Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:33, курсовая работа
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с аудита материалов инвентаризации расчетов.
Введение………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретические основы аудита……………………………...4
Сущность и виды аудита………………………………………..4
Цели и задачи аудита……………………………………..……..6
Раздел 2. Аудит дебиторской и кредиторской задолженности……10
2.1. Нормативные документы по регулированию учета дебиторской и кредиторской задолженности……….........................10
2.2. Источники информации для проверки………………………11
2.3. Программа аудита дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………...14
2.4. Типичные ошибки……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………...29
10. Инструкция МНС РФ от 15 июня 2000 г, № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятии и организации», и другие.
2.2. Источники информации для проверки.
Источниками информации для проведения аудита расчетов поставщиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторам являются: регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга), регистры синтетического и аналитического учета расчетов, первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы — приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.
В ходе аудита
данного раздела учета подлежат
проверке: поступление товарно-
В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.
При применении
на предприятии журнально-ордерной
формы бухгалтерского учета, все
операции по расчетам с поставщиками
и подрядчиками отражаются в журнале-ордере
№ 6. При ведении учета с
Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:
Основные источники информации для проверки данного раздела учета:
2.3. Программа аудита дебиторской и кредиторской задолженности.
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:
План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
Программа аудита дебиторской и кредиторской задолженности:
При проведении аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками — необходима правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.
Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договоры с поставщиками отличает одна существенная особенность: предмет этих договоров — приобретение вещи или вещных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров — достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.
Экспертиза договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура — подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.
Учитывая все эти факторы, аудитору следует очень ответственно подходить к правовой оценке договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.
Расчеты с покупателями и заказчиками составляют, как правило, основную массу расчетов по появлению дебиторской задолженности предприятия. Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Счет 62 «Расчеты
с покупателями и заказчиками» дебетуется
в корреспонденции со счетами 90 «Продажи»,
91 «Прочие доходы и расходы» на суммы,
на которые предъявлены
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется:
Аудитор должен проверить правильность учета с покупателями и заказчиками:
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует со счетами:
Отражена
стоимость отгруженных товарно-
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 90/1 «Выручка».
Отражена
сумма задолженности
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 91/1 «Прочие доходы».
Отражен возврат покупателям излишне полученной у них суммы:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 50, 51, 52 счета денежных средств
Поступили платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им продукцию, работы, услуги:
Дт 50, 51, 52 счета денежных средств
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
5.Уменьшена
задолженность перед
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
6.Зачтены
суммы полученных от
Дт 62, субсчет «Авансы полученные»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
7. Отражено
списание дебиторской
Дт 91/2 «Прочие расходы»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
8. Списание
дебиторской задолженности за
счет образованного ранее
Информация о работе Аудит дебиторской и кредиторской задолженности