Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа
Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти три причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей. В 1994-1996 гг. подобные неденежные отношения стимулировались государством, эмитировавшим так называемые "налоговые освобождения". В условиях высокой инфляции "налоговые освобождения" снижали объем денежной массы и служили антиинфляционной мерой.1
Введение
2
1.Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами
5
Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
5
1.2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
10
2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
18
2.1. Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости.
18
2.2. Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами
45
Заключение
47
Список литературы
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Пример 3
Оценка реального состояния дебиторской задолженности ЗАО "Х" Исходные данные, расчеты и результаты приведены в табл. 2.1.
Оценки показывают, что предприятие не получит 2602 млн. руб. дебиторской задолженности (13,6%). На эту сумму должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:
на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.9
При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
Пример 4
Поставщик предлагает оплату по формуле "2/3 чистых 45"- Ставка процентов по краткосрочному кредиту – 50% годовых. Что выгоднее: оплатить материал (номинальная стоимость 800 млн. руб.) в течение 3 дней со скидкой 2% (800 - 800 * 0,02 * 784 млн. руб.) или через 45 дней по номинальной стоимости?
Вариант 1 - оплата при отгрузке (3 дня - время движения отгрузочных документов). Стоимость оплаты: 784 млн. руб. + процент за кредит на 45 дней * 784 * (1 + 0,5 * 45 /365) = 832.3 млн. руб. Вариант 2 оплата через 45 дней - 800 млн. руб. Предоставление скидки на этих условиях, таким образом, фирме не выгодно. Выгодная скидка определяется из условия: 800 * ( 1 + 0.5 * 45 1 365) < 800 X * 46,7 млн. руб. или 46,7 * 100 * 800 * 5,85%, т.е. скидка выгодна при кредите но формуле "5.85/3 чистых 45.
Продолжим пример, учтем влияние инфляции, составляющей 2% в месяц (за 45 дней). С учетом инфляции 800 млн. руб. через 45 дней по покупательной способности будут эквивалентны 800= 1,03 * 776,7 млн. руб. на текущий момент (момент отгрузки). Следовательно, с учетом инфляции условие выгодности получения скидки в коммерческом кредите должно определяться из условия, которое соблюдается при схеме "8.6/3 чистых 45".
4. Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается:
а) предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа);
б) срок кредита;
в) скидка за своевременность оплаты. Перечисленные три условия могут быть выражены распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней, максимальный срок (без скидки)
- 30 дней. Последний срок - срок коммерческого кредита; далее - штрафы за просрочку оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.
На уровень дебиторской
- оценка и классификация
- контроль расчетов с
- анализ и планирование
Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Пример 4
Компания продает на условиях нетто/30 (необходимость выполнить платежи в течение 30 дней). Счета в среднем просрочены на 20 дней. Ежегодные продажи в кредит составляют 600000$. Вложение денежных средств в дебиторскую задолженность определяется следующим образом:
50/360 x 6000005 = 83333,28$.
Капиталовложения в
дебиторскую задолженность пред
Пример 5
Себестоимость продукции составляет 30 процентов от продажной цены. В среднем счета оплачиваются через четыре месяца после продажи. Средние продажи составляют 70000$ в месяц.
Капиталовложения в дебиторскую задолженность по данной продукции составляют:
Дебиторская задолженность
(4 месяца X 70000%) 280000$
Инвестиция в дебиторскую задолженность
[280000$ (0,30 + 0,10)] 112000
Пример 6
Дебиторские задолженности составляют 700000$. Средняя заводская себестоимость равна 40% от продажной цены. Маржинальный доход до налогообложения составляет 10%. Затраты на хранение товарно-материальных запасов равны 3% от продажной цены. Торговые комиссионные - 8% от объема продаж. Инвестирование в дебиторскую задолженность равно:
700000$(0,40 + 0,03 + 0,08) = 700000$ (0,51) = 357000$.
Среднюю инвестицию в дебиторскую задолженность можно найти, умножив среднюю дебиторскую задолженность на отношение Стоимость/Продажная цена.
Пример 7
Если продажи в кредит, осуществляемые компанией, составляют 1200001, период поступления платежей равен 60 дням и себестоимость представляет 80% от продажной цены, то каковы, во-первых, средний баланс дебиторской задолженности и, во- вторых, среднее капиталовложение в дебиторскую задолженность?
Оборачиваемость дебиторской задолженности = 360/60 = 6
Продажи в кредит
Средняя дебиторская задолженность ------------------- =
Оборачиваемость
120000$
= ------------ = 20000$
6
Среднее капиталовложение
в дебиторскую задолженность = 20000$ x 0,80 = 16000$.
Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1) сравнение дополнительной
прибыли, связанной с той или
иной схемой спонтанного
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Классификация кредиторов по срокам возникновения задолженности |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме,% |
Вероятность безнадежных долгов,% |
Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. |
Реальная величина задолженности, тыс. руб. |
0-30 дней |
1000 |
43,82 |
2 |
20 |
980 |
30-60 дней |
600 |
26,29 |
4 |
24 |
576 |
60-90 |
500 |
21,91 |
7 |
35 |
465 |
90-120 |
100 |
4,38 |
15 |
15 |
85 |
120-150 |
50 |
2,19 |
25 |
12,5 |
37,5 |
150-180 |
20 |
0,88 |
50 |
10 |
10 |
180-360 |
10 |
0,44 |
75 |
7,5 |
2,5 |
Свыше 360 |
2 |
0,09 |
95 |
1,9 |
0,1 |
Итого: |
2282 |
100,00 |
5,52** |
125,9 |
2156,1 |
* Рассчитывается на основе экспертных оценок или на основе статистики самого предприятия. 125,9
**Расчетная величина:125,9/
Цифры говорят, что предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Соответственно, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.
СИТУАЦИЯ 1
Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат. Это положение иллюстрируется примерами 8 и 9 в разделе
СИТУАЦИЯ 2
Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.
СИТУАЦИЯ 3
Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
Рассмотрим пример сравнительной оценки двух вариантов краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:
1) предоставление скидки
ради скорейшего покрытия
2) получение кредита без предоставления скидки.
Исходные данные:
- инфляционный рост цен - в среднем 2% в месяц;
- договорной срок оплаты - 1 месяц;
- при оплате по факту
отгрузки в начале месяца
- банковский процент по краткосрочному кредиту - 40% годовых (начало 1997 г.);
- рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых.
Расчет приведен в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Показатель |
Предоставление скидки |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
1. Индекс цен |
1,02 |
1,02 |
2. Коэффициент дисконтирования |
0,98 |
0,98 |
3. Потери от скидки с каждой 1000 руб., руб |
30 |
|
4. Потери от инфляции с каждой 1000 руб., руб |
1000-1000 х 0,98=20 | |
5. доход от альтернативных вложений капитала, руб. |
(1000 – 30)х0,1х0,98=95,06 |
(1000х0,1)х0,98=98 |
6. Оплата процентов, руб. |
- |
1000 х 0,4/12 = 20 |
7. финансовый результат |
95,06-30-65,06 |
98-20-33,33 = 44,67 |
Расчет показывает, что при предоставлении скидки фирма может получить доход больше, чем при использовании кредита.
Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения покупателя, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых. Расчет приведен в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Показатель |
Оплата со скидкой |
Оплата без скидки |
1. Оплата за сырье, руб. |
950 |
1000 |
2. Расходы по выплате процентов, руб. |
950х 0,4х45/360=47,5 |
- |
ИТОГО |
997,5 |
1000 |
Предприятию выгодно использовать скидки и совершать досрочную оплату. Однако 5%-ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что и показывают следующие расчеты:
Минимально допустимый уровень скидки = 40%/360х45=5%
Максимально допустимая =1000 х 5% = 50 руб. с каждой 1000 руб. величина скидки
Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.
Политика скидок
Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
Пример 8
Исходные данные:
Текущий годовой объем продаж в кредит 14000000$
Сбор денежных платежей 3 месяца
Условия нетто/30 дней
Минимальная норма прибыли 15%
Компания разрабатывает предложение 3/10, нетто/30 со скидкой, то есть если покупатель заплатит в течение 10 дней с даты продажи, он получит скидку в размере 3%. Если платеж будет выполнен по истечении 10 дней, скидки не будет. Оплата всей суммы должна быть произведена в течение 30 дней. Компания рассчитывает, что 25 процентов покупателей воспользуются предоставленной скидкой. Время взыскания денежных платежей сократится до двух месяцев.
Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолжности