Аудит дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с аудита материалов инвентаризации расчетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретические основы аудита……………………………...4
Сущность и виды аудита………………………………………..4
Цели и задачи аудита……………………………………..……..6
Раздел 2. Аудит дебиторской и кредиторской задолженности……10
2.1. Нормативные документы по регулированию учета дебиторской и кредиторской задолженности……….........................10
2.2. Источники информации для проверки………………………11
2.3. Программа аудита дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………...14
2.4. Типичные ошибки……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (2).docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам»

Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

9. Получено  извещение банка об оплате  векселя покупателя:

Дт 66, 67 «Расчеты по кратко - долгосрочным кредитам и займам»

Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

При аудиторской  проверке операций по расчетам с покупателями и заказчиками устанавливают  тождество данных регистра по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по дебету счета 62 сверяются  с записями по кредиту счетов 90, 91, 60, 99.

Если  законом или договором купли-продажи  не предусмотрен особый порядок перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственности  переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кт сч. 90 «Продажи» независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения – «по оплате» или «по отгрузке». Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность отражения операций.

При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям договора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателям. Полнота  и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем  взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.

В ходе проверки анализируются факты просроченной дебиторской задолженности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолженности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обоснованность и правильность отражения. Суммы неистребованной кредитором задолженности подлежат списанию по истечении 4 месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров — как безнадежная дебиторская задолженность — на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

Аудитор проверяет наличие доказательств  фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный  суд не позднее 4 месяцев с момента  отпуска товаров, работ, услуг, документы  об оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т. п.).

Истребованная дебиторская задолженность может  числиться на балансе до истечения  срока исковой давности – 3 года (ст. 196 ГК РФ).

Аудитор должен проверить правильность учета  резерва по сомнительным долгам:

Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.

На сумму  создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы та сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами чета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего л периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» корреспондирует  со счетами:

По дебету: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

76 «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами»

91 «Прочие  доходы и расходы»

По кредиту: 91 «Прочие доходы и расходы»

    1. Аудит кредиторской  задолженности (расчетов с поставщиками и подрядчиками).

Ключевым  разделом в учете кредиторской и  дебиторской задолженности является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

На этом счете учитываются расчеты:

1. за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

2. за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т. е. так называемые неотфактурованные поставки;

3. за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, — когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков. Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;

4. за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

5. за все виды услуг связи;

6. генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;

7. генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).

Данный  перечень не является исчерпывающим.

Учет  на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связанные с  расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени  оплаты.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  кредитуется на стоимость принимаемых  к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции  со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», если его  использование предусмотрено учетной  политикой) или счетами учета  соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  производятся в корреспонденции  со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство.

За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. При получении документов от поставщика на ТМЦ возможны два варианта:

  • Если поступившие документы соответствуют условиям договора, предприятие производит дополнительную запись только на сумму НДС;
  • Если поступившие документы не соответствуют условиям договора, то предварительная бухгалтерская запись сторнируется, и производятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным документам. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств, т. е. оплату счетов.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения  необходимых данных по:

  • Поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • Поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам;
  • Авансам выданным;
  • Поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Сальдо  по счету 60 без учета сальдо по субсчету "Расчеты по авансам выданным" может быть только кредитовым.

Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим  направлениям:

  • Проверка наличия и правильности оформления договоров;
  • Проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг);
  • Проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги).

Аудитор устанавливает прежде всего наличие договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

Сделки, осуществляемые сторонами умышленно  без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или  несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой  организации.

Далее необходимо получить доказательства, что расчеты  с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в  соответствующем периоде, правильно  оценены и отражены в учетных  регистрах.

Сопоставляя данные первичных документов с данными  договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной  документацией, аудитор получает подтверждение  о полноте, своевременности и  правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг).

При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков  аудитор устанавливает:

  • Подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кассовым ордерам, выписками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, векселями, чеками и т. п.);
  • Подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.);
  • Соответствие данных платежных документов данным учетных регистров по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • Соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также правильность отражения в учетных регистрах.

Завершая  проверку расчетов с поставщиками и  подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оценку реальности сальдо.

  1. Заключительный этап.

Краткосрочная дебиторская  и кредиторская задолженность переводится  в долгосрочную в случаях, если по условиям договора сроки платежа  пересматриваются в сторону увеличения и становятся свыше 365 дней.

Долгосрочная дебиторская  и кредиторская задолженность переводится  в краткосрочную, когда по условиям договора срок до погашения задолженности  остается 365 дней и менее.

В аналогичном порядке  осуществляется перевод части долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности  в краткосрочную, если по условиям договора задолженность погашается частями  в разные периоды.

Резерв по сомнительным долгам создается по расчетам с другими  предприятиями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги, выданные авансы и прочую дебиторскую задолженность  с отнесением суммы резерва на финансовые результаты в составе  прочих расходов.

 

 

2.4. Типичные ошибки.

Типичные  ошибки и недостатки учета, часто встречающиеся в процессе аудита этого раздела:

  1. Несоблюдение финансовой дисциплины по расчетам.
  2. Несоответствие данных аналитического и синтетического учета.
  3. Необоснованное признание доходов и расходов организации.
  4. Неправомерное использование счета 76 вместо счетов 62 и 60.
  5. Несоблюдение сроков предъявления претензий.
  6. Неправильные корреспонденции счетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

При написании данной курсовой работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные  документы, регулирующие аудиторскую деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки расчетов с контрагентами, банками, подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями, с поставщиками и подрядчиками дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.

При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.

Информация о работе Аудит дебиторской и кредиторской задолженности