Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель: раскрыть особенности аудита как формы экономического контроля. Задачи:
Раскрыть сущность аудита и его развитие в условиях рыночной экономики
Проанализировать нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность, а также органы ее регулирующие
Рассмотреть методику проведения проверки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности
Определить особенности проведения аудиторской проверки по поручению органов дознания.
Введение 3
Глава 1. Аудит и его роль в рыночной экономике 5
Сущность аудита и его развитие в условиях рыночной экономики 5
Нормативное регулирование аудиторской деятельности. 12
Глава 2. Аудит как вид независимого экономического контроля. 19
2.1. Методика аудиторской проверки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности 19
2.2. Особенности проведения аудиторской проверки по поручению
органов дознания 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение
Глава 1. Аудит и его роль в рыночной
экономике
Глава 2. Аудит как вид независимого экономического контроля. 19
2.1. Методика аудиторской
проверки финансового
2.2. Особенности проведения
аудиторской проверки по
органов дознания
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время в Российской Федерации начинают окончательно формироваться и совершенствоваться методы и структуры рыночной экономики. Появляются вполне правомочные субъекты делового и экономического бизнеса, одна из главных целей существования которых, – получение наибольшей прибыли от своей деятельности. Это невыполнимо при неверном ведении бухгалтерской отчётности и других видов финансового учёта.
Нарушения, связанные
с отчётностью, могут привести
к неправильному управлению
Цель: раскрыть особенности аудита как формы экономического контроля
Задачи:
Объект: аудит как форма независимого экономического контроля
Источники данных: нормативно-правовые документы, специальная учебная и научная литература.
Методы: анализ нормативно-правовых актов, специальной учебной и научной литературы.
ГЛАВА 1. АУДИТ И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
Законодательное определение аудита содержится в статье 1 пункте 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5], в которой дается следующее определение:
«Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».
Ю. А. Данилевский [14] определяет аудит «как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг».
Хахонова Н. Н. [21] под аудитом понимает «независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношениях.
Богатая И. Н. [21] пишет, что «аудит это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам».
На мой взгляд, данное определение наиболее полно передает сущность аудита, так как оно отражает:
- Единую цель проведения
аудита – подтверждение
- Единые требования ведения аудита – наличие аттестатов и лицензий;
- Единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.
Хахонова Н. Н. [21;13] отмечает, что «с переходом России к рыночным отношениям возник и стал развиваться аудит, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами
Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом.
Бухгалтерская отчетность может
быть подвержена искажениям в силу
ряда факторов, в частности применения
оценочных значений и возможности
неоднозначной интерпретации
Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов».
Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудитор - лицо, проверяющее
состояние финансово-
Так как аудит — это
предпринимательская
Подольский В. И. [18] выделяет аудит, базирующийся на риске и системно-ориентированный аудит. Автор считает, что «аудит, базирующийся на риске, — это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Аудиторская работа проводится в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском.
Системно-ориентированный
аудит предусматривает
Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:
- независимость;
- платность;
- конфиденциальность.
В теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как:
- процесс защиты интересов
собственников, подавляющая
- процесс уменьшения до
приемлемого уровня
Сущность аудита вытекает из тех задач, которые ставят перед ним законодатель и общество.
Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле над соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Цели и задачи аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Современные цели аудита: степень общеприемлимости, правильное включение сумм, завершенность, право собственности, оценка, правильность корреспонденции, арифметическая точность.
В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по элементам. В книге «Аудит» Аренса и Лоббека [12] - «смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств».
Развитие аудита в условиях рыночной экономики.
Начало современного этапа развития аудита в России было напрямую связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР» [3], статья 10 которого определяла принципы деятельности кооперативов, статья 32 - организацию учета, отчетности и контроля, проведение внутренних ревизий, а также контроль со стороны финансовых органов. Согласно этому Закону стали появляться экономические субъекты, однако органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность.
13 января 1987 г. в целях
дальнейшего развития торгово-
«Проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий осуществляется за плату советской хозрасчетной организацией».
Для проведения таких проверок необходимы были квалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками, знаниями западных стандартов бухгалтерского учета и налогообложения.
Уже на самом раннем этапе развития аудита в России были предприняты попытки разработки методического обеспечения (в 1989 г. Минфин СССР, Торгово-промышленная палата СССР, Центр по транснациональным корпорациям ООН провели в Москве семинар по проблемам бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента на совместных предприятиях). С 1989 г. на базе нескольких вузов началась подготовка аудиторов.
Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Тогда вступили в силу такие законодательные акты, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (в том числе Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1 [1]), стали появляться различные аудиторские фирмы, зарегистрированные как ТОО, АОЗТ.
Постепенно шел процесс формирования рынка аудиторских услуг. В то же время появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.