Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Анализ безубыточности может проводиться тремя методами:
• методом уравнения,
• методом маржинального дохода,
• графическим методом
В свою очередь, все эти методы могут быть использованы для анализа однопродуктового и многопродуктового производства.
Эти методы основаны на определении точки безубыточности, в которой доходы компенсируются расходами.

Содержание

Введение 3
1 Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете 6
2 Однокомпонентный анализ безубыточности 10
3 Допущения при применении анализа безубыточности 15
4 Анализ безубыточности многопродуктового производства 19
5 Построение графиков безубыточности многопродуктового производства 22
6 Анализ безубыточности и производственный риск компании 25
7 «Незнакомые варианты анализа безубыточности» 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Bukhgaltersky_upravlenchesky_uchet_kursov.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА???

 

 

аНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

 

Курсовая работа

студента 5 курса

                                                                               заочного отделения гр. 451-БУz

Краснокутского А.М.                                                                                  

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    (ученая степень, должность,

                                                                                     фамилия, инициалы)???

 

 

 

Дата сдачи курсовой работы:???

Дата защиты:???

Оценка:???

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Содержание

 

 

Введение

3

1

Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете

6

2

Однокомпонентный анализ безубыточности

10

3

Допущения при применении анализа безубыточности

15

4

Анализ безубыточности многопродуктового производства

19

5

Построение графиков безубыточности многопродуктового  производства

22

6

Анализ безубыточности и производственный риск компании

25

7

«Незнакомые варианты анализа  безубыточности»

28

 

Заключение

30

 

Список испоьзованной  литературы

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Известно, что целью  деятельности фирмы (предприятия) в  современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.

 

Первая проблема, связанная  с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность.

 

Хороший руководитель, прежде чем подсчитывать, сколько предприятие заработает, если добьется расчетного объема продаж, сначала определит, при каком их объеме оно будет безубыточным.

Точка безубыточности — минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Синонимы: критическая  точка, CVP-точка.

Не путать с точкой окупаемости (проекта). Она рассчитывается для определения времени, когда  прибыль проекта превысит затраты  на него потраченные, это та же точка  безубыточности, только измеряется не в штуках, а в месяцах и годах.

 

Повлиять на значение точки безубыточности могут самые различные факторы. Изменится курс валют, цены на сырье и комплектующие, вырастет уровень заработной платы рабочих и специалистов, резко упадет покупательский спрос – и вот уже недавно благополучное предприятие окажется на грани банкротства.

 

Какие же преимущества получает предприятие, зная количественный уровень  своей уязвимости, «ахиллесовой пяты»?

 

Не секрет, что металлургическая отрасль в начальный период реформ достаточно успешно существовала за счет ценовых преимуществ на зарубежных рынках. Это обеспечивалось низким курсом рубля и «деформированной» структурой себестоимости, включавшей относительно дешевое сырье и энергию, мизерную заработную плату и крайне низкие амортизационные отчисления. Однако сейчас в мире наблюдается перепроизводство стали, к тому же существуют другие факторы, препятствующие выходу отечественной металлургии на рынок.

 

В такой ситуации очень  важно, чтобы предприятие имело  возможность гибко реагировать  на состояние рынка, варьировать  объемы выпуска своей продукции, сохраняя рентабельность и эффективность производства. Такой несложный, но в то же время информативный инструмент, как анализ безубыточности, позволит принимать решения сразу в нескольких сферах деятельности предприятия.

 

Во-первых, четкое планирование производства, в том числе оптимизацию издержек производства по видам продукции и подразделениям. Зная где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия, управленческий аппарат может оптимально распределять эти ресурсы и максимизировать их отдачу.

 

Во-вторых, достоверный  прогноз уровня затрат на производство, ценовой ситуации на рынке и прибыли  предприятия. На основе сделанных прогнозов  осуществляется расчет плана производства. А служба снабжения предприятия  на основе этих прогнозов обеспечивает бесперебойную поставку материалов, сырья и комплектующих.

 

В-третьих, оценка деятельности каждого подразделения предприятия  с финансовой точки зрения. Предприятию  нет необходимости «тащить хвост» убыточных, нерентабельных производств. Вовремя избавившись от них, оно получает дополнительные ресурсы для развития других, успешных направлений.

 

В-четвертых, аргументированное  принятие решения по расширению диапазона  выпускаемых товаров или оказываемых  услуг, например, за счет выпуска новых  марок товаров, диверсификации деятельности, проникновения на новые рынки.

 

В-пятых, четкое планирование маркетинга. Анализ безубыточности помогает решить, насколько целесообразно  увеличение доли средств, инвестируемых  в продвижение товара на рынок; как  это отразится на общих накладных расходах и увеличении минимального объема производства для достижения точки безубыточности.

