Аудит малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является изучение особенностей аудита малых предприятий на конкретной организации.
Соответственно, для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы ведения учета на малом предприятии;
Изучить нормативную базу проведения аудита малых организаций;
Ознакомиться с особенностями проведения аудита малых предприятий;
Провести аудиторскую проверку бухгалтерского и налогового учета, а также отчетности конкретного предприятия;
На основе изученной методики аудита сделать выводы и составить рекомендации и отчет аудитора по результатам проверки.

Содержание

Введение 2
Основная часть 4
Глава 1. «Теоретические основы аудита малых предприятий». 4
1.1.Отличительные особенности малых предприятий 4
1.2.Особенности проведения аудита субъектов малого предпринимательства 13
Глава 2. «Аудит ООО «СПЕЦТЕХПОМОЩЬ»». 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2.Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета на ООО «СПЕЦТЕХПОМОЩЬ», порядок составления отчетности 25
Глава 3. «Выводы и рекомендации по результатам аудиторской проверки» 36
3.1. Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнеса 36
3.2. Аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки ООО «СПЕЦТЕХПОМОЩЬ» 38
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

аудит готово.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

- отсутствие производства продукции и работ, связанного с большими материальными затратами.

В данном случае учет осуществляется с помощью двух регистров:

  1. Книга или журнал учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1;
  2. Ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

Книга является регистром  аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у  малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность. Она может вестись в виде ведомости в течение месяца или в форме журнала, где учет операций ведется весь отчетный год. Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати организации.

Книга открывается записями остатком на начало периода, затем в  хронологической последовательности позиционным способом записываются совершаемые операции. По окончанию месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту всех счетов, которые должны быть равны итогу по графе 4 данной книги. Конечные остатки выводятся на начало следующего месяца.

При форме бухгалтерского учета с использованием регистров предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
  • ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая ведомость, как  правило, применяется для учета  операций по одному из используемых бухгалтерских  счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием  номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в  отдельных ведомостях должны сверяться  с соответствующими данными первичных  документов, на основании которых  были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная ведомость  является основанием для составления  бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых  ведомостях указывается месяц, в  котором они заполняются, а в  необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце  месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в  текущем месяце по операциям, относящимся  к прошлым периодам, отражается в  регистрах бухгалтерского учета  отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Также следует указать, что на малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах (счета 09, 77).

Материальные счета  на малых предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств  осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов  и расходов будущих периодов, а  также резервов предстоящих расходов отсутствуют. Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов  малого предпринимательства, за исключением  отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  1. бухгалтерский баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  4. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Малые организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности проведения аудита субъектов малого предпринимательства

В соответствии со ст. 7 «Обязательный  аудит» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» одним из оснований для проведения обязательного аудита является превышение объема выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда или превышение суммы активов баланса на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда.

Кроме того субъекты малого предпринимательства могут проводить инициативные аудиторские проверки. Они могут, например, осуществляться по требованию банка, у которого малое предприятие намерено получить кредит, а также по инициативе собственников или руководителей, сомневающихся в честности и квалификации своего главного бухгалтера.

Факт признания хозяйствующего субъекта малым, как правило, влечет за собой позитивные экономические  последствия – возможность претендовать на льготы, получать льготное кредитование, использовать упрощенную систему учета и налогообложения. Для аудиторской компании работа с малым предприятием оборачивается порой негативными последствиями – повышенными аудиторскими рисками и увеличением объема аудиторских процедур. Этих последствий удается избежать лишь в том случае, если в организации существует широкая коллегиальность при анализе результатов деятельности и принятии управленческих решений, трудится штат бухгалтерских работников, имеются относительно прозрачная система бухгалтерского учета и разветвленные процедуры внутреннего контроля.

Однако на практике нередко  встречаются и иные ситуации: хозяйственные  операции оплачиваются наличными средствами и не отражаются в учете, учет должным  образом не формализован и сводится к черновым пометкам, следствии чего отсутствует возможность получить надежные аудиторские доказательства. Как действовать аудитору в таких случаях? Ответы на эти и многие другие вопросы представляет отечественный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов», утвержденный Комиссией по аудиторской деятельности 11 июля 2000 г. В основе названного документа – зарубежный аналог, разработанный в 1999 г. Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) – Положение о международной аудиторской практике (ПМАП) № 1005. ПМАП № 1005 раскрывает особенности проведения аудита малых предприятий.

Под малыми предприятиями  ПМАП № 1005 понимает организации, к которым  применимы следующие положения [23, с.43]:

а) право собственности  и управленческие функции сконцентрированы в руках одного лица или узкой группы лиц;

б) справедливы одно или  несколько утверждений из следующих:

  • имеется небольшое число источников дохода;
  • применяется несложная система бухгалтерского учета;
  • ограниченность средств внутреннего контроля одновременно с существованием возможности нарушения этого контроля со стороны руководства предприятия.

Пытаясь совместить российские критерии малого бизнеса с международными требованиями к аудиту, отечественный  стандарт определил малые экономические  субъекты следующим образом. К ним предложено относить те организации, которые либо отвечают законодательным критериям субъектов малого предпринимательства, либо обладают такими особенностями, которые позволяют аудитору на основании своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиции проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства. Напомним, что профессиональным суждением называют точку зрения аудитора, основанную на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, при которых строго формализованный подход невозможен.

Стандарт «Особенности аудита малых экономических субъектов» разъясняет, что в ходе аудита малых  экономических субъектов российские правила (стандарты) следует применять в полном объеме. Принципы аудита – независимость, честность, объективность, профессионализм, компетентность и добросовестность, конфиденциальность информации и профессиональное проведение – должны быть реализованы в полной мере. При этом в стандарте определены специфические особенности малых экономических субъектов, осложняющие порой проведение аудита: ограничение или отсутствие разделения полномочий бухгалтерских сотрудников, преобладающее влияние владельца или единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

Чтобы комплексно решить поставленные задачи, аудит малых  экономических субъектов, как и  любой другой, должен включать все  обязательные этапы его проведения – планирование, документирование, сбор аудиторских доказательств, оценку аудиторского риска и прочие процедуры [23, с.44-46].

Планирование  аудита малых экономических субъектов заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработки аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Оно регламентируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита», основные положения которого должны соблюдаться.

На стадии предварительного планирования необходимо ознакомиться с внешними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность субъекта малого предпринимательства, а также обратить внимание на внутренние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражающие экономическую ситуацию в стране в целом и связанные с индивидуальными особенностями предприятия. Согласно п. 4.3 стандарта аудиторам следует учитывать специфику нормативной базы малых экономических субъектов: упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации таких экономических субъектов, упрощенный порядок предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов, меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и т. п.

Особое внимание в  процессе проведения аудита субъектов  малого предпринимательства следует  уделять системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, функционирующим в организации. В п. 3.1 стандарта отмечается: если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями хозяйствования малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным предприятием.

Возможна и ситуация, когда серьезные недостатки в  системах бухгалтерского учета и  внутреннего контроля выявляются в  процессе работы. Правило (стандарт) рекомендует  в этом случае приостановит работу либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Федеральный аудиторский  стандарт «Аудиторские доказательства»  устанавливает единые требования к  количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить в процессе проведения аудита, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств. Они используются при формулировании обоснованных выводов, на которых базируется мнение аудитора. Стандарт «Особенности аудита малых экономических субъектов» особое внимание обращает на важность получения от должностных лиц экономического субъекта официальных письменных разъяснений. Аудиторские доказательства в виде документов и письменных разъяснений более надежны, чем заявления, представленные в уставной форме.

Информация о работе Аудит малых предприятий