Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:02, курсовая работа
Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
Все компании стремятся сохранить экономическую устойчивость путем снижения затрат.
Введение…………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.1 Сущность и классификация затрат предприятия…………………….6
1.2 Анализ затрат на предприятии…………………………………...…..12
1.3 Резервы снижения затрат…………………………………..…………19
II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО «ГУРМАН»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Гурман»………………………...….23
2.2 Анализ динамики затрат ОАО «Гурман»…………………………...25
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции рентабельности продукции ОАО «Гурман»………………………………………………..…….28
2.4 Рентабельность продукции……………………………….…………..30
2.4 Мероприятия по снижению затрат ОАО «Гурман»………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35
Вывод: полная себестоимость увеличилась на 294 тыс. руб.
за счет
увеличения материальных
Это не является для предприятия отрицательным, т.к. темп роста затрат меньше, чем темп роста выпуска продукции (6% и 33% соответственно). Из-за увеличения выпуска продукции увеличились переменные расходы на 2 300 тыс. руб.
По своей структуре затрат
предприятие является
Также можно проанализировать
себестоимость продукции по
С/С прод-ии по статьям калькуляции.
затраты, тыс.руб. |
2010 год |
2011 год |
отклонение |
сырье и материалы |
2 000 |
2 200 |
200 |
вспом. материалы |
640 |
650 |
10 |
з/п |
1 733 |
1 500 |
-233 |
соц. отчисления |
514 |
450 |
-64 |
отходы |
6 |
5 |
1 |
проверка документации |
- |
280 |
280 |
потери от брака |
10 |
15 |
5 |
амортизация |
70 |
75 |
5 |
электроэнергия |
17 |
20 |
3 |
ком. услуги |
19 |
21 |
2 |
аренда |
98 |
150 |
52 |
прочие произв. расходы |
20 |
36 |
16 |
итого произв. с/с |
5 127 |
5 402 |
275 |
коммерч. расходы |
35 |
54 |
19 |
полная с/с |
5 162 |
5 456 |
294 |
Вывод: почти по всем показателям, кроме заработной платы и соц. отчислений произошло увеличение. Увеличение таких показателей как материалы (200), амортизация (5), аренда (52) может быть связано с расширением производства и являться положительным для предприятия, т.к. увеличивается прибыль. Однако произошло и увеличение производственной себестоимости на 275, а в результате увеличения коммерческих расходов на 19 произошло увеличение полной себестоимости на 294. Это является отрицательным для предприятия, т.к. влияет на увеличение цены, а, следовательно, на получаемую прибыль. Необходимо снижать затраты, потери от брака и отходы.
2.3Анализ затрат на рубль
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты, на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением, общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Затраты
на рубль товарной продукции изменяются
под воздействием следующих факторов:
1. изменение
структуры ассортимента продукции. Уровень
затрат не одинаков по отдельным видам
продукции, поэтому изменение удельного
веса отдельных наименований в общем объеме
приводит к изменению затрат на рубль
продукции в целом по предприятию;
2. изменение
уровня себестоимости. Уменьшение затрат
на рубль продукции при соблюдении режима
экономии приводит к снижению себестоимости,
и наоборот;
3. изменение
цен на сырье и материалы. Если цены растут,
то увеличиваются и затраты;
4. изменение
отпускных цен на продукцию.
Влияние вышеперечисленных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок по данным об издержках на производство и реализацию продукции и по данным о выпуске товарной продукции.
Используется формула: Затраты на один рубль товарн. прод-ии=затраты/выручка.
Затраты на рубль товарной продукции в 2010г.= 5 162/3 570=1,45
Затраты на рубль товарной продукции в 2011г.= 5 456/4 058=1,34
Затраты на рубль товарной продукции снизились, это говорит об эффективности работы данного предприятия.
Для анализа себестоимости единицы продукции пользуются факторной моделью: AC=TFC/Q+AVC, где:
AC- общие затраты на единицу продукции
TFC- постоянные затраты на единицу продукции
Q-выручка
AVC-переменные затраты на единицу продукции
Используется метод цепных подстановок.
Анализ себестоимости единицы
продукции
показатель |
2010 |
2011 |
отклонение |
ВП, шт. |
60 000 |
80 000 |
20 000 |
TFC,тыс.руб. |
5 162 |
5 456 |
294 |
AVC, руб. |
200 |
270 |
70 |
AC, руб. |
286 |
338 |
52 |
Факторный анализ:
AC=TFC/Q+AVC
AC0=5 162 000/60 000+200=286
AC1=5 162 000/80 000+200=264
AC(Q)=264-286=-22
AC2=5 456 000/80 000+200=268
AC(TFC)=268-264=4
AC3=5 456 000/80 000+270=338
AC(AVC)=338-268=70
Вывод: Произошло увеличение себестоимости на единицу продукции на 52. Наибольшее влияние оказало увеличение TFC на 4 и AVC на 70. Наименьшее влияние оказало увеличение ВП на 20 000.
Это может быть связано с превышением AVC и TFC планового значения.
Необходимо уменьшать AVC и TFC до планового значения и увеличивать ВП.
2.4 Рентабельность продукции.
Рентабельность
продукции определяет эффективность реализации
продукции на 1 рубль проданной продукции.
Другими словами показывается количество
средств, оставшееся у предприятия после
покрытия себестоимости продукции.
Рентабельность продукции находят по формуле:
Pr прод. / полн.с/с реал.прод.
R1= 3 803/5 162 *100=73,67
R2=4 090/5 456*100=74,96
Проведем факторный анализ рентабельности, чтобы выяснить, за счет каких факторов и как она изменяется:
R=3 803/5 166=73,67
R=4 090/5 166=79,17
R(Pr)=79,17-73,67=5,5
R=4 090/5 456=74,96
R(c/c)=74,96-79,17=-4,21
Вывод: Рентабельность продаж выросла на 1,29. На это оказало влияние увеличение прибыли от продаж на 287 и увеличение с/с реализованной продукции на 294. Это является положительным, т.к. увеличивается количество дохода с одной единицы продукции.
2.5 Мероприятия по снижению
Одной из важнейших сторон хозяйственной деятельности предприятия является величина выпуска продукции и затраченные средства на ее производство и реализацию. Без вложения определенной суммы средств ни одно предприятие не может осуществлять свою деятельность, исходя из этого, одной из первоочередных задач финансового менеджера является изыскание путей по их снижению.
По результатам анализа затрат ОАО «Гурман» за период с 2010 г. по 2011 г. можно говорить о том, что их величина не в достаточной степени оптимизирована и существуют источники их сокращения, а, следовательно, повышения чистой прибыли предприятия. Опираясь на анализ, проведенный во второй главе работы, и изученный теоретический материал можно выстроить комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение минимального уровня затрат ОАО «Гурман». Для достижения поставленной цели предлагается провести следующие мероприятия:
1. Увеличить собственные посевные площади.
2. Оптимизировать величину заказа.
3. Снизить уровень общехозяйственных расходов, посредством увеличения объемов производства.
Рассмотрим содержание каждого предложенного мероприятия, затраты на его проведение и полученный экономический эффект.
Увеличение собственных посевных площадей
Основными поставщиками пшеницы ОАО «Гурман» являются крестьянско-фермерские хозяйства. Тем не менее, наряду с приобретенным сырьем, предприятие имеет собственные посевные площади. Одним из предложенных мероприятий является предложение увеличить собственные посевные площади. Предлагается дополнительно к имеющимся использовать арендованные участки в размере 600 га., обработка которых не требует дополнительного приобретение техники.
Оптимизация величины заказа
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше среднегодовой запас и больше издержки, связанные со складированием этого сырья, материалов. Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определить оптимальное количество закупаемых сырья и материалов.
Оптимальный размер запасов заключается в определении такой их величины, при которой совокупные затраты по их обслуживанию минимальны.
Снизить уровень общехозяйственных расходов, посредством увеличения объемов производства.
Рациональное использование производственных мощностей является важным источником оптимизации уровня затрат на производство продукции.
Заключение:
В заключении можно сделать вывод о том, что все задачи выполнены и, следовательно, поставленная цель достигнута. На основе проделанной работы можно сформулировать основное правило хозяйствования – производить заданный объем продукции при минимальных затратах. Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях предприятия, координация всей деятельности которых направлена на оптимизацию затрат.
Целью анализа расходов на производство отдельных видов и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отдельный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшении себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в деятельности и перспективе. Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана программа, которая бы учитывала все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции, и корректировалась бы с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств.
Проанализировав затраты по видам выпускаемой продукции мы можем сделать вывод о том, что наибольшая доля затрат приходится на производство и реализацию муки (543 163 тыс.руб. в 2010г. и 683 671 тыс.руб. в 2011г.) А анализ затрат на производство продукции по элементам показывает, что наибольшую долю занимают материальные затраты( 2 640 тыс.руб в 2010 г и 2 850 тыс.руб. в 2011 г). Вторыми по удельному весу в сумме общих затрат на производство и реализацию продукции являются затраты на оплату труда(1 733 тыс.руб в 2010 г и 1 500 тыс.руб. в 2011 г).
Выпуск продукции ОАО «Гурман» к 2011 г. увеличился на 20 000 тыс.руб., однако одновременно возросли и затраты на производство и реализацию продукции на 294 тыс. руб., в то время как выпуск продукции имел стабильный рост ( темп роста затрат меньше, чем темп роста выпуска продукции (6% и 33% соответственно). Это характеризует интенсивное развитие предприятия, т.е. рост финансовых результатов не за счет повышения цен на продукцию, а за счет расширения производства.
Во второй главе курсовой работы были предложены следующие мероприятия по снижению затрат ОАО «Гурман»:
1. Увеличить собственные посевные площади.
2. Оптимизировать величину заказа.