 

Можно быть уверенными, что  на предприятии, где анализ безубыточности становится регулярно применяемым  механизмом в оперативном и стратегическом управлении, такие проблемы, как убыточность производства, перепроизводство продукции или неконтролируемый рост расходов, не возникнут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете

 

Анализ безубыточности производства проводится в целях  изучения зависимости между изменениями  объёма производства, издержками и  прибылью в течении короткого  времени (периода). Особое внимание уделяется  определению точки безубыточности (критической, порог рентабельности).

 

    Критической  считается такая точка объема  продаж при которой предприятие  имеет затраты равные выручке.  Для определения точки безубыточности  в международной практике применяют  3 метода: 1) метод уравнения, 2) метод  маржинального дохода, 3) графический.

 

    1. Метод уравнения основан на исчислении прибыли по формуле: выручка от реализации продукции – переменные затраты на этот же объем реализации – постоянные затраты в общей сумме = прибыль от реализации продукции.

 

    Записав каждый показатель более детально, получаем: цена за единицу продукции х количество проданной продукции – переменные затраты на единицу продукции х количество проданной продукции – постоянные затраты в общей сумме = прибыль от реализации.

 

    Обозначив  в формуле количество проданной продукции в точке безубыточности за Х получаем следующее: Х (цена единицы продукции – переменные затраты на единицу продукции) = постоянные затраты. В скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции, то есть разница между выручкой и переменными затратами. Отсюда объём реализации в критической точке: Х = постоянные расходы / маржинальный доход на единицу продукции.

 

    Запланировав  выручку от продажи продукции  можно определить размер ожидаемого  маржинального дохода. Для предприятия важно определить зону безопасности (кромка безопасности, запас прочности). Этот показатель рассчитывается: фактический объем продаж – объём продаж на пороге рентабельности. И показывает на сколько может сократиться объём реализации прежде чем организация начнёт нести убытки. Чем больше запас прочности тем стабильнее положение организации и тем меньше риск получения убытка в результате колебания объемов производства и продаж.

 

2. Маржинальный доход.

 

Метод маржинального  дохода есть модификация предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия.

 

 

 

а для определения  объема производства с заданной прибылью:

 

 

3. Графический метод.

 

Два рассмотренных ранее  метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:

 

Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:

 

 

Заметим, что на этом графике  линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки  и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем  легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.

 

 

Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика  выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками  выручки и общих затрат:

 

 

Заметим, что при нулевом  выпуске убыток в точности равен  постоянным затратам.

 

Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа  зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод  можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Однокомпонентный анализ безубыточности

 

Анализ безубыточности является достаточно простым по форме  и глубоким по содержанию инструментом планирования и принятия управленческих решений в коммерческой организации. Основой для принятия решений относительно производственной деятельности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. Поскольку план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь в будущем, выполнение его будет зависеть от множества факторов. В процессе составления планов руководству предприятия предстоит решить следующие задачи:

 

– определить объем производства, который не только покроет затраты, но и позволит получить желаемый уровень  прибыли;

 

– рассчитать цену реализации производимой продукции;

 

–определить уровень  затрат, позволяющий оставаться конкурентоспособным  на рынке.

 

Решить эти задачи позволяет анализ безубыточности. В  литературе встречаются и другие названия данной процедуры, например: «метод критического объема продаж», «метод определения «мертвой точки», «метод точки нулевой прибыли», «операционный анализ», «маржинальный метод», метод «затраты — объем — прибыль», или  CVP-анализ (Cost — Volume —Profit).

 

Суть метода заключается  в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность.

 

Однокомпонентный анализ безубыточности.

 

Самым простым является анализ безубыточности однопродуктового производства, т.е. производства, выпускающего лишь один вид продукции. В общем  случае, без учета налоговых эффектов, операционная прибыль предприятия (П) за отчетный период формируется так:

 

П = ВР – Зпост  –  Зпер ;

 

где ВР – выручка предприятия  за период в денежных единицах, ВР = ц × Q;

 

ц – цена реализации единицы  продукции, руб.;

 

Q – объем реализации  в натуральном выражении, шт, кг  и т.п.;

 

Зпост – постоянные затраты, руб.;

 

Зпер – совокупные переменные затраты, руб.

 

Если обозначить удельные переменные затраты в руб. – зпер, то формулу можно представить  в следующем виде:

 

П = (ц – зпер ) × Q –  Зпост.

 

Точка безубыточности (Qкр) –  это показатель, характеризующий  объем реализации продукции, при  котором выручка предприятия  от продажи продукции (работ, услуг) позволяет покрыть все расходы  и выйти на нулевой уровень  прибыли (П = 0). Точку безубыточности можно найти из уравнения:

 

Еще одной важной величиной, которая характеризует структуру  затрат предприятия, является величина маржинального дохода или вклада предприятия. Маржинальным доходом  на производственных предприятиях считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и переменными затратами, которые понесло предприятие в процессе производства этой продукции (работ, услуг). Различают величину совокупного маржинального дохода (МД) :

Информация о работе Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете