Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы состоит в рассмотрение анализа прибыльности и ее связь с рентабельностью.
Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыльности и рентабельности. Данные показатели рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением, во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Содержание

Введение…...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Анализ прибыльности. Основные показатели прибыльности………..5
1.2 Анализ рентабельности. Система показателей рентабельности……………………………………………………………….….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БИВА»
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Бива»……………….……………………..……………....…………………….15
2.2 Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Бива»……………………………………………...……………………………..25
Заключение.............................................................................................................29
Список литературы................................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

В основе модели лежит  соотношение:

где R – рентабельность предприятия;

P – прибыль от реализации продукции;

K – капитал предприятия (стоимость активов – оборотных средств т основных фондов).

С учетом перечисленных  выше факторов, формула примет вид:

где F – основные производственные фонды;

E – оборотные средства предприятия;

фондоемкость продукции;

оборачиваемость продукции.

Факторный анализ будет  строиться в таблице 8.

Таблица 8. Расчеты по факторному анализу рентабельности хлебокомбината «Бива»

Показатель

Усл.об.

2010 год

2011 год

2012 год

Выручка от реализации, тыс.руб.

N

1 004 568

1 230 493

1 335 283

Основные производственные фонды, тыс.руб.

F

3 110 584

3 683 512

4 329 102

Оборотные средства, тыс.руб.

E

810 210

987 397

852 474

Полная себестоимость  товарной продукции, тыс.руб.

C

1 002 587

1 205 544

1 300 198

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс.руб.

P

22 658

24 949

35 085

Рентабельность  предприятия

R=P/F+E

0,0057

0,0053

0,0067

Расчеты для  трехфакторной модели:

       

1. Прибыльность  продукции

P/N

0,0225

0,0202

0,0263

2. Фондоемкость  продукции

F/N

3,0964

2,9935

3,242

3. Оборачиваемость  оборотных средств

E/N

0,8065

0,8024

0,6384


 

  1. Влияние фактора рентабельности продукции:

- вычислим условную  рентабельность по прибыльности  при условии, что изменилась  только рентабельность продукции,  а значение остальных факторов  остались на уровне базисных:

  • выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

  1. Влияние фактора изменения фондоемкости:

-

-

3. Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

-

-

Выделяем влияние фактора  оборачиваемости оборотных средств:

Итак, суммарное влияние  факторов:

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые  выводы:

N общая рентабельность предприятия за 2010-2011 годы повысилась на 7,93%;

N общая рентабельность предприятия за 2011-2012 годы снизилась на 15,8%.

Некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования  основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ  при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой  прирост в общей рентабельности предприятия.

2.2 Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Бива»

Исходя из определения, рентабельность – показатель, отражающий, насколько эффективно предприятие  ведет свою производственно-финансовую деятельность. И вне зависимости  от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего:

- совершенствование системы  управления производством в условиях  рыночной экономики;

- повышение эффективности  использования ресурсов предприятия;

- совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Доходность предприятия  по производству продукции рассматривается  как коэффициент соотношения  цен единицы продукции и единицы ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.

Крупные предприятия  главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются  понижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов – машин, оборудования и т.д.

На ОАО «Бива»,  в условиях когда предприятие само не может контролировать цены на всю свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно – росту прибыли. В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% (228 млн.руб.).

Показателем, характеризующим  деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции. Рассчитывается он как отношение полной себестоимости к стоимости товарной продукции. На ОАО «Бива» он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. соответственно за девять месяцев 2012 и 2011 годы, что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.

Одним из факторов, способным  реально повлиять на рост рентабельности может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это  может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

Цены на данные товары, по которым фактическая рентабельность превышает предельно установленный  уровень, должны быть пересмотрены в  сторону снижения.

Таким образом, на ОАО  «Бива» резервы роста рентабельности еще существуют. Но с учетом того, что рентабельность продукции на ОАО «Бива» напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

В настоящее время, когда  в стране наблюдается диспаритет цен, в том числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе. Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика. Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных «ниш», совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что ОАО «Бива»,  производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

- уменьшению ресурсозатрат,  ведущее к снижению себестоимости;

- уменьшению остатков  нереализуемой продукции;

- ускорению оборачиваемости  оборотных средств;

- снижению затрат на  рубль товарной продукции;

- росту прибыли за  счет эффекта масштаба, а не  повышения цен на продукцию;

- увеличению в номенклатуре  продукции доли более рентабельных  изделий.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены анализ прибыльности и анализ рентабельности, в чем состоит их взаимосвязь, какими показателями они характеризуются. Также был проведен факторный анализ прибыли и рентабельности на примере предприятия хлебокомбината ОАО «Бива» и выявлены пути и методы увеличения рентабельности.

Делая вывод о проделанной работе, хочется отметить, что в результате анализа деятельности ОАО «Бива» было выявлено, что по сравнению с аналогичным периодом 2010, 2011, 2012 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.

Прибыль от реализации товарной продукции находится под влиянием ряда факторов – изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора – изменения отпускных цен и изменения себестоимости продукции, влияние первого фактора увеличило прибыль от реализации в 2012 году к 2011 году на 104 790 тыс.руб., в 2011 году к 2010 году на 225 925 тыс.руб., второго уменьшило последнюю на 1 110 890 тыс.руб.

Качественный анализ демонстрирует, что прибыль от реализации товарной продукции на ОАО «Бива» возрастает лишь за счет фактора изменения цены.

Анализ деятельности ОАО «Бива» продемонстрировал, что  рентабельность производства за анализируемый  период снизилась на 15,8%,  что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств.

Неудовлетворительным  следует признать также пути распределения  чистой прибыли на предприятие. Из-за того, что практически вся она  используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные отчисления, которые не способны создать условия для расширенного воспроизводства.

Таким образом, в целях  совершенствования механизмов  формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

- повышение эффективности  использования ресурсов;

- совершенствование системы  управления оборотными средствами;

- уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

- уменьшению остатков  нереализованной продукции;

- ускорению оборачиваемости  оборотных средств;

- снижению затрат на  рубль товарной продукции;

- росту прибыли за  счет эффекта масштаба, а не  повышения цен на продукцию;

- совершенствование системы  управления производством.

Реализация этим мер  позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению  эффективности деятельности предприятия  в целом.

Список используемой литературы:

1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 366 с.

2. Васильева Л. С., Петровская М. В. Финансовый анализ. - M.: Кнорус, 2010. – 532 с.

3. Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник. - М. : ТК Велби, Проспект, 2010. – 360 с.

4. Грузина Э.В., Быкова Т.Л., Кузнецова Н.В., Фадеева А.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – 420 с.

5. Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и Сервис, 2011. – 336 с.

6. Дроздов В. В. Экономический анализ: Практикум. - СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

Информация о работе Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь