Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:05, курсовая работа
Данные учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов и сохранности.
В связи с этим на любом предприятии основными задачами исследования использования материальных ресурсов является:
- правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;
- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
- расчет и списание отклонений по направлениям затрат;
- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;
Введение...........................................................................................................3
1. Материально-производственные запасы...................................................5
1.1 Материально-производственные запасы и их классификация........5
1.2 Оценка материально-производственных запасов..............................7
2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов................13
2.1 Синтетический учет производственных запасов...............................13
2.2 Аналитический учет материалов........................................................16
2.3 Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии..........19
3. Аудит материально-производственных запасов........................................24
3.1 Цели и задачи аудита материально-производственных запасов........24
3.2 Информационная база и последовательность проведения аудита....27
3.3 Методика проверки обеспечения контроля за сохранностью материально-производственных запасов.............................................................................31
Заключение …..................................................................................................36
Список литературы..........................................................................................37
Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных организациях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.
При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
Учет материалов
в бухгалтерии. Все первичные
документы по движению материалов со
складов и подразделений
Первичные документы по движению материалов могут передаваться сразу на ВУ, минуя бухгалтерию, – в этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ.
Существует
несколько вариантов учета
При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам. В конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам, по каждому складу отдельно.
Этот вариант
значительно уменьшает
Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).
После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
Сальдовый метод учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.
При использовании
ЭВМ все необходимые регистры
при сальдовом методе учета материалов
(групповые оборотные
Аналитический
учет материалов в бухгалтерии с
применением ЭВМ можно
Оба изложенных
варианта аналитического учета материалов
с применением ЭВМ имеют
При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского хозяйства.
В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-счислительные) ведомости Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
Глава
3. Аудит материально-
3.1 Цели
и задачи аудита материально-
Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части их производственных фондов.
Аудиторская проверка материально-производственных запасов (МПЗ) позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в учете.
В процессе проверки аудитор должен установить:
реальность наличия и существования МПЗ;
все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. на них имеются имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, являются обязательствами;
правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;
правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.
На каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных ресурсов, которая должна предусматривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей.
Целью аудита МПЗ является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей "Запасы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения, действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Это достигается проведением проверок на существенность, дополняется проверкой структур контроля, системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов организации и их важности для бухгалтерских отчетов.
Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.
Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:
состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;
обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.
Для достижения целей аудита в соответствии с федеральным Правилом №3 "Планирование аудита" составляется программа аудиторской проверки по разделу "Материально-производственные запасы", являющаяся частью общей программы аудита.
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита МПЗ:
1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ:
обоснованность и оптимальность выбора в учетной политике организационно-технических и методических аспектов данного участка учета;
представление финансовой информации наиболее эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными лицами;
проверка объективности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ;
проверка организации системы утверждений (наличие приказа об установлении круга лиц, которым дано право подписывать документы на отпуск МПЗ со склада).
2. Проверка обеспечения
контроля за наличием и
организация складского хозяйства для различных видов МПЗ;
соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);
правильность классификации и группировки МПЗ (сырье, основные и вспомогательные материалы, запчасти и т.д.);
правильность хранения собственных МПЗ и находящихся в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на комиссии, давальческое сырье);
организация материальной ответственности за МПЗ;
организация аналитического учета МПЗ;
организация проведения инвентаризации МПЗ;
соблюдение сроков проведения инвентаризации МПЗ согласно учетной политике;
правильность
отражения в учете результатов
инвентаризации (проверка материалов
о результатах годовой
3. Проверка правильности
документального оформления
наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;
применение унифицированных форм первичной учетной документации;
особенности документального оформления (соответствие содержания первичного документа сути хозяйственной операции).
4. Проверка полноты
и своевременности
наличие и правильность оформления договоров;
соответствие поступающих МПЗ условиям договоров;
реальность кредиторской задолженности по МПЗ;
правильность
учета неотфактурованных
5. Проверка правильности
оценки МПЗ при их оприходовани
правильность оценки МПЗ в текущем учета и в балансе;
правильность
формирования учетной стоимости
отечественных и импортных
6. Проверка использования материа
законность и целесообразность расходования МПЗ;
использование МПЗ по различным направлениям деятельности;
правильность оценки МПЗ при их списании.
7. Проверка правильности
отражения материальных ценност
отражение операций оприходования и списания МПЗ в регистрах синтетического учета;
вопросы налогообложения, связанные с оприходованием и списанием МПЗ;
сверка данных синтетического и аналитического учета;
правильность списания недостач и порчи МПЗ.
Поставленные задачи решаются путем выполнения определенного набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании аудита и в ходе проверки уточняются. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 23 апреля 2004г. утверждены Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (протокол от 22.04.04 №25). Данные методические рекомендации содержат описание основных аудиторских процедур, выполнение которых позволит получить необходимые доказательства достоверности показателей отчетности в отношении наличия и движения МПЗ. Методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита МПЗ. К каждой процедуре разработаны свои рабочие документы. Они представлены в виде таблиц. Профессиональное сообщество аудиторов рекомендует в ходе проведения аудита МПЗ осуществить 40 процедур. Все они разбиты на три этапа. На первом этапе выполняются процедуры подготовки и планирования аудита (9 процедур). Здесь производится оценка степени надежности внутреннего контроля. Для этого аудитор должен использовать тесты внутреннего контроля учета МПЗ и получить от работников бухгалтерии ответы на вопросы, которые позволят ему определить, какие процедуры необходимо использовать при дальнейшей проверке. На втором этапе осуществляются процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу (29 процедур). И, наконец, третий этап носит заключительный характер, связанный с анализом ошибок и их влиянием на показатели отчетности (2 процедуры).
Информация о работе Аудит материально-производственных запасов