Анализ затрат по использованию заемных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении теоретических основ управления заемным капиталом на предприятии, и применение полученных знаний на практике, а также в разработке предложений по совершенствованию системы управления заемным капиталом предприятия. Задачи исследования: Раскрыть понятие сущности капитала, его видов. Определить место и роль заемного капитала в хозяйственной деятельности организации, исследовать политику привлечения заемных средств. Анализ формирования и использования заемного капитала в организации. Оценка эффективности использования заемных средств предприятием. Разработка предложений по совершенствованию системы управления заемными ресурсами в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Политика и источники привлечения заемных средств в оборот предприятия
1.2 Задачи и методический инструментарий анализа использования заемных средств
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМИ СРЕДСТВАМИ
2.1 Источники и формы внешнего финансирования
2.2 Управление кредиторской задолженностью
2.3 Финансовые методы управления заемными средствами
2.3.1 Учет заемных средств
2.3.1.1 Учет затрат по займам и кредитам
2.3.1.2 Учет выданных заемных обязательств
2.3.2 Анализ заемных средств
2.3.2.1 Эффект финансового рычага
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ. КУРСОВАЯ.docx

— 67.90 Кб (Скачать файл)

относительных показателей. При проведении анализа  используется определенный набор коэффициентов.

сравнительный анализ: сравнение с плановыми  заданиями, с прошлыми периодами, сравнение  различных вариантов решений;

факторный анализ: определение влияния факторов на изменение величины результативных показателей;

графический анализ.

Таким образом, при проведении оценки деятельности организации, при разработке стратегии по дальнейшему ее развитию, важное место занимает анализ использования  капитала предприятия. Этот момент очень  важен, во-первых, для внешних потребителей информации (банков, инвесторов) при изучении степени финансового риска, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

2.1 Источники и формы  внешнего финансирования

 

Деление источников оборотного капитала на собственные и заемные осуществляется на следующих условиях. За счет внутренних источников покрывается основная потребность предприятия в ресурсах, обеспечивающая непрерывность производства и реализацию продукции и услуг. За счет внешних источников покрывается дополнительная потребность в формировании сезонных запасов сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции, покрытие производственных затрат.

 

Таблица 2

 

Существуют различные источники  внешнего финансирования оборотного капитала. Наибольшее распространение получили:

  • российские банки - краткосрочный кредит, факторинг, операции с векселями;
  • лизинговые компании - аренда имущества;
  • инвестиционные фонды - операции с векселями, факторинг;
  • предприятия - товарный кредит, толлинг, вексельные расчеты, взаиморасчеты;
  • государство - взаимозачеты, отсрочка налоговых платежей.
  • акционеры - расчеты по дивидендам.

Краткосрочные кредиты предоставляются  предприятиям на платной основе. Для  этого с банками заключаются  кредитные договора, где отражаются условия целевого использования  кредитных ресурсов, их обеспеченности, срочности и платности.

Коммерческие банки предоставляют  краткосрочные кредиты предоставляются  на срок менее одного года под:

  • под залог имущества и ценностей клиента;
  • под гарантию или поручительство стороннего юридического или физического лица.

Существуют бланковые кредиты, которые предоставляются первоклассным  заемщикам без гарантии или поручительства.

В качестве обеспечения возвратности кредита банки принимают имущество  клиента, принадлежащее ему на правах собственности, за исключением имущества, реализация которого запрещена.

При кредитовании под залог имущества  учитывается не только его балансовая, но и рыночная или ликвидная стоимость, которая учитывает возможность  быстрой реализации товаров, ценных бумаг, валюты и др.

Краткосрочное банковское финансирование можно разделить  на средства овердрафта и краткосрочные банковские ссуды.

Характеристики овердрафта:

  • стоимость зависит от фактической суммы и срока овердрафта;
  • суммы финансирования могут превышать существующее обеспечение;
  • гибкость, простота пролонгации договора.

Характеристики краткосрочной  ссуды:

  • менее гибкая, чем овердрафт;
  • более дорогостоящая.

Стоимость овердрафта зависит от суммы  средств, находящихся в распоряжении заемщика в каждый момент времени, а  стоимость банковской ссуды остается постоянной весь период действия кредитного договора. Поэтому, овердрафт экономически выгоден по сравнению с краткосрочной  ссудой, однако он доступен лишь ограниченному  кругу высоконадежных и стабильных предприятий.

Для получения краткосрочных кредитов заемщик предоставляет банку следующие документы, характеризующие его платежеспособность:

  • финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках), на основе которой определяются показатели рентабельности, ликвидности, оборачиваемости и другие финансовые коэффициенты.
  • технико-экономическое обоснование или бизнес-план, которые раскрывали бы суть хозяйственной деятельности и подтверждали эффективность использования ресурсов.
  • план маркетинга, по которому оценивается уровень риска с точки зрения осуществимости предприятием кредитуемого мероприятия или проекта в целом.

Торговый кредит

Данный кредит предоставляется  в товарной форме поставщиками в  виде отсрочки платежа за проданные  товары в течение обычной хозяйственной  деятельности. Данная форма кредита  является одной из самых распространенных на территории России.

Торговый кредит на первый взгляд кажется бесплатным, однако он содержит затраты поставщика, связанные с  инвестированием в дебиторскую  задолженность. Поставщик, как правило, включает данные расходы в цену, которая зависит от условий рынка  и от взаимных договоренностей сторон.

В случаях оплаты товара по факту  или авансом, как правило, поставщиком  предоставляется существенные скидки, поэтому прежде, чем принять торговый кредит, необходимо определить размер этой скидки и сравнить данный вариант  финансирования с другими формами.

Толлинг

Толлинг - работа на "давальческом сырье". Это способ получения сырья переработчиком без каких-либо затрат с его стороны, с последующим возвратом конечного продукта поставщику.

Поставщик вознаграждает переработчика  за работу. Вознаграждение может быть виде денежных средств или в виде готовой продукции.

Предприятие - переработчик может  прибегнуть к толлингу в случае, если оно в настоящий момент не имеет других средств 24b8 для финансирования и способов приобретения сырья и желает продолжать производственную деятельность, а так же загрузить производственные мощности, делая нетоллинговые операции более прибыльными.

Векселя

Вексель - письменное долговое обязательство  установленной законом формы, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющее  последнему право требовать с  заемщика уплаты суммы, указанной в  векселе, к определенному сроку.

Традиционно векселя выписываются для оформления торгового кредита  и применяются как денежный эквивалент для текущих расчетов в случае нехватки "живых" денежных средств.

Помимо выпуска собственных  векселей, предприятие для расчетов с поставщиками может использовать банковские векселя. Предприятие, осуществляя операции с банковскими векселями, может получить следующие выгоды:

  • предприятие, получившее кредит в форме банковского векселя, может снять проблему платежеспособности, т.к. вексель стабильного банка более ликвиден, чем вексель самого предприятия;
  • банковские векселя способствуют не только разрешению проблем неплатежей предприятия, но и увеличению оборотного капитала.

Выгода инвестора от приобретения векселей состоит из:

  • экономии по налоговым выплатам: налог на доход, полученный по векселю, составляет 15%;
  • ликвидности вложений, обусловленных срочностью векселя, а так же наличием вексельного рынка, где возможна реализация векселей или их учет в банке;
  • возможности оплатить им собственные обязательства;
  • возможности заложить их и получить кредит.

Факторинг

Продажа дебиторской задолженности  компании финансовому институту, известному как фактор-компания. Трансакция продажи  дебиторской задолженности по сниженной  цене специализированной компании - фактору - или финансовой организации с  целью получения средств.

При реализации товара в кредит, продавец может получить незамедлительную оплату от факторингового банка с дисконтом 15-50%, в зависимости от кредитоспособности покупателя и качества товара.

Основное достоинство факторинга - обеспечение оборачиваемости и  ликвидности средств.

Взаиморасчеты

Взаиморасчеты - денежные обязательства  между предприятиями, погашаемые поставкой  товаров или услуг при участии  двух или более сторон.

Несмотря на то, что взаиморасчеты  не денежные операции, любое принятие товара от одной стороны другой равнозначно  краткосрочному займу.

Бартер

Также как и взаиморасчеты, бартер подразумевает погашение денежных обязательств между предприятиями  поставкой или обменом товаров. В России бартерные операции являются одним из основных источников финансирования. Объем бартерных операций в России составляет более половины продаж среди  крупнейших предприятий страны.

Краткосрочный лизинг

Аренда на короткий срок может сократить  объем инвестиций за счет вложений в оборудование, необходимое предприятию  на ограниченный срок.

Оптимальное финансирование оборотного капитала зависит от качества управления, которое должно обеспечивать наличие  необходимого объема оборотных средств. Под необходимым объемом оборотных  средств понимается такой их размер, который был бы минимальным, но вполне достаточным для обеспечения  нормальной хозяйственной деятельности в конкретном периоде времени.

 

2.2 Управление кредиторской задолженностью

 

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Для того чтобы отношения с кредиторами  максимально соответствовали целям  обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении  характера привлечения и использования  заемного капитала.

Первый  основополагающий вопрос, который в  связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных  или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение  собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое  пользуется в процессе своей хозяйственной  деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне  не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в  различиях стоимости этих двух категорий  капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный  с оценкой кредиторской задолженности  предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение  величины оборотного капитала к краткосрочным  долговым обязательствам.

Менеджеры и финансисты также часто используют, так называемый коэффициент "кислотного теста", который представляет собой  отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам. И первый и второй показатели должны характеризовать способность предприятия  покрывать свои обязательства перед  кредиторами. Эти коэффициенты обладают двумя существенными недостатками:

Информация о работе Анализ затрат по использованию заемных средств