Анализ рентабельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет более подробно рассмотрена рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, т.к. показывает финансовый результат деятельности организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Значение, задача анализа показателей прибыльности и безубыточной работы предприятия ........................................................................................................... 5
1.1. Значение прибыли .......................................................................................... 5
1.2. Задача анализа показателей прибыльности, деловой активности и эффективности деятельности предприятия ........................................................ 7
2. Общие понятия рентабельности ...................................................................... 8
2.1. Определение рентабельности ....................................................................... 8
2.2. Группы показателей рентабельности ........................................................... 9
2.3. Рентабельность как показатель эффективности предприятия.................... 10
2.3.1. Оценка рентабельности............................................................................... 12
2.3.2. Планирование показателей рентабельности ............................................. 12
2.3.3. Запас финансовой прочности ..................................................................... 16
2.3.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности ......................................................................................... 16
2.3.5. Резервы увеличения рентабельности ........................................................ 17
2.3.6. Порог рентабельности ................................................................................ 18
2.3.7. Эффект операционного рычага .................................................................. 18
2.4. Динамика изменения прибыли на исследуемом предприятии .................. 19
2.4.1. Анализ рентабельности предприятия ........................................................ 19
2.4.2. Факторный анализ рентабельности ........................................................... 23
2.4.3. Трехфакторная модель анализа рентабельности ..................................... 26
2.4.4. Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности ................................................................... 27
Заключение ............................................................................................................. 30
Список использованной литературы .................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс_рентабельность.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РФ

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

Кафедра   Бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

Студентка   курса

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Тема: «Анализ рентабельности организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск, 2010

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..              3

1. Значение, задача анализа показателей прибыльности и безубыточной работы предприятия ...........................................................................................................              5

1.1. Значение прибыли ..........................................................................................              5

1.2. Задача анализа показателей прибыльности, деловой активности и эффективности деятельности предприятия ........................................................              7

2. Общие понятия рентабельности ......................................................................              8

2.1. Определение рентабельности .......................................................................              8

2.2. Группы показателей рентабельности ...........................................................              9

2.3. Рентабельность как показатель эффективности предприятия....................              10

2.3.1. Оценка рентабельности...............................................................................              12             

2.3.2. Планирование показателей рентабельности .............................................              12

2.3.3. Запас финансовой прочности .....................................................................              16

2.3.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности .........................................................................................              16

2.3.5. Резервы увеличения рентабельности ........................................................              17

2.3.6. Порог рентабельности ................................................................................              18

2.3.7. Эффект операционного рычага ..................................................................              18

2.4. Динамика изменения прибыли на исследуемом предприятии ..................              19             

2.4.1. Анализ рентабельности предприятия ........................................................              19

2.4.2. Факторный анализ рентабельности ...........................................................              23

2.4.3. Трехфакторная модель анализа рентабельности .....................................              26

2.4.4. Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности ...................................................................              27

Заключение .............................................................................................................              30

Список использованной литературы ...................................................................              32


Введение

 

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и во избежание банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей.

Аналитические данные более полезны, если они выражены в виде соотношений различных видов активов и пассивов. Динамика таких соотношений со всех сторон характеризует деятельность организаций. Данные соотношения и представляют собой относительные коэффициенты. Коэффициенты можно разбить на группы, характеризующие рентабельность, деловую активность, финансовое положение организации, состояние организации на рынке ценных бумаг. На основе данных бухгалтерской отчетности могут быть рассчитаны десятки коэффициентов. Для решения возникшего вопроса обычно достаточно бывает рассчитать несколько коэффициентов из множества возможных, их выбор определяется целью того или иного исследования.

В данной курсовой работе будет более подробно рассмотрена рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, т.к. показывает финансовый результат деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение, задача анализа показателей прибыльности и безубыточной работы предприятия

 

1.1. Значение прибыли

Прибыль - основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств. На рис. 1.1 показаны два основных канала участия прибыли в распределительном процессе, определяющих пропорции, в которых прибыль изымается и используется самим предприятием.

 

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

      в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

      используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской дея­тельности и производительности труда;

      выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности фак­торов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприяти­ем от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих фак­торов — доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе до­черних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, в определенной мере цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях. Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и. коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

Многие экономисты рассматривают прибыль как важнейший мотивационный признак предпринимательской деятельности.

Однако существуют и альтернативные точки зрения. Крупнейший собственник начала XX в. Генри Форд считал: "Мотив только лишь прибыли, хотя и считается прочным и практическим, на самом деле вовсе не практичен, ибо, как уже мы говорили, целью его является повышение цен для потребителя и уменьшение заработной платы. Вследствие этого он постоянно суживает рынок сбыта и, в конце концов, удушает сам себя. Этим и объясняются многие трудности, испытываемые за границей".

Таким образом, зависимость между ценой и прибылью определяет приори­теты финансовой политики предприятий. Значение прибыли для воспроиз­водственных процессов Г.Форд определил следующим образом: "Принцип обслуживания требует, чтобы размер прибылей определялся разме­рами необходимого восстановления и расширения. Границы прибыли подвижны, но они все же — границы... Опасаться надо таких предприятий, которые не рас­тут - ибо это значит, что они не оказывают услуг".

1.2. Задачи анализа показателей прибыльности, деловой активности и эффективности деятельности предприятия

При проведении анализа прибыли на современном этапе развития экономики перед экономическими службами стоят такие задачи:

      оценка реальности и напряженности бизнес-плана по прибыли с учетом плана относительно выпуска продукции и изменений остатков нереализованной товарной продукции на начало и конец периода (проверка обоснованности плана прибыли);

      проверка выполнения бизнес-плана по чистой прибыли в целом и в разрезе ее составных (оценка выполнения плана прибыли и выяснение зависящих и не зависящих от данного трудового коллектива причин, вызвавших отклонение от плана);

      оценка изменения прибыли в динамике за несколько лет с целью выявления ее закономерности и тенденций (рассмотрение источников получения прибыли, отражают ли они положительные или отрицательные стороны хозяйственной деятельности);

      расчет влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции как основной составной прибыли;

      выявление причин возникновения убытков от другой операционной деятельности;

      выявление резервов дальнейшего роста прибыли и на этой основе повышения уровня рентабельности (доходности) предприятия, разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов и контроль за их выполнением.

Для проведения анализа прибыли следует использовать такие источники информации финансовой отчетности: «Баланс»; «Отчет о финансовых результатах»; бизнес-план; «Отчет о собственном капитале».

Для более глубокого (детальнейшего) анализа прибыли целесообразно использовать данные бухгалтерского учета, информацию, которая помещается в первичных документах о финансовых результатах деятельности предприятия.

 

 

2. Общие понятия рентабельности

 

2.1 Определение рентабельности.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. [Финансы предприятий. А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин, - М. : ИНФРА, 2002г.].

По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Информация о работе Анализ рентабельности организации