохода обеспечивает высокий порог безопасности для данной структуры ассортимента.
6. Анализ безубыточности и производственный риск компании
Из всего, что было сказано в предыдущем разделе, может сложиться представление о том, что высокая величина вклада — это однозначно хорошо и к этому следует стремиться всегда. В пределе лучшим (вроде бы) вариантом бизнеса может считаться тот, и котором доля переменных затрат равна нулю и вклад совпадает с выручкой. Однако это не так — классические виды производства и организаций продолжают существование, несмотря на высокую долю переменных затрат. Почему же не все предприниматели стремятся к росту вклада?
Оборотной стороной доходности всегда является риск. В процессе своей деятельности любая организация сталкивается с множеством различных видов риска, но в данном случае нас будет интересовать только один из них — производственный риск (в практике управления финансами его ассоциируют с производственным или операционным левериджем).
Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.
Уровень производственного левериджа рассчитывается как
Вместе с этим показателем
при анализе финансово-
Если доля постоянных
расходов велика, говорят, что компания
имеет высокий уровень
Вариабельность прибыли
при изменении объемов
Чем больше величина маржинального дохода, тем больше изменение прибыли при изменении объемов производства.. Разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств компании с высокой величиной маржинального дохода могут быстро нарастить прибыль, однако при наступлении неблагоприятной ситуации падение прибыли у таких компаний будет гораздо быстрее, чем у тех, у которых доля маржинального дохода в выручке ниже. Тот же вывод можно сделать, рассмотрев изменение порога безопасности при изменении выпуска:
Чем выше производственный леверидж, тем сильнее изменится величина порога безопасности при изменении объемов выпуска.
Итак, изменчивость прибыли, обусловленная изменением операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень операционного левериджа, тем выше производственный риск компании. Предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов (и следовательно, более высоким производственным левериджем) несут и больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации.
Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние.
Эффект производственного левериджа предприятия «Заря») (пример в п.7.2.) равен
и это означает, что падение выручки предприятия на 1% приведет к падению его прибыли на 6,33%.
Величину операционного
левериджа можно считать
Можно привести различные примеры, показывающие роль производственного левериджа; в основном все эти примеры связаны с ресурсоемкими отраслями. В частности, в области нефтедобычи уровень постоянных расходов очень высок, поскольку вне зависимости от степени интенсивности использования скважины необходим определенный, и весьма немалый, минимум расходов на ее поддержание. То же самое можно сказать о металлургической промышленности, железнодорожном и водном транспорт и т. п.
Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.
Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, так же как и абсолютизировать значение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.
Анализ величин постоянных
и переменных расходов предприятия
позволяет выявить уровень
Вообще говоря, сложившийся в компании уровень производственного левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
7. «Незнакомые варианты анализа безубыточности»
Существуют и другие
варианты анализа безубыточности. Для
большинства они будут
Первая и самая быстро достижимая — точка маржинальной безубыточности — показывает, при каком выпуске цена начнет окупать дополнительные затраты на производство еще одной единицы продукции (Р > МС — в условиях совершенной конкуренции или МR > МС — в условиях несовершенной конкуренции). Первое условие (Р > МС) соответствует духу управленческого учета и вполне достойно для использования. Второе (МR > МС) годится только для чистой экономической теории, хотя отрицать возможность его практического использования было бы самонадеянно.
Вторая точка — точка безубыточности переменных затрат — показывает выпуск, при котором удастся покрыть все переменные затраты (ТR > VC), Естественно, такая постановка задачи характерна для Variable Costing. В cлучае применения Direct Costing аналогичная точка будет называться точкой безубыточности прямых затрат (ТR > DC).
Третья точка — классическая — задает выпуск, при котором удастся покрыть все затраты (TR > ТС). Она заполонила все учебники, поэтому большинство студентов и специалистов думают, что классическая точка безубыточности и есть CVP-анализ. Это явное преувеличение, точнее преуменьшение роли и возможностей CVP-анализа.
Пример. Оценка работы фирменных магазинов и разнесение общеадминистративных затрат
В начале года крупная московская компания поставила амбициозную цель: за пару лет открыть 200 новых фирменных магазинов по всей стране. Экономист центрального офиса спросила, как разносить затраты центрального офиса между магазинами? Ответ, как это ни неожиданно, опирается на «три точки безубыточности»:
1. Вновь открытый магазин сначала должен окупить свое текущее содержание. Это первое и конкретное задание для менеджмента. Разносить затраты на такие магазины не обязательно. Это тоже точка маржинальной безубыточности, только не для продуктов, а для магазинов. При прочих равных условиях коллектив, который быстрее пройдет первую стадию, «выиграет капиталистическое соревнование». Моральные стимулы никто не отменял.
2. Как только магазин
дает вклад в покрытие, начнется
другая стадия развития. Здесь
требуется окупить накопленные
текущие убытки предыдущей
3. Только на следующей,
третьей стадии надо бороться
за классическую окупаемость.
И только здесь можно
Именно на такое решение и надо нацеливать бизнес-план каждого магазина либо филиала, представительства, бизнес-направления и так далее.
Заключение
Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста.
Хороший руководитель, прежде чем подсчитывать, сколько предприятие заработает, если добьется расчетного объема продаж, сначала определит, при каком их объеме оно будет безубыточным.
На предприятии, где анализ безубыточности становится регулярно применяемым механизмом в оперативном и стратегическом управлении, такие проблемы, как убыточность производства, перепроизводство продукции или неконтролируемый рост расходов, не возникнут.
Анализ безубыточности может проводиться тремя методами:
В свою очередь, все эти методы могут быть испоьзованы для анализа однопродуктового и многопродуктового производства.
Эти методы основаны на определении точки безубыточности, в которой доходы компенсируются расходами.
Список использованной литературы:
1) http://humeur.ru/page/analiz-
2) http://www.aup.ru/books/m166/
3) http://ru.wikipedia.org/wiki/
4) http://www.cfin.ru/management/
5) http://www.textreferat.com/
6) http://bibliofond.ru/view.
7) http://www.expert-systems.com/
Цветная металлургия, №4-5, 2002 г.)
Информация о работе Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете