Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:08, курсовая работа
Западная экономика показала нам, что в рыночной экономике существует жестокая борьба между производителями за выживаемость, так называемая конкуренция в которой необходимо всегда быть информированным о любых изменениях происходящих в рыночной конъюнктуре и уметь принимать правильные решения. Необходимо, чтобы любой производимый продукт или оказываемая услуга были максимум конкурентоспособными.
Конечно, особую роль для любого предприятия играют такие понятия, как прибыль и рентабельность, потому что именно они играют наиболее определяющую роль в жизни предприятия. За счет увеличения этих показателей предприятие может функционировать и увеличивать масштабы своего производства: внедрять современные технологии, тем самым уменьшая себестоимость продукции, постоянные и переменные затраты и делать продукцию наиболее конкурентоспособной.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ рентабельности предприятия
1.1 Роль и значение рентабельности в предприятия
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Методы повышения рентабельности производства
Глава 2. Анализ показателей рентабельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Технико-экономическая характеристика
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
2.4 Анализ порога прибыли
2.5 Резервы увеличения рентабельности
Заключение
Список литературы
Во втором случае рентабельность определяется как отношение чистой прибыли к стоимости имущества.
Данные показатели характеризуют уровень прибыли (балансовой или чистой) на каждый рубль, вложенный в имущество предприятий. Чем выше этот уровень, тем эффективнее использовалось имущество. Для такой характеристики можно использовать также выручку от реализации продукции по отношению к стоимости имущества.
Другими показателями рентабельности могут служить рентабельность собственных средств и долгосрочных капитальных вложений.
Первый показатель определяется отношением чистой прибыли к собственным средствам предприятия (по бухгалтерскому балансу).
Второй показатель представляет собой отношение доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к сумме долгосрочных финансовых вложений.
1.3 Методы повышения рентабельности производства
Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью схемы.
Объем продукции в стоимостном выражении (N) |
= |
Объем продукции в физических единицах (q) |
X |
Цена единицы продукции(Ц) |
|
Затраты на производство в денежном выражении (N/S) |
= |
Объем использованных ресурсов (в натуральном выражении)(z) |
X |
Цена единицы ресурса(С) |
|
Доходность (N/S) |
= |
Производительность ресурсов(q/z) |
X |
Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С) |
|
Прибыль (N-S) |
= |
Объем продукции в стоимостном выражении (q/Ц) |
X |
Затраты на производство в денежном выражении(z/C) |
|
Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса.
Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности).Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается.
Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т.д.).
Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
- Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?
- На сколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль осталась на прежнем уровне?
- Какова максимальная
величина затрат на материалы,
при которой выгодно
Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики.
Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских предприятий:
- Оценка текущей
- Оценка финансовой
- Оценка эффективности
управления имуществом и
- Анализ эффективности
от производственной и
- Оценка рискованности деятельности предприятия
- Оценка возможностей
предприятия при условии и
ухудшения определенных
Глава 2. Анализ показателей рентабельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
Акционерное общество открытого типа «Астраханский завод резиновых технических изделий» начало свою деятельность во второй половине 1952 года как викельный завод в составе рыбокомбината. Расширялся ассортимент продукции, а именно в то время осваивалось производство пневматических наплавов (буев), технической пластины и дюритовых рукавов. Уплотнительные кольца (СКО-82) к икорным банкам становятся предметом экспорта - продаются Ирану.
В 1956 году завод выделился из комбината, а в 1958 году предприятие получает название "Астраханский завод резиновых технических изделий".
В 1967 году был введен в эксплуатацию новый корпус. В трехэтажном блоке корпуса расположились три цеха: подготовительный, рукавный, формовых и неформовых изделий. Это позволило значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции.
В декабре 1992 года завод преобразован в акционерное общество открытого типа "Астраханский завод резиновых технических изделий".
В 1996 году пущен в эксплуатацию новый цех, выпускающий уплотнительные викельные кольца для консервной промышленности.
Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО "АзРТИ", очень велик:
1.рукава - детали резинотканные напорные маслобензостойкие;
2.рукава напорные автокранные;
3.формовые изделия (амортизаторы, диафрагмы, клапаны, кольца СКВ, втулки, фартуки к автомобилю, прокладки на двигатели КамАЗ, муфты сантехнические, коврики бытовые, вантузы, патрубки, чехлы);
4.резиновые смеси (клей, крошка СКО, прокладка для изоленты);
5.технические пластины (резиновые, резинотканевые, для пищевых изделий);
6.неформовые изделия (изделия для доильных установок, шланги поливочные, шнуры из особо мягкой резины, трубки технические, уплотнительные монолитные);
7. кольца СКО-82,58,63, кольца для икорных банок;
8. прокладки уплотнительные;
9. линолеум резиновый;
10. костюмы рыбацкие;
11. изолента;
12. стекломаст, кровельные материалы.
Главным управляющим звеном на ОАО "АзРТИ" является Собрание акционеров, на котором избирается Совет директоров и генеральный директор. Генеральному директору непосредственно подчиняются: главный инженер, заместитель директора по общим вопросам, заместитель директора по маркетингу, бухгалтерия (главный бухгалтер, начальник группы труда и заработной платы, начальник группы экономического анализа), начальник отдела кадров, юрист, специальная часть.
Главный инженер управляет следующими подразделениями и отделами: энерго-механическим отделом, строительной группой, электроучастком, отделом технического контроля, энергоблоком, ремонтно-механическим цехом, а также ему подчиняется инженер-метролог и инженер по водопользованию.
Отделом материально-технического контроля, административно-хозяйственным отделом и транспортным участком управляет заместитель директора по общим вопросам.
Заместитель директора по маркетингу осуществляет руководство основными цехами предприятия, конструкторским бюро, центральной заводской лабораторией, отделом техники безопасности и отделом охраны окружающей среды.
К основным производственным участкам на ОАО "АзРТИ" относятся цех №1, цех №2, цех №3.
Цех №1 занимается производством смесей для собственных нужд и цехов №2 и №3, а также производит смеси на сторону, изготавливает изоленту и техпластины.
Цех №2 включает в себя:
а) участок СКО, который выпускает кольца викельные (уплотнительные кольца);
б) участок формовой, выпускающей формовые изделия - кольца, патрубки, костюмы рыбацкие;
в) участок неформовой, который изготавливает трубки технические, трубки поливочные, шнуры, викеля;
Цех №3 выпускает рукава автотракторные бензостойкие.
К вспомогательному производству относится: транспортный участок, ремонтно-механический цех, электроучасток и энергоблок, строительная группа.
Организационно - производственную структуру ОАО "АзРТИ" можно наглядно изобразить в виде схемы (рис.2.1).
рис. 2.1 Организационная структура ОАО «АзРТИ»
2.2 Технико-экономическая характеристика
В таблице 2.1 приведены технико-экономические показатели работы ОАО «АзРТИ» за последние годы.
Таблица 2.1
Технико-экономические показатели работы ОАО "АзРТИ"
Показатели |
Ед. изм. |
2002 |
2003 |
2004 |
Изменение 2002-2003гг. |
Изменение2003-2004г. |
|||
абс.; (+;-) |
темп роста;% |
абс.; (+;-) |
темп роста;% |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Товарная продукция |
тыс. руб. |
16830 |
32525 |
49026 |
+15695 |
193,30 |
+16501 |
150,70 |
|
Себестоимость товарной продукции |
тыс. руб. |
15738 |
31872 |
47512 |
+16134 |
202,52 |
+15640 |
149,07 |
|
Затраты на1 рубль товарной продукции |
коп. |
93,5 |
98,0 |
96,91 |
+4,5 |
104,81 |
-1,09 |
98,90 |
|
Выручка от реализации продукции |
тыс. руб. |
20502 |
36107 |
52334 |
+15605 |
176,11 |
+16227 |
144,90 |
|
Себестоимость реализации продукции |
тыс. руб. |
19072 |
33759 |
50824 |
+14687 |
177,01 |
+17065 |
150,50 |
|
Прибыль от реализации готовой продукции |
тыс. руб. |
1430 |
2348 |
1510 |
+918 |
164,20 |
-838 |
64,30 |
|
Балансовая прибыль |
тыс. руб. |
1116 |
1815 |
766 |
+699 |
162,63 |
-1049 |
42,20 |
|
Фонд оплаты труда |
тыс. руб. |
3016,8 |
7227,0 |
11099 |
+4210,2 |
239,56 |
+3872 |
153,60 |
|
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала |
чел. |
270 |
268 |
280 |
-2 |
99,26 |
+12 |
104,50 |
|
Среднемесячная зарплата |
руб. |
931,0 |
2247 |
3303 |
+1316 |
241,35 |
+1056 |
147,0 |
|
Производительность труда |
тыс. руб./чел. |
62,30 |
121,36 |
175,09 |
+59,06 |
194,80 |
+53,73 |
144,3 |
|
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
тыс. руб. |
23671 |
20578 |
19547 |
-3092 |
87,0 |
-1031 |
94,99 |
|
Рентабельность реализованной продукции |
% |
7,5 |
7,0 |
2,97 |
-0,5 |
93,33 |
-4,03 |
42,40 |
|
Рентабельность товарной продукции |
% |
6,94 |
2,05 |
3,2 |
-4,89 |
29,54 |
+1,15 |
156,10 |
|
Рентабельность общая |
% |
7,1 |
5,7 |
1,56 |
-1,4 |
80,28 |
-4,14 |
27,37 |
|
Фондоотдача |
Доли |
0,71 |
1,58 |
2,51 |
+2,29 |
233,0 |
+70,93 |
158,90 |
|
Фондоемкость |
Доли |
1,41 |
0,63 |
0,4 |
-0,78 |
45,0 |
-0,23 |
63,49 |
|
Фондовооруженность |
Доли |
87,67 |
76,78 |
71,9 |
-10,89 |
87,58 |
-4,88 |
93,60 |
|
Из данных таблицы 2.1. видно, что в 2003 году по сравнению с 2004 годом значения основных технико-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия, улучшилось. В 2004 году положение предприятия по сравнению с 2003 годом - ухудшилось. Объем товарной продукции увеличился на 93,3 % (15695 тыс. рублей) в 2003 году по сравнению с 2004 годом, а в 2004г. по сравнению с 2003г. - на 50,7% (16501 тыс. рублей). Затраты на 1 рубль товарной продукции растут в 2003году по сравнению с 2004 годом на 4,81% за счет увеличения переменных и постоянных затрат, рост последних связан с затратами на ремонт оборудования, а в 2004г. по сравнению с 2003 годом они уменьшаются на 1,1%. Выручка то реализации неуклонно растет, что связано с увеличением объемов реализации. Рост себестоимости связан с увеличением объемов производства и ростом цен на основное сырье каучук, повышением среднегодовой заработной платы одного работающего. Прибыль от реализации готовой продукции в 2003 году по сравнению с2004 годом увеличилась на 64,2% и составила 2348 тыс. рублей, а в 2004году она снизилась до 1510 тыс. рублей и снижение составило 35,7%. Аналогичная ситуация сложилась с балансовой прибылью, которая в 2003 году увеличилась на 62,63% по сравнению с2004 годом. В 2004 году по сравнению с предыдущим годом она снизилась на 57,8% за счет сокращения прибыли от реализации продукции и роста себестоимости продукции, большая часть из которой составляет низкорентабельная. Если рассматривать Фонд оплаты труда в 2003 году по сравнению с 2004 годом он увеличился на 139,56% и составил 7227 рублей, в 2004 году - на 53,6% по сравнению с2003 годом. Это связано с колебаниями численности и ростом зарплаты одного работающего. Численность промышленно-производственного персонала (ППП) в 2003 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 0,74% и составила 268 человек, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 12 человек или 4,5%. В 2003 году по сравнению с 2004 годом произошло увеличение производительности труда на 94,8%, в 2004 году по сравнению с 2003 годом - на 44,3%. На это повлияло изменение численности промышленно - производственного персонала и выручки от реализации. Величина ОПФ в 2003 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 13%, что составило 20578 тыс. руб., а в 2004 году по сравнению с 2003 годом - на 5,01% и составила 19547 тыс. рублей. Это можно назвать следствием сильной изношенности и малого обновления оборудования на заводе. Общая рентабельность с каждым годом снижается, что свидетельствует о меньшей эффективности работы предприятия, что в свою очередь является следствием снижения рентабельности реализованной продукции. То есть на каждый вложенный рубль приходится все меньше прибыли. Наилучший показатель фондоотдачи наблюдается в 2003 году, по сравнению с 2004 годом произошло увеличение на 123%, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом - на 58,9%. Фондоемкость в 2004 году достигла своей наименьшей величины, а в 2003 г. производство было наиболее фондоемким. Фондовооруженность в 2003 году по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 12%, что составило в долях 76,78 соответственно, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом - на 6,4%.
Информация о работе Анализ показателей рентабельности предприятия