Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Аудитор должен найти ошибки и определить неточности в ведении учета и отчетности на предприятии, установить причины их допущения и принять меры по их исправлению.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

Ведение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проведения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности…………………………………… 6
1.1. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита………………………………6
1.2. Проверка основных средств………………………………….10
1.3. Проверка материально-производственных запасов……..…16
1.4. Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности..19
Глава 2. Аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Якутгазпром»…….…………………………………… 22
2.1. Краткая характеристика ОАО «Якутгазпром»…………..….22
2.2. Финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Якутгазпром» за 2013 год …………………………………………………………………….24
2.3. Ценообразование ОАО «Якутгазпром»……………………..32
2.4.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Якутгазпром»…………………………………………………………….……34
2.5. Расчеты с бюджетом ОАО «Якутгазпром»…………………40
2.6. Численность и оплата труда ОАО «Якутгазпром»…………41
2.7. Производственная деятельность ОАО «Якутгазпром» …………………………………………………………………………………….43
2.8. Капитальное строительство и ремонт ОАО «Якутгазпром»..52
Аудиторское заключение …………………………………………….55
Выводы…………………………………………………………………62
Список используемой литературы………………………………… 72
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

аудит.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

• производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

• прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица.

Особенность проведения аудита в данном случае заключается в анализе уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. При планировании аудита обращается внимание на признаки наличия условий или событий, вызывающих сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно. Последствия выявленных условий и событий учитываются при проведении оценки риска, следовательно, и при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.

На каждой стадии устанавливаются свои цели и задачи проведения аудита.

Так, на стадии процедуры наблюдения аудитор проверяет достоверность. Основанием служат данные, характеризующие финансовое положение организации.

На стадии процедуры финансового оздоровления аудитор должен определить рациональность и оптимальность мероприятий, включенных в план финансового оздоровления, а также подтвердить соответствие совершаемых операций по выводу организации из кризисной ситуации.

На стадии процедуры внешнего управления аудитором должна быть подтверждена обоснованность, рациональность, оптимальность и соответствие законодательству РФ плана мероприятий внешнего управления. В план внешнего управления включены мероприятия восстановления платежеспособности: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника.

На стадии конкурсного производства аудитором подтверждается достоверность данных ликвидационного баланса и соответствие порядка оформления и отражения совершаемых операций, связанных с его формированием, законодательству РФ.

Но в системе антикризисного управления ряд процедур определяют как функции аудита кризисного предприятия.

О. В. Ковалевой, Ю. П. Константиновым дано определение аудита кризисного предприятия: это системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения.

К функциям аудита кризисного состояния относят: диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятий из кризиса, контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Целью аудита кризисного предприятия, по мнению О. В. Ковалевой и Ю. П. Константинова, является оказание содействия администрации по выходу предприятия из кризиса.

Ими же выделены следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:

• анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности предприятия;

• формирование мнения о степени развития кризисной ситуации не предприятии на момент завершения диагностики и на перспективу;

• обоснование антикризисной стратегии управления предприятия;

• разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу предприятия из кризиса;

• организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

• оценка эффективности выполнения антикризисной программы.

Также были выделены основные этапы проведения аудита кризисного предприятия:

1) подготовка к проведению аудита;

2) планирование аудита;

3) диагностика состояния объекта исследования;

4) разработка антикризисной программы;

5) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

6) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).

На первом этапе проводится сбор необходимой информации, для того чтобы иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности ведения бизнеса на отраслевом и региональном уровне, характере и суммах обязательств.

При планировании аудита рассчитывают уровень существенности и аудиторский риск.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное отклонение фактических показателей финансового состояния предприятия от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисного предприятия означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода предприятия из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты.

На этапе диагностики кризисной ситуации путем реализации комплекса исследовательских процедур определяется реальное состояние предприятия, выявляются причины и факторы кризиса.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисного предприятия включает следующие этапы:

• подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании предприятия;

• выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта;

• обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта;

• количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев);

• документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных).

Информация для диагностики должна быть полностью сопоставима по годам изучаемого периода и реальна с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих на предприятии.

Для проведения диагностики кризисного состояния предприятия аудитором может быть составлен классификатор симптомов, причин, факторов кризисных явлений. Такой классификатор поможет аудитору установить наиболее вероятные факторы и причины ухудшения экономической ситуации на предприятии, по тем симптомам, которые будут обнаружены в процессе проведения диагностики и при подготовке антикризисных мероприятий.

При разработке антикризисной программы аудиторы выполняют обоснование антикризисной стратегии управления, подготовку инвестиционных проектов, формулирование рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия, внедрению системы бюджетирования и др.

На следующем этапе осуществляются аудиторские процедуры по контролю выполнения администрацией и сотрудниками предприятий антикризисных мероприятий и оценке эффективности реализации антикризисной программы.

Все этапы проведения аудита кризисного предприятия документируются. Это необходимо для качества и контроля проведения аудита, отражения полноты информации о проделанной работе, недопущения пропусков данных.

При проведении аудита составляется промежуточная информация для руководителей предприятия, разрабатывается антикризисная программа по выходу предприятия из кризисной ситуации.

На заключительном этапе аудита кризисного предприятия производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения (отчета). В аудиторском заключении отражаются следующие сведения: кому адресовано заключение; цели аудита; краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту; описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономических проектов; оценка эффективности реализации антикризисной программы; прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.

Для того чтобы выявить глубину и причины несостоятельности предприятий, необходимо проанализировать финансовое положение предприятия. Следовательно, одной из целей аудиторской проверки является аудит финансового состояния.

Аудит финансового состояния предприятия предполагает комплексную оценку его деятельности на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретного предприятия показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ их динамики, изучение влияния каждого из них на величину комплексного показателя.

Аудит финансового состояния начинают с предварительной оценки достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, рекомендуются следующие аудиторские процедуры:

• ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

• провести анализ учетной политики экономического субъекта;

• ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

• убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

• провести анализ системы внутреннего контроля;

• оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;

• провести необходимые аналитические процедуры;

• направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

• организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

• ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

• в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

• рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.

В конечном итоге нужно согласиться с мнением авторами литератур по аудиту о том, что аудит имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).

Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 21 июля 2011 г.)

2. Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ, принят ГД ФС РФ  от 16.07.1998 г. (ред. от 23.12.2010 г.)

3. Федеральный закон от 7 августа 2007 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря

2010 г.)

4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.)

5. Постановление Правительства  РФ от 6 февраля 2010 г.  
«О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности Российской Федерации»

6. Постановление Правительства  РФ от 23 сентября 2008 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изменениями от 4 июля 2009 г., 7 октября 2010 г., 16 апреля 2011 г.)

Информация о работе Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций