Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:31, курсовая работа
Анализ «затраты — объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, выручки (дохода) и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.
Основными элементами CVP- анализа являются:
1. Критическая точка;
2. Сила воздействия
3. Запас финансовой прочности;
4. Эффект финансового рычага.
I. Критическая точка показывает
величину выручки от
Цель анализа критической точки заключается в нахождении такого объема производства, при котором выручка от реализации будет равна сумме всех затрат, а прибыль равна нулю. Таким образом, выручка от реализации в критической точке равна:
Выручка = затраты постоянные + затраты переменные
Для определения критической точки используется 3 метода:
1) метод уравнения;
2) метод маржинального дохода;
3) метод графического
1способ. Метод уравнения.
а) Цена за единицу * количество = затраты постоянные + затраты переменные * количество;
б) Цена за единицу * количество - критическая точка.
А) Критический уровень постоянных затрат:
Постоянные затраты = цена * количество - затраты переменные * количество
Постоянные затраты = количество * (цена за единицу - затраты переменные)
Б) Критическая цена реализации:
Цена за единицу = (затраты постоянные / количество) + затраты переменные
В) Плановый объем продукции для заданной суммы ожидаемой прибыли:
Количество = (затраты постоянные + цена планируемого уровня) / (цена за единицу - затраты переменные)
2 способ. Метод маржинального дохода
Метод маржинального дохода - разновидность метода уравнения.
Маржинальная прибыль - превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж.
Маржинальная прибыль = выручка - переменные затраты
Маржинальная прибыль = затраты постоянные + цена
В первую очередь, маржинальная
прибыль необходима для покрытия
постоянных затрат, а затем уже
для получения прибыли
Одной из главных целей предприятия является максимизация маржинальной прибыли, так как она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.
3 способ. Метод графического изображения
Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка. Каждая организация стремится максими- зировать прибыль, но невозможно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что приведет к снижению прибыли.
Точка оптимальной цены продажи
продукции определяет объем производства,
позволяющий организации
Если организация производит несколько видов продукции, то критическая точка может быть найдена по формуле:
q*= (затраты постоянные * d) / средний маржинальный доход на единицу
d - доля каждого вида продукции в общем объеме
Средний маржинальный доход на единицу = (сумма маржинального дохода * выручка) / сумма выручки
Критическая точка показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
II. Сила воздействия
Следует знать, что СВОР всегда рассчитывается для определенного объема продаж, так что при изменении дохода от реализации изменяется и СВОР.
СВОР в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты - это объективный фактор. Вместе с тем эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости СВОР от величины постоянных затрат - чем больше постоянные затраты при постоянном доходе от реализации, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.
Операционный анализ называют анализом безубыточности, т.к. он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при котором приход = расходу.
Порог рентабельности (точка безубыточности) - рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить.
Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким легче пережить падение спроса, отказавшись от неоправданно высокой цены реализации. Снижение порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные затраты), либо сокращая постоянные затраты.
Идеальное условие - сочетание низких постоянных затрат с высокой валовой маржой.
III. Запас финансовой прочности
- показывает, насколько планируемая
выручка от реализации
Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности.
Прогнозируемая прибыль = запас финансовой прочности * коэффициент валовой маржи
а) Расчет порога рентабельности,
запаса финансовой прочности и силы
воздействия операционного
Внедрение автоматизации приводит к относительному утяжелению постоянных затрат, т.е. к уменьшению доли переменных затрат в себестоимости единицы продукции. Это складывается на показателях: валовая маржа, порог рентабельности и др.
б) Уровень и динамика ключевых
показателей операционного
В автоматизированном производстве управление структурой изделий имеет больше возможностей. Можно решить, что выгоднее иметь: высокие переменные затраты или низкие постоянные затраты.
IV. Эффект финансового
рычага - аналогично действию
Существует две основные концепции финансового рычага:
1) Западноевропейские финансисты
определяют эффект финансового
рычага как приращение к
Исходя из их концепции
можно сделать следующие
Если новое заимствование приносит положительный ЭФР, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо следить за значением дифференциала, т.к. при наращивании плеча финансового рычага банки склонны компенсировать рост своего риска повышением процентной ставки.
Риск кредитора выражен также величиной дифференциала - чем больше дифференциал, тем меньше риск и наоборот.
Эта концепция открывает
широкие возможности при
Таким образом, CVP- анализ должен способствовать уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения, усилению творческого начала в его принятии. Он должен строится на информации учета, отчетности, планов и прогнозов. Требования к анализу предъявляются из-за потребностей управления. Сам же анализ может предъявлять требования к учету, естественно, не ради анализа, а в целях его результативности для управления.
С помощью CVP- анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на имеющиеся ошибки, а в том, что на базе CVP- анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.