В настоящее время в рамках
проводящейся в России административной
реформы установлены "избыточные"
функции Минфина России как уполномоченного
органа, осуществляющего регулирование
аудиторской деятельности. К ним были
отнесены такие функции, как контроль
за соблюдением правил (стандартов) аудиторской
деятельности, ведение реестров субъектов
аудиторской деятельности, аттестация,
обучение и повышение квалификации аудиторов.
Данные функции планируется передать
аудиторскому сообществу в лице аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений.
Относительно новой структурой
в системе государственного регулирования
аудита стал Совет по аудиторской деятельности
при уполномоченном федеральном органе.
Данный орган, участвующий в регулировании
аудиторской деятельности, был создан
в целях учета мнения профессиональных
аудиторов. Члены совета утверждаются
руководителем уполномоченного органа
по представлению аккредитованных профессиональных
аудиторских объединений (не менее 51% от
общего числа членов), федеральных органов
исполнительной власти, научных организаций
и высших учебных заведений, кроме этого
в нем присутствуют представители уполномоченного
органа, Центрального банка РФ и других
органов государственной власти. К основным
функциям, возложенным на Совет по аудиторской
деятельности, относятся: участие в подготовке
и рассмотрении проектов документов, регламентирующих
аудиторскую деятельность, совместно
с Минфином России; разработка и доработка
федеральных правил (стандартов); контроль
за процессом повышения квалификации
аудиторов; подготовка информационных
и методических материалов; исследование
зарубежного опыта в развитии аудиторской
деятельности.
Совет по согласованию с Минфином
России вправе создавать для обеспечения
деятельности комиссии рабочие и экспертные
группы, в том числе для подготовки предварительных
предложений по вопросам аттестации и
повышения квалификации аудиторов. Совет
на основе возложенных на него функций
осуществляет надзор за соблюдением представителями
аудиторской профессии общественных интересов.
Одной из форм регулирования
аудиторской деятельности в России можно
считать деятельность аккредитованных
аудиторских объединений. В Федеральном
законе "Об аудиторской деятельности"
дано определение аккредитованному аудиторскому
объединению: таковым признается саморегулируемое
объединение аудиторов, индивидуальных
аудиторов, аудиторских организаций, созданное
в соответствии с законодательством РФ
в целях обеспечения условий аудиторской
деятельности своих членов и защиты их
интересов, действующее на некоммерческой
основе, устанавливающее обязательные
для своих членов внутренние правила (стандарты)
аудиторской деятельности и профессиональной
этики, осуществляющее систематический
контроль за их соблюдением, получившее
аккредитацию в уполномоченном федеральном
органе.
- Общая характеристика
аудита
Аудиторская деятельность (аудит)
- это предпринимательская деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению
независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств
и требований экономических субъектов,
а также оказанию иных аудиторских услуг:
-постановка, восстановление
и ведение бухгалтерского учета;
-составление деклараций
о доходах и бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
-анализ финансово-хозяйственной
деятельности;
-оценка активов и пассивов
экономического субъекта;
-консультирование в вопросах
финансового, налогового, банковского
и иного хозяйственного законодательства;
-обучение;
-и др.
Аудит - независимая экспертиза
финансовой отчетности предприятия на
основе проверки соблюдения порядка ведения
бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных
и финансовых операций законодательству
Российская Федерация, полноты и точности
отражения в финансовой отчетности деятельности
предприятия. Экспертиза завершается
составлением аудиторского заключения.
Цель аудита - решение конкретной
задачи, которая определяется законодательством,
системой нормативного регулирования
аудиторской деятельности, договорным
обязательствам аудитора и клиента.
Принято классифицировать аудит
по разным основаниям. Среди них часто
выделяют:
- По категориям аудиторов:
- Независимый;
- Государственный;
- Внутренний.
- По законодательству:
- Обязательный — подтверждение достоверности
отчетности организации или индивидуального
предпринимателя, в случаях, установленных
ФЗ "Об аудиторской деятельности.
- Инициативный — аудит, проводимый по инициативе
экономического субъекта.
Аудиторская проверка может
быть обязательной или инициативной. Обязательный
аудит проводится в случаях, прямо установленными
законодательством РФ, инициативный аудит
— по решению экономического субъекта.
- По частоте проведения:
- Первоначальный — проведение
аудиторской проверки в организации впервые;
- Повторяющийся.
- По цели:
- Финансовый;
- Операционный;
- На соответствие
законодательству:
- Специальный (работы по аттестации);
- Финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
- Налоговый;
- Управленческий.
6. По
направленности:
- Общий;
- Банковский;
- Страховых организаций;
- Инвестиционных институтов,
внебюджетных фондов.
Метод — это способ теоретического
исследования или практического осуществления
чего-либо. В аудите для сбора аудиторских
доказательств применяются те методы,
которые определены внутренними правилами
(стандартами), а также соответствуют цели
и задачам, определенным условиями договоренности.
Рассмотрим основные методы, используемые
в аудиторской деятельности, которые были
накоплены контрольно-ревизионной и аудиторской
практикой России.
1. Методы
фактического контроля (органолептические
методы)
К этой группе методов относятся: инвентаризация,
визуальные наблюдения и экспертные оценки.
При аудите финансовой отчетности аудитор
не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Федеральному
правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение
по финансовой отчетности» аудитору желательно
присутствовать при проведении инвентаризации
перед составлением годового отчета для
получения аудиторских доказательств
путем наблюдения в отношении предпосылки
«существования». По договору на специальное
аудиторское задание может быть предусмотрено,
что аудиторы проводят инвентаризацию
по объектам учета согласно условий договоренности.
В процессе визуального наблюдения, как правило, используют обследование
объектов, анкетирование и тестирование.
По специальному аудиторскому заданию
могут применяться хронометраж, фотография
рабочего дня и служебное расследование.
Данные методы больше приемлемы для внутреннего
аудита.
К экспертным оценкам относятся: контрольный
замер работ; технологический контроль,
химико-лабораторный анализ; эксперимент;
экспертизы различных видов; контрольный
запуск (закуп). Применение методов из
группы экспертных оценок при аудите финансовой
отчетности возможно только с привлечением
экспертов. В таком случае аудитору необходимо
соблюдать требования ПСАД «Использование
работы эксперта». При наличии внутренних
аудиторов в соответствии с возложенными
функциональными обязанностями они могут
применять в своей работе методы экспертных
оценок.
2. Документальные
методы
Эта группа включает в себя: исследование
документов, информационное моделирование
и камеральные проверки. При аудите финансовой
отчетности, как правило, проводится исследование
документов по форме и содержанию. По форме документы
проверяются на предмет наличия и заполнения
обязательных реквизитов. В соответствии
с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено,
что первичные учетные документы принимаются
к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации,
а документы, форма которых не предусмотрена
в этих альбомах, должны содержать следующие
обязательные реквизиты:
дату составления документа;
наименование организации,
от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции
в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
Номер документа согласно указанному
перечню не является обязательным реквизитом.
По наиболее важным направлениям учета
в соответствующих нормативных правовых
актах устанавливается норма по ведению
журналов регистрации первичных учетных
документов. Например, по кассовым документам
в Порядке ведения кассовых операций установлено
требование по ведению журнала регистрации
приходных и расходных кассовых ордеров.
Наличие журналов регистрации по всем
другим первичным учетным документам
характеризует степень эффективности
систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля. При отсутствии нумерации первичных
учетных документов аудитор не может получить
аудиторские доказательства в отношении
предпосылки «полнота». Кроме того, аудитор
проверяет, оговариваются ли исправления
в первичных учетных документах. В соответствии
с нормативными правовыми актами запрещается
делать исправления в кассовых, банковских
документах. По содержанию аудитор проверяет,
соответствует ли указанная операция
деятельности аудируемого лица, соблюдается
ли требование, предъявляемое к бухгалтерскому
учету, — приоритет содержания перед формой,
не противоречит ли данная операция законодательству
Российской Федерации.
К информационному моделированию относятся: встречные
проверки, взаимный контроль операций,
обратный счет, аналитические проверки
документов, контрольные сличения (балансовые
взаимоувязки), логические проверки, проверки
документов, прослеживание. При аудите
финансовой отчетности применяются, как
правило, следующие методы:
взаимный контроль операций
— используется для проверки на предмет
непротиворечивости взаимосвязанных
операций;
аналитическая проверка документов
— проверяются арифметические расчеты;
проверка документов — представляет
проверку наличия первичного ученого
документа подтверждающего показатель
в финансовой отчетности;
прослеживание — представляет
проверку правильности отражения первичного
учетного документа в учетных регистрах
и в финансовой отчетности.
Встречные проверки аудитор
проводит опосредованно, обращаясь к аудируемому
лицу за предоставлением информации от
третьих лиц, подтверждающей ее достоверность.
Руководство аудируемого лица обязано
ее предоставить. Контрольные сличения
(балансовые взаимоувязки) применяются,
как правило, в том случае, когда отсутствует
аналитический учет. Применение этого
метода позволяет выявить искажения по
использованию активов в количественном
выражении.
Камеральные
проверки проводятся на предмет исследования
взаимоувязки информации учетных регистров
с данными Главной книги, финансовой и
другой отчетностью.
Расчетно-аналитические
методы
Эта группа включает в себя экономический
анализ (в том числе аналитические процедуры),
статистические расчеты и экономико-математические
методы. Данные методы применяются чаще
всего в части экономического анализы,
что характеризуется использованием аналитических
процедур.
В целом основные методы, используемые
в аудите, позволяют организовать сбор
достаточных и надлежащих аудиторских
доказательств в оптимальные сроки.
Глава 2. АУДИТ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ
ОТЧЕТНОСТИ
- Общие положения
аудита консолидированной отчетности