Аудит материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить порядок проведения аудита оценки материально-производственных запасов в ООО «РЭУ».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность, цель аудиторской деятельности, а также законодательно-нормативную базу аудита учета материально-производственных запасов;
2. Исследовать методику проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов и предварительное планирование;
3. Изучить общий план и программу аудита учета материально-производственных запасов;
4. Рассмотреть типичные ошибки;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АУДИТ (2).doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

Уточнив соответствие положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:

    • учет поступления материальных ценностей;
    • аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
    • учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;
    • сводный учет материальных ценностей;
    • анализ использования материальных ресурсов.

Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.

Так, для уточнения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно использовать наблюдение (обычно процесса проведения инвентаризации).В ходе аудиторской проверки аудиторы могут в необходимых случаях сами провести инвентаризацию.

Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их значением, отраженным в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.

Отражение в бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета материально-производственных запасов проверяют с помощью процедуры подтверждения.

Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению материально-производственных запасов проводят путем процедуры инспектирования.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета материально-производственных запасов, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов, отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.

Для уточнения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования материально-производственных запасов, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется процедура инспектирования.

Операции, отраженные в первичных документах, в журналах –ордерах, ведомостях, главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются с помощью инспектирования. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.

При сопоставлении наличия  товарно-материальных ценностей в  разные периоды, данных отчета о движении материально-производственных запасов  с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении  их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры.

Проверяя учет поступления материалов, прежде всего уточняют, какой вариант применяет проверяемый субъект: с использованием счетов 15,16 или без него. Далее контролируют правильность оформления первичных документов на поступление материалов, их оценку, ведение аналитического учета (по номенклатурным номерам, артикулам и др.). Одновременно устанавливают, как был выделен НДС, отнесен на счет 19 и списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.

Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути). По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена, поступивших безвозмездно и др.

При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах, прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Важно ознакомиться с организацией складского учета материалов как ведется контроль операций, выполняемых на складе, со стороны бухгалтерии. Предприятия применяют преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.

Если применяется  сальдовый метод, то аудитор проверяет  ведомости по приходу и расходу  материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей в размере номенклатурных номеров по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль-операция весьма трудоемкая.

Третий метод - наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персональных компьютеров (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.

Налог на добавленную  стоимость списывается в соответствии с положением гл.21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и учитывается по дебету счета 19, субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам» в корреспонденции  с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аудитору необходимо проверить, как было образовано сальдо по счету 19 и как проводилось его отнесение на счет 68. По материальным ресурсам НДС списывается полностью на счет 68 в момент оплаты счетов.

Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО).

Первый  метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая.

Второй метод (оценка по средней себестоимости) наиболее распространен. При его применении важно правильно устанавливать средние цены.

Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальны ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.

В каждом методе применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь, безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение ПК для трудоемких расчетов.

Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясений, наводнений, пожара) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами и отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73,91 и др.

Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей и переоценке материалов в части их отражения в балансе. При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.

Анализ  использования материальных ресурсов нацелен на выявление соответствия запасов установленным нормам, расходу материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др.

В качестве путей рационализации учет производственных запасов можно  предложить: использование ПК; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах

Планирование  аудиторской деятельности регулируется федеральным стандартом № 3 «Планирование аудита». Положения стандарта применяются в первую очередь к повторяющемуся аудиту (проверкам, которые аудиторская организация проводит в отношении данного аудируемого лица не первый год). Для аудиторской проверки, которая проводится в отношении данного аудируемого лица в первый раз, аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в стандарте № 3.

Будучи начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией:

  • стратегии аудита, выражающейся в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
  • детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур; в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности.

Планируя порядок проведения аудита, аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита: комплексностью, непрерывностью, и оптимальностью.

Планирование аудита включает следующие основные этапы: предварительный; подготовки и составления общего плана аудита; и составления программы аудита.

В курсовой работе приведен пример проведения аудита материально-производственных запасов на основе данных ООО «РЭУ». Данная организация занимается производством, монтажом и установкой пластиковых окон и дверей.

ООО «РЭУ» имеет здание производственного цеха, где установлены машины, оборудование и станки; офисное помещение. Склад находится на территории производственного цеха, где хранится фурнитура и комплектующие. Выдачей материалов занимается кладовщик, с которым заключен договор о материальной ответственности.

Основными видами деятельности Общества являются:

• производство и монтаж строительных конструкций и изделий;

• производство строительных материалов;

• оптовая и розничная торговля товарами;

• организация и проведение выставок, ярмарок, торгов, аукционов.

Полная инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии проводится один раз в год, выборочная инвентаризация проходит один раз в месяц.

Бухгалтерский учет материалов осуществляется без  применения счетов 15 и 16. Из-за частой смены кладовщиков и в связи с расширением производства руководством ООО «РЭУ» решено провести аудиторскую проверку материально-производственных запасов.

 

    1. Общий план и программа аудита учета материально-производственных запасов. Типичные ошибки.

Сделав запрос в аудиторскую фирму «Аудит-Сервис», руководитель предприятия получил письмо обязательство о согласии на проведения аудита материально-производственных запасов (приложение 1).

На основании  данного письма заключен договор  о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов  ООО «РЭУ» за период с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г. аудиторской фирмой «Аудит-Сервис», а также составлены и утверждены общий план и программа аудита.

Разработка  общего плана и программы аудиторской проверки основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Проведением аналитических  процедур аудиторская организация  должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем, и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Общий план – это руководств осуществления программы аудита. В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документированию2.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть реальные трудозатраты, уровень существенности, проведенную оценку аудиторских рисков.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. Когда принимается решение о проведении выборочного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане следует предусмотреть:

    • конкретные области, подлежащие изучению, чтобы аудит был объективным;
    • существенные моменты, которые следует охватить;
    • формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
    • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудиторской проверки;
    • стандарты, процедуры, методики или документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;
    • бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
    • предполагаемые сроки работы группы;
    • инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а  также с положениями общего плана аудита;
    • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
    • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
    • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке конкретного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов