Аудиторские проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность тем работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, а аудиторские доказательств аи аудиторская выборка являются мощным инструментов в аудите финансовой отчетности. Объектом исследования стала аудиторская деятельность по проверке бухгалтерской отчетности, аудиторские доказательства и аудиторская выборка а предметом - соответствие бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, и сущность аудиторских доказательств и аудиторской выборки.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2013 аудит.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

-  надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также ее влияние на планируемые аудиторские процедуры.[7]

В случае если анализ обнаруженных искажений установил, что у многих из них есть общие характеристики, аудитор может принять решение выявить все элементы генеральной совокупности, которые обладают общей характеристикой, и провести аудиторские процедуры к сформированной страте.

Аудитор признает ошибку аномальной, когда он в достаточной мере уверен, что она не является представительной по отношению к генеральной совокупности.

По результатам аудиторских процедур по существу проверки элементов отобранной совокупности аудитор должен экстраполировать выявленные ошибки, оценивая их полную возможную величину во всей генеральной совокупности. Аудитору необходимо проанализировать воздействие экстраполированной ошибки на цели конкретного теста и на другие области аудита, а также сравнить ее с допустимой ошибкой. Допустимая ошибка для процедуры проверки по существу является допустимым искажением и представляет сумму, меньшую или равную существенности на уровне отдельных показателей финансовой отчетности или сальдо счетов, групп однотипных операций.[2]

Полная прогнозная величина ошибки определяется по формуле:

ОШп = ОШв * (ОС — ЭН — ЭК) / СЭВ + ОШн + ОШк

При отсутствии наибольших и ключевых элементов в рассматриваемой совокупности полная прогнозная ошибка рассчитывается по следующей формуле:

ОШп = ОШв * ОС / СЭВ

В зависимости от соотношения величины полной прогнозной ошибки и уровня существенности возможны различные действия аудитора (табл. 6.7).Прил.6

Если анализ результатов проверки отобранной совокупности показывает, что необходимо пересмотреть предварительную оценку соответствующей характеристики генеральной совокупности, то аудитор может:

- обратиться к руководству аудируемого лица с просьбой проанализировать выявленные ошибки, рекомендовать руководству аудируемого лица принять меры к обнаружению в данной области учета других ошибок, а также произвести необходимые корректировки;

- видоизменить запланированные аудиторские процедуры;

-рассмотреть влияние результатов проверки отобранной совокупности на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

В рабочих документах отражаются все стадии проведения выборки и анализ ее результатов.[2]

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРОВЕРКА СООТВЕТСТИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1. Методика, нормативная база, цели и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности

Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

- предварительное планирование;

- подготовка и составление плана;

- подготовка и составление программы.

На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объемы и порядок проведения аудиторской проверки.

При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности.

Содержание плана аудита системы бухгалтерского учета может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудиторского лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.[7]

При разработке плана аудитора системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

- особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

-    общий уровень компетентности руководства;

-    учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

-    влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

-    ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

- существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Таким образом, программа является более подробным развитием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточно для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.

Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.[8]

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета, для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия (критериями выбора служат максимальные суммы по оборотам и сальдо счетов бухгалтерского учета), и, основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;

соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.

2.2. Цели и задачи аудита

Цель аудита - установить соответствие составления бухгалтерской отчетности организации требованиям действующего законодательства.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

- установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;

- охарактеризовать системы документации и документооборота;

- дать оценку учетной политики предприятия.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" 402-ФЗ руководители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

-передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

 вести бухгалтерский учет  лично.

Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.[15]

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуществами которой является возможность оперативной обработки значительных массивов информации, реализация принципа однократного ввода информации в систему, возможность получения разнообразных отчетов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.[10]

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета  и отчетности;

Информация о работе Аудиторские проверки