Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:03, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, что необходима четкая методика проведения аудиторской проверки кассовых операций, расчетного счета и других счетов в банке.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Определить сущность и выявить общие принципы организации аудита денежных средств;
• Изучить нормативно-правовую базу, используемую для проведения аудита денежных средств;
• Отобрать источники информации для аудиторской проверки по кассовым операциям, операциям с расчетным и другими счетами в банке;
• Составить план и программу аудиторской проверки денежных средств;
• Определить документальное оформление каждой из аудиторских процедур;
• Выявить типичные ошибки, возможные при проведении аудита.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты аудита денежных средств. 5
1.1. Сущность и общие принципы организации аудита 5
1.2. Нормативно-правовая база для проведения аудита 10
1.3. Источники информации для аудиторской проверки 13
Глава 2. Методика аудиторской проверки денежных средств. 16
2.1. План и программа аудиторской проверки операций по кассе 16
2.2. План и программа аудиторской проверки по счетам в банке 21
2.3. Типичные ошибки при ведении денежных средств 25
2.4. Документирование аудиторских процедур и результатов 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;
- формальное проведение
Таблица 3.
Вопросник для обследования учета кассовых операций.
№ |
Вопрос |
Вариант ответа |
Информация или документ, который следует запросить |
1 |
Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера |
Только главному бухгалтеру |
Образец подписи главного бухгалтера |
Уполномоченному лицу |
|||
2 |
Имеются ли письменные распоряжения предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подписи на приходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера |
Нет |
|
Да |
Письменное распоряжение руководителя Сроки действия полномочий Образцы подписей | ||
3 |
Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве руководителя организации |
Только главному бухгалтеру |
Образец подписи руководителя организации |
Уполномоченному лицу |
|||
4 |
Имеются ли письменные распоряжения руководителя организации о назначении уполномоченного лица ставить подписи на расходных кассовых документах в качестве руководителя организации |
Нет |
|
Да |
Письменное распоряжение руководителя Срок действия полномочий Образцы подписей уполномоченных лиц | ||
5 |
Ведется ли в организации журнал регистрации приходных кассовых ордеров |
Нет |
|
Да |
Журнал регистрации приходных кассовых ордеров | ||
6 |
Ведется ли в организации журнал регистрации расходных кассовых ордеров |
Нет |
|
Да |
Журнал регистрации расходных кассовых ордеров | ||
7 |
В каком размере банком установлен лимит денег в кассе |
Лимит остатка денег в кассе организации, установленный банком | |
8 |
Установлены ли руководителем организации сроки внезапной ревизии кассы приказом организации |
Нет |
|
Да |
Приказ об установлении сроков внезапной проверки | ||
9 |
Сменялись ли кассиры в организации в проверяемом периоде |
Нет |
|
Да |
|||
10 |
Была ли проведена ревизия при смене кассира |
Нет |
|
Да |
Акт ревизии кассы | ||
| |||
Продолжение Таблицы 3 | |||
№ |
Вопрос |
Вариант ответа |
Информация или документ, который следует запросить |
11 |
Назначена ли приказом руководителя организации комиссия для производства ревизии кассы |
Нет |
|
Да |
Приказ о начислении комиссии по ревизии кассы | ||
12 |
Соблюдались ли установленные сроки внезапной ревизии кассы |
Нет |
|
Да |
Акт внезапных ревизий кассы | ||
13 |
Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности |
Нет |
|
Да |
Договоры о полной материальной ответственности с кассирами | ||
14 |
Производит ли организация реализацию готовой продукции, товаров, работ, услуг населению за наличные |
Нет |
|
Да |
|||
15 |
Имеются ли в организации ККМ |
Нет |
|
Да |
Договоры о полной материальной ответственности с кассирами | ||
16 |
Зарегистрирован ли ККМ в налоговых органах |
Нет |
|
Да |
Карточки регистрации ККМ в налоговых органах | ||
17 |
Имеет ли организация договор с каким-либо центром технического обслуживания и ремонта ККМ |
Нет |
|
Да |
Договор с центром технического обслуживания | ||
18 |
Ведется ли в организации кассовая книга |
Нет |
|
Да |
Кассовая книга | ||
19 |
Получают ли сотрудники организации деньги от сторонних организаций по доверенности |
Нет |
|
Да |
ККМ | ||
20 |
Ведется ли журнал выданных доверенностей |
Нет |
|
Да |
Журнал учета выданных доверенностей | ||
21 |
Ведется ли журнал регистрации платежных ведомостей |
Нет |
|
Да |
Журнал регистрации платежных ведомостей | ||
22 |
Имеется ли в организации список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по организации |
Нет |
|
Да |
Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хоз. нужды | ||
23 |
При выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается ли срок, на который они выдаются |
Нет |
В общем случае по результатам опроса, а также непосредственного наблюдения за совершением операций по приему и выдаче денег из кассы у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.
План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана: предварительно определить объем и характер необходимых тестов; оценить затраты времени и труда по их проведению; достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.
Для детальной проверки движения денежных средств в кассе предприятия разработан общий план аудита, который служит руководством при разработке программы аудита. Аудиторскую проверку таких операций целесообразно проводить в следующей последовательности:
– изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;
– оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении хозяйственных операций, для этого:
– провести обследование состояния помещения кассы;
– изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;
– проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета хозяйственных операций по учету движения денежных средств.
Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа (Таблица 4), которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.
Таблица 4
Программа аудиторской проверки операций по кассе
Перечень аудиторских процедур |
Период (дата) |
Аудитор (ФИО) |
Используемые рабочие документы |
Характер проверки |
|
Сплошной | |||
|
Сплошной | |||
|
Сплошной | |||
|
Сплошной | |||
|
Выборочный | |||
|
Выборочный | |||
|
Выборочный | |||
|
Выборочный | |||
|
2.2. План и программа
аудиторской проверки по
При аудиторской проверке банковских операций особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. В соответствии, с которым организации обязаны хранить свои денежные средства (сверх наличного лимита) в обслуживающих учреждениях банков. Расчеты с учреждениями банка возникают в связи с хранением денежных средств на расчетном, текущем и других счетах, получение краткосрочных и долгосрочных ссуд, их погашением и переоформлением, претензиями к банку по ошибочным записям на счетах. Расчеты через учреждения банков между организациями осуществляются по безналичным формам расчета.
Наиболее полно выявляется соблюдение действующего законодательства при совершении банковских операций в ходе документальной проверки. Однако до начала документальной проверки целесообразно еще раз оценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковских операций. Это можно сделать путем устного или письменного тестирования (Таблица 5). Из данных вопросника аудитор делает вывод о состоянии системы бухгалтерского учета и внутреннего аудита банковских операций и определяет основные направления и методы проверки.
Проверка проводится по всем счетам, открытым предприятием в банках, и прежде всего по расчетному счету. В начале проверки обязательно сверяют остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность бухгалтерских проводок. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для проверяемой организации. Аудитор также проверяет:
- порядок ведения учетных
- ведутся ли регистры
- своевременность отражения в
регистрах синтетического
- производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка.
Таблица 5
Вопросник для обследования учета операций по счетам в банке
№ |
Направления и вопросы контроля |
Ответы | ||
Нет ответа |
Да |
Нет | ||
1 2 3
4 |
Условия: Открыты ли в других банках незарегистрированные счета? Заключен ли с банком договор о банковском счете? Лишены ли доступа к бланкам чеков, платежных поручений, не отвечающие за них лица? Запрещено ли подписывать чистые чеки? |
|||
5
6
7 |
Подтверждение: Проверяет ли главный бухгалтер выписки банка, счета-фактуры, накладные? Проверяют ли внутренние аудиторы соответствие проведенных операций договорным взаимоотношениям? Осуществляется ли ежемесячная сверка с банком и подтверждение сальдо средств на счетах? |
|||
8 9 10
11 |
Полнота: Нумеруются ли выписанные банковские документы? Регистрируются ли платежные документы в специальном журнале? Отражается ли поступление выручки от реализации продукции на расчетный счет согласно учетной политике? Обрабатываются ли и отражаются ежедневно выписки банка в учете? |
|||
12
13 |
Реальность: Осуществляет ли банк контроль за соблюдением платежно-расчетной дисциплины? Проверяют ли внутренние аудиторы подлинность банковских документов? |
|||
14 |
Разрешение: Подписываются ли банковские документы руководителем и главным бухгалтером? |
|||
15 |
Точность: Проверяют ли внутренние аудиторы точность отражения операций по оприходованию и списанию денег на банковских счетах? |
|||
16 |
Проверяет ли главный бухгалтер соответствие данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях? |
|||
17 |
Классификация: Разработан ли примерный проект отражения банковских операций на счетах бухгалтерского учета? |
|||
18
19 |
Учет: Проверяет ли главный бухгалтер своевременность и правильность отражения данных выписок банка в регистрах бухгалтерского учета? Верно ли отражаются в учете аккредитивы и расчеты по чекам из (не) лимитированных чековых книжек? |
|||
20 |
Периодизация: Датируются ли платежные документы в журнале регистрации по дате указанной в документе? |
Для учета операций в валюте предусмотрен счет 52 «Валютные счета», записи операций на котором ведут в валюте платежа (доллары США, евро и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств. При этом к счету 52 могут быть открыты следующие субсчета: 52-1 «Валютные счета внутри страны», 52-2 «Валютные счета за рубежом».
В соответствии с действующим законодательством основными формами расчетов по внешнеэкономической деятельности являются: предоплата, инкассо, расчеты через аккредитив, открытый счет.
Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:
- как зачислялась валютная
- законно ли открыты валютные счета;
- соответствуют ли сумм по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах;
- правильно ли применялись
- своевременно ли
- правильно ли оплачено
- правильно ли отражены в учете операции по покупке и продажи валюты;
- правильно ли рассчитаны и отнесены курсовые разницы;
- правильно ли перечислены
Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.
Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо проверить:
- правильность и законность
применения аккредитивной
- правильность документального
оформления операций, оплаченных
чеками из лимитированных и
не лимитированных чековых
- наличие депозитных
- полноту и правильность
- предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
- правильность составления
- соответствие записей в
2.3. Типичные ошибки при ведении денежных средств
Возможны следующие нарушения при ведении операций по кассе: