Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы состоит в рассмотрение анализа прибыльности и ее связь с рентабельностью.
Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыльности и рентабельности. Данные показатели рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением, во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Содержание

Введение…...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Анализ прибыльности. Основные показатели прибыльности………..5
1.2 Анализ рентабельности. Система показателей рентабельности……………………………………………………………….….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БИВА»
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Бива»……………….……………………..……………....…………………….15
2.2 Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Бива»……………………………………………...……………………………..25
Заключение.............................................................................................................29
Список литературы................................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…...............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1 Анализ прибыльности. Основные показатели прибыльности………..5

1.2 Анализ рентабельности. Система показателей рентабельности……………………………………………………………….….10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БИВА»

2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Бива»……………….……………………..……………....…………………….15 

2.2 Пути и методы увеличения  рентабельности на ОАО «Бива»……………………………………………...……………………………..25

Заключение.............................................................................................................29

Список литературы................................................................................................31

 

 

Введение

Актуальность  изучаемой темы состоит в рассмотрение анализа прибыльности и ее связь  с рентабельностью.

Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыльности и рентабельности. Данные показатели рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением, во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Целью анализа прибыльности является оценка способности предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.

Анализ прибыльности характеризуется такими показателями, как  маржинальная прибыль, прибыльность переменных затрат, прибыльность постоянных затрат, прибыльность всех затрат, прибыльность продаж по основной деятельности, прибыльность затрат по чистой прибыли,  производственный рычаг.

Для реальной оценки уровня прибыльности предприятия пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Рентабельность – это показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие  рентабельность (окупаемость) издержек  производства и инвестиционных  проектов;

- показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие  доходность капитала и его частей;

- показатели, характеризующие рентабельность активов.

Уровень и динамика показателя рентабельности активов является главным объектом внимания руководства предприятия.

  Структура  курсовой работы состоит из  двух глав, введения и заключения, где в первой главе рассмотрены анализ прибыльности, основные показатели прибыльности, анализ рентабельности и система показателей рентабельности активов и собственного капитала. Во второй главе рассмотрены факторный анализ на примере предприятия хлебокомбината ОАО «Бива», пути и методы увеличения рентабельности на предприятие ОАО «Бива».

Во введении представлены актуальность изучаемой  темы и структура курсовой работы, а в заключении - краткие выводы по двум главам. По окончании курсовой работы представлен список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1 Анализ прибыльности. Основные показатели прибыльности

Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыльности и рентабельности. Данные показатели рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением, во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Цель анализа прибыльности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.

Основным источником информации для оценки прибыльности является отчет о финансовых результатах (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках») переведенный из нарастающего итога в отчет за интервал, а также информация управленческого учета о структуре затрат.

Анализ прибыльности необходимо начинать с общей характеристики доходности отдельных направлений  деятельности предприятия, а также описания динамики изменения доходности в течение анализируемого периода.

Необходимо определить, под влиянием, каких основных причин изменялись объемы получаемой прибыли  в течение анализируемого периода. Например, это может быть изменение выручки от реализации, изменение уровня переменных или постоянных затрат, прочих операционных и внереализационных доходов (расходов).

В свою очередь, изменение  выручки от реализации может быть связано с изменением номенклатуры реализуемой продукции (реализуется продукция, имеющая различный уровень спроса на рынке), изменениями в работе маркетинговых служб, изменением цен на реализуемую продукцию и т.д.

Величина переменных затрат может меняться вследствие изменений  номенклатуры реализуемой продукции (разный уровень затрат на производство различных изделий), изменений цен на закупаемые сырье и материалы. Постоянные затраты могут варьироваться в результате изменения цен на постоянную составляющую затрат, в результате ввода новых фондов, изменения технологии производства продукции и т.п.

С точки зрения устойчивости предприятия в перспективе, целесообразно, чтобы основная часть доходов  формировалась за счет основной деятельности, но не за счет прочих операций, носящих  случайный характер (прочие операционные и внереализационные доходы). Если результаты деятельности предприятия во многом определяются величинами прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, необходим их подробный анализ и контроль.

При анализе прибыльности предприятия отдельно рассматриваются и сравниваются между собой результаты основной деятельности, прочих операций и деятельности организации в целом.

Рассматривая основную деятельность, рекомендуется особое внимание уделять маржинальной прибыли. Наличие и рост маржинальной прибыли является положительной характеристикой деятельности предприятия. Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности прибыльной продажи продукции.

Для общей характеристики ценовой политики предприятия рассчитывается ценовой коэффициент, называемый также нормой маржинальной прибыли.

Ценовой коэффициент  определяется как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации и характеризует соотношение  цен на произведенную продукцию  и цен на потребляемые в процессе производства сырье и материалы.

Динамика ценового коэффициента отражает, насколько темп роста цен  на реализуемую продукцию отличается от темпа роста цен на потребляемые в процессе производства переменные затраты.

Значение ценового коэффициента не зависит от объема производства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменную составляющую затрат.

Общая положительная  величина маржинальной прибыли не гарантирует, что каждый из видов продукции  является потенциально прибыльным - имеет  положительную маржинальную прибыль. Для выявления потенциально прибыльной продукции и продукции, имеющей отрицательную маржинальную прибыль, необходим номенклатурный анализ. Для этого по основным видам производимой продукции рассчитываются ценовые коэффициенты.

Наличие отрицательной  маржинальной прибыли - крайне негативная ситуация, при которой выручка  от реализации продукции (работ, услуг) не покрывает даже переменных затрат на ее производство. Следовательно, каждая новая продажа увеличивает убыток предприятию, то есть ухудшает его финансовое состояние.

При отрицательной маржинальной прибыли обязательное условие улучшения  финансового состояния предприятия - оптимизация ценовой и номенклатурной политики.

Рассмотрим следующие  показатели прибыльности основной деятельности.

Прибыльность переменных затрат - показатель, позволяющий оценить, насколько изменится прибыль  от основной деятельности при изменении  переменных затрат на 1 рубль.

Прибыльность переменных затрат позволяет сориентироваться в вопросе, какое из направлений вложения средств несет в себе большую потенциальную доходность - основная деятельность или какие-либо прочие направления (например, депозитные вклады). Нередко прибыльность переменных затрат, превышающая доходность прочих возможных направлений вложения капитала, акцентирует внимание руководства на оптимизации основной деятельности.

Прибыльность постоянных затрат – это отношение прибыли  от основной деятельности к постоянным затратам, иллюстрирует степень отдаления  предприятия от точки безубыточности.

Прибыльность всех затрат рассчитывается как отношение прибыли  от основной деятельности к общим  затратам (постоянные + переменные). Показывает, сколько прибыли от основной деятельности приходится на 1 рубль общих текущих  затрат.

Всего затраты на реализованную продукцию представляют собой сумму себестоимости реализованной продукции, управленческих расходов и коммерческих расходов (либо сумма переменных и постоянных затрат).

Прибыльность продаж по основной деятельности показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации (без НДС).

Показатели прибыльности всей деятельности рассчитываются аналогично показателям прибыльности основной деятельности, но при этом анализируется  деятельность предприятия в целом. В частности, прибыльность затрат балансовая рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей величине текущих затрат периода.

Прибыльность затрат по чистой прибыли показывает, сколько  рублей чистой прибыли приходится на один рубль текущих затрат.

Прибыльность всех продаж отражает долю чистой прибыли в общих результатах деятельности предприятия, а именно выручка от реализации и прочие доходы. Прочие доходы – общая величина прочих операционных и внереализационных доходов.

Встречается подход, при  котором прибыльность всех продаж определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации, то есть в расчетах не участвует величина прочих операционных и внереализационных доходов.

Для того, чтобы оценить  взаимосвязь выручки от реализации, маржинальной прибыли и прибыли  от основной деятельности, рассчитывается производственный рычаг.

Производственный рычаг показывает, на сколько изменится прибыль от основной деятельности предприятия при изменении выручки на 1%. Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль предприятия изменится на 15%.

При увеличении объемов  реализации предприятие, имеющее высокий  производственный рычаг, имеет возможность  более высокими темпами повышать прибыль, чем предприятия с низким производственным рычагом. Однако, необходимо помнить, что производственный рычаг, как и любой другой рычаг, может действовать в обратную сторону. При снижении объемов реализации темп снижения прибыли будет более высоким у предприятия, имеющего высокий производственный рычаг.

Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.

Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.

Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат.

В составе затрат на производство продукции достаточно сложно выделить элементы, которые могут переводиться из разряда постоянных в переменные или наоборот. Пример затрат, которые  организация может устанавливать  как переменные или постоянные, - заработная плата.

С точки зрения максимизации прибыли (минимизации убытков) более  выгодным является:

  • высокий производственный рычаг в случае устойчивого роста объемов реализации;
  • низкий производственный рычаг в случае прогнозируемого снижения объемов реализации, либо трудно прогнозируемого объема реализации.

При расчете показателей  прибыльности необходимо использовать данные о выручке, затратах, прибыли  в расчете за период анализа, не нарастающим  итогом

Для реальной оценки уровня прибыльности предприятия пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Информация о работе Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь