Организация подготовки аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:28, диссертация

Краткое описание

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), учреждения и т.д. При этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения аудиторской проверки. Исключение составляют случаи, установленные в законе №307 ФЗ, ст.5 и 3 п.4

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_IV.docx

— 84.17 Кб (Скачать файл)

Тема IV: Организация подготовки аудиторской проверки.

№1. Выбор аудитора экономическим субъектом.

Аудиторские услуги могут  быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), учреждения и т.д. При  этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фирму  для оказания аудиторских услуг  или проведения аудиторской проверки. Исключение составляют случаи, установленные в законе №307 ФЗ, ст.5 и 3 п.4. В соответствии с ФЗ «Об Аудиторских организациях» аудитора акционерного общества утверждает собрание аудиторов.

Выбор аудитора зависит  от целей их привлечения:

  • Только получение аудиторского заключения для предъявления его ФИС в состав годовой бухгалтерской финансовой отчетности для организаций, отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
  • Планировать компанией размещение своих ценных бумаг на международных фондовых рынках.
  • Получение квалифицированной помощи - проверка бухгалтерской финансовой отчетности перед сдачей в налоговые органы, практические советы по исправлению выявленных нарушений и после этого получение аудиторского заключения.

Основными критериями выбора аудиторской организации  являются:

  • Соблюдение правил независимости индивидуального аудитора , аудиторской организации, руководителей, должностных лиц и аудиторов от организаций - заказчиков, их руководителей и должностных лиц, отвечающих за соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской финансовой отчетности и их близких родственников;
  • Наличие у аудиторской организации достаточного числа сотрудников (аудиторов) для проведения аудиторской проверки организации соответствующего размера;
  • Наличие положительных рекомендаций от других клиентов, реклама;

 

  • Отсутствие претензий к аудиторской организации или аудитору – предпринимателю со стороны других клиентов, СРОА, налоговых и иных контролирующих органов;
  • Наличие у аудиторской организации договора страхования риска ответственности за нарушение договора на аудит;
  • Продолжительность работы индивидуального аудитора, аудиторскую фирму (АФ) (лучше выбрать АФ, работающую более 3-х лет, так как за этот период она уже наработала определенный опыт и технологию проведения аудита);
  • Устойчивость индивидуального аудитора, аудиторской организации на рынке: поинтересоваться о выручке за последние несколько лет, а так же о клиентах. Можно проанализировать рейтинги аудиторских фирм за несколько лет, например,  в средствах массовой информации или на сайте агентства «Эксперт РА»;
  • Квалификацию сотрудников индивидуального аудитора, аудиторской организации. Для этого можно подготовить несколько важных вопросов из практики работы своего предприятия и задавать их на предварительных переговорах, пред шествующих заключению договора;
  • Уровень цен предоставляемые на услуги;
  • Сроки исполнения работ и т.д.

После того как предприятие  сделало свой выбор, ему следует  направить аудитору официальное  именное письмо-предложение о  проведении аудита или сообщить о готовности к сотрудничеству иным способом.

Аудитор, рассмотрев полученное предложение, направляет экономическому субъекту письмо о проведении аудита до заключения договора для документального подтверждения согласия на проведение аудита и разъяснения его условий. Для разовых соглашений между аудитором и экономическим субъектом письмо-обязательство является офертой.

 Письменное подтверждение  экономическим субъектом своего  согласия на условия письма  о проведении аудита является акцептом.

 В случае если потенциальный  клиент в самый последний момент  передумал заключать договор  на аудиторскую проверку с  данной аудиторской фирмой (аудитором), он направляет аудиторской фирме  (аудитору) извещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве оферты поступило раньше или одновременно с самой офертой, оферта считается аудиторской фирмой (аудитором) не полученной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2. Выбор клиентов аудиторами

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют  право выбора клиентов. Им следует  определить, будут ли они заключать  договор с клиентом, на этапе предварительного планирования аудита.

Таким образом, предварительная  деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении  сотрудничества с клиентом, то есть с выбора клиентов.

Чтобы снизить риск неудачи  аудиторской проверки, аудиторы и  аудиторские фирмы должны иметь  надежные критерии оценки потенциальных  клиентов.

Неудачный, непродуманный  выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным  издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора.

Клиентов аудиторов можно  условно разделить на 2 типа, в  зависимости от взаимоотношений  «клиент- аудитор» в ходе аудиторской  проверки:

    1. Формальный – официальный
    2. Неформальный

Тип клиента определяется до заключения договора на аудит.

Типы клиентов:

  1. Формально – официальный– клиенты, которые не собираются устанавливать с аудиторами тесные контакты, сотрудничество и требует быстрого проведение аудита. В этом случае и аудиторы должны по результатам проведенного аудита составить аудиторское заключение с минимальными затратами для клиента ( в минимальные сроки).
  2. Неформальный клиент – клиенты, которые наоборот, устанавливают с аудиторами тесный контакт и ждут от них квалифицированной помощи. В этом случае, как правило, аудиторы не только проводят проверку, но и оказывают клиенту прочие услуги связанные с аудиторской деятельностью.

К числу основных процедур отбора клиентов относятся:

  • Виды деятельности клиента и оценка характера отрасли, чтобы оценить свои возможности;
  • Размер организации (численность персонала, объем документооборота, наличие филиалов и обособленных подразделений), чтобы скомплектовать соответствующую бригаду аудиторов для проведения аудита;
  • Определение цели аудиторской проверки у данного клиента;
  • Выявление особенностей руководителей:
      • Готовность руководства организации предоставлять всю необходимую информацию для проверки;
      • Готовность руководства организации вносить изменения (исправления) в учет и отчетность по результатам проведенного аудита. Аудиторы имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
  • Предварительно оценить трудоемкость, сложность аудита и аудиторский риск;
  • Оценка причины смены аудиторов;
  • Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями;
  • Выявление характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации бухгалтерской финансовой отчетности потенциального клиента;
  • Экспресс – анализ бухгалтерской финансовой отчетности;
  • Предварительное знакомство с состояние бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности и другое.

Если результаты этих процедур определят высокий риск аудита и  задача аудита окажется очень сложной  и трудоемкой для аудитора, то клиент на обслуживание приниматься не должен.

В аудиторской организации  должны быть установлены принципы и  процедуры, регулирующие порядок решения  вопросов о принятии на обслуживание нового клиента или продолжение  сотрудничества с уже существующим клиентом.

Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом для чего изучают:

  • Учредительные документы;
  • Виды деятельности;
  • Учетную политику организации и т.д.

Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем  и специалистами организации, проведение экспресс аудита путем устного тестирования.

Необходимо ознакомиться также с  бухгалтерской финансовой отчетности, ее основными понятиями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период. 

На стадии предварительного планирования, с руководством экономического субъекта,  должны быть обсуждены  и согласованы  соответствующие  организационные вопросы, связанные  с созданием нормальных условий  для работы и оплатой указанных  услуг.

Аудитор (аудиторская организация) должен (должна) также проверить  и соблюдение правил независимости. 

Аудиторская проверка не может проводиться:

  1. аудиторами, являющимися:
    • учредителями;
    • собственниками или акционерами;
    • руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
  1. аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся:
    • их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;
    • их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю аудиторской фирмы, а также аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является:
    • учредителем;
    • собственником или акционером;

3) аудиторами и аудиторскими  фирмами, оказывающими данному  экономическому субъекту услуги  по ведению бухгалтерского учета  или составлению финансовой отчетности.

 

 Если перечисленные  обстоятельства будут выяснены  после заключения договора на  проверку или выдачи поручения,  договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

 При умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с заключением договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.

 По итогам предварительного  планирования аудиторская организация  должна решить, согласна ли она  работать с данным клиентом. На  принятие этого решения влияют  несколько факторов. Во-первых, аудиторская  организация должна убедиться  в принципиальной возможности  проведения аудита. Во-вторых, аудитор  должен оценить субъективные  факторы, влияющие на его желания  работать с клиентом: репутация  клиента, платежеспособность и  т.д. В-третьих, аудитор должен  оценить наличие в своей организации необходимых кадров.

 Если по итогам предварительного  планирования аудиторская организация  и экономический субъект пришли  к соглашению о возможности  аудита и согласовали принципиальные  моменты его проведения, они должны  перейти к документальному оформлению  своих взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3: Понимание  деятельности аудируемого лица.

Согласно ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности» аудитор должен обладать соответствующими знаниями или получить знания о деятельности аудируемого лица в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение. Данная информация должна использоваться аудитором также при оценке неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур.

Приобретение информации о деятельности аудируемого лица — это непрерывный процесс сбора и оценки сведений, а также соотнесение их с аудиторскими доказательствами и полученными данными на всех стадиях аудита. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения аудиторского задания, включает информацию об экономике в целом и той области деятельности, в которой работает аудируемое лицо, а также более конкретные сведения о том, каким образом функционирует аудируемое лицо.

Получение информации. До заключения договора аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и работе аудируемого лица и определить, может ли он получить необходимый объем информации о деятельности аудируемого лица для проведения аудита.

После заключения договора аудитору следует расширить объем и степень детализации информации, поэтому в ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.

Знания о деятельности аудируемого лица приобретаются за счет непрерывного сбора и оценки информации и соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.

При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверках данного аудируемого лица аудитор обновляет и заново оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочих документов за предыдущие годы. Аудитор должен также выявить значительные изменения, имевшие место после проведения предыдущей аудиторской проверки.

Аудитор может получать сведения о деятельности аудируемого лица из разных источников:

  • предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и его областью деятельности;
  • беседы с сотрудниками аудируемого лица;
  • беседы с внутренними аудиторами и изучение отчетных документов внутренних аудиторов;
  • беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной области деятельности;
  • беседы со специалистами, не относящимися к данному аудируемому лицу (например, экономистами данной отрасли, представителями отраслевых регулирующих органов, заказчиками, поставщиками, конкурентами);
  • публикации, относящиеся к данной области деятельности (например, государственные статистические данные, обобщающие материалы, статьи, профессиональные журналы, отчеты, подготовленные банками и участниками рынка ценных бумаг, финансовые газеты);
  • нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица;
  • посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;
  • документы, непосредственно подготовленные аудируемым лицом (например, протоколы заседаний; материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные регулирующим органам; рекламные материалы; финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы; сметы; внутренние отчеты руководства; промежуточные отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтерского учета и системам внутреннего контроля; рабочий план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж).

Информация о работе Организация подготовки аудиторской проверки