Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ аудита расчетов с персоналом по оплате труда и соблюдения трудового законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда;
- определить план и программу аудита;
- оценить систему внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда;
- провести аудит расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства на примере предприятия;
- обобщить материалы аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и составить аудиторское заключение.
Введение 3
1 Теоретические аспекты методики аудита по учету труда и его оплаты 5
1.1 Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда 5
1.2 План и программа аудита 8
1.3 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда 9
2 Аудит расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства ООО «ЭРАТО» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭРАТО» 19
2.2 Планирование аудита 23
2.2.1 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда 24
2.2.2 Оценка материальности (существенности) и аудиторский риск 26
2.2.3 Составление плана и программы аудита 28
2.3 Методические приемы и способы проведения аудита 29
2.4 Отчет по аудиту расчетов с персоналом по оплате труда 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1 Теоретические аспекты методики аудита
по учету труда и его оплаты 5
1.1 Источники информации для аудиторской
проверки соблюдения трудового законодательства
и расчетов по оплате труда 5
1.2 План и программа аудита 8
1.3 Оценка системы внутреннего контроля
расчетов с персоналом по оплате труда
9
2 Аудит расчетов по оплате труда и соблюдения
трудового законодательства ООО «ЭРАТО»
19
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ЭРАТО» 19
2.2 Планирование аудита 23
2.2.1 Оценка системы внутреннего контроля
расчетов с персоналом по оплате труда
24
2.2.2 Оценка материальности (существенности)
и аудиторский риск 26
2.2.3 Составление плана и программы аудита
28
2.3 Методические приемы и способы проведения
аудита 29
2.4 Отчет по аудиту расчетов с персоналом
по оплате труда 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 41
Введение
Право граждан на труд закреплено
Конституцией Российской Федерации, статьей
37 которой определено, что каждый
гражданин имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию. При этом
труд каждого гражданина должен быть оплачен.
В масштабах государства заработная плата
– это часть национального дохода страны,
выраженная в денежной форме и предназначенная
для личного потребления населением. Удержанный
из заработной платы налог на доходы физических
лиц поступает в бюджеты всех уровней
и наряду с другими доходными поступлениями
используется для финансирования удовлетворения
совместных общественных потребностей,
обеспечения выполнения государством
своих функций, государственных инвестиционных,
производственных, научно-технических
и социальных программ.
Труд является категорией не только экономической,
но и политической, так как занятость населения,
уровень его профессиональной подготовки
и эффективность труда в жизни государства
в целом и регионов в частности играют
очень важную роль в развитии общества.
В производственной деятельности любого
предприятия центральное место занимают
труд и результаты труда, поскольку только
при помощи рабочей силы создается прибавочный
продукт. Деятельность предприятия не
может осуществляться без коллектива
работников различных профессий и специальностей.
В то же время заработная плата является
существенным элементом в себестоимости
продукции, работ, услуг, и это в итоге
влияет на получение прибыли предприятия.
Для каждого работника труд является основным
источником удовлетворения материальных
потребностей. В отношениях работника
и предприятия – работодателя вопрос
оплаты труда является самым существенным.
Для справедливой оплаты труда работника
его труд прежде всего надо правильно
измерить и учесть. Грамотное и своевременное
начисление заработной платы важно как
для исчисления итогов труда, так и для
хорошего психологического климата в
среде работников, что существенно для
процесса производства. Для того чтобы
персонал подразделений работал с полной
отдачей и максимально эффективно, его
работа должна быть оплачиваема в соответствии
с полученным результатом и объемом возлагаемой
на конкретных работников ответственности.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена
важностью правильных расчетов с персоналом
по оплате труда и прочим операциям как
для предприятия, так и для работников.
Целью данной работы является анализ аудита
расчетов с персоналом по оплате труда
и соблюдения трудового законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- определить источники информации для
аудиторской проверки соблюдения трудового
законодательства и расчетов по оплате
труда;
- определить план и программу аудита;
- оценить систему внутреннего контроля
расчетов с персоналом по оплате труда;
- провести аудит расчетов по оплате труда
и соблюдения трудового законодательства
на примере предприятия;
- обобщить материалы аудиторской проверки
соблюдения трудового законодательства
и составить аудиторское заключение.
Объектом исследования в данной работе
является общество с ограниченной ответственностью
«ЭРАТО».
1 Теоретические аспекты методики аудита по учету труда и его оплаты
1.1 Источники информации
для аудиторской проверки
Аудиторская деятельность,
аудит - предпринимательская
Для успешной реализации целей конкретной
аудиторской проверки необходимо, чтобы
последовательно выполнялись основные
этапы проведения аудита.
Существуют различные мнения специалистов,
в частности автор практического пособия
по аудиту Подольского В.И. делит аудиторскую
проверку на два основных этапа:
1. Подготовка и планирование – ознакомление
с экономикой и программы проверки.
2. Документирование и оформление результатов
– проведение аудиторских процедур, сбор
и документирование аудиторских доказательств,
формирование информации для руководства
проверяемого предприятия, оценка результатов
проведения аудита, оформление аудиторского
заключения [14, с.71].
Предпочтительной представляется точка
зрения Пановой З.Е., которае указывает
на необоснованность объединения в рамках
одного этапа таких различных по содержанию
и продолжительности проведения элементов
аудита как получение аудиторских доказательств
и формулирование аудиторского заключения.
Соответственно, она выделяет три основных
этапа проведения аудита:
1. Подготовка и планирование аудиторской
проверки;
2. Выполнение аудиторских процедур и оформление
рабочей документации;
3. Составление аудиторского заключения [29, с.94].
К числу основных комплексов задач, которые
необходимо проверить при аудите расчетов
учета труда и заработной платы, относятся
следующие:
- соблюдение положений законодательства
о труде, состояние внутреннего контроля
по трудовым отношениям;
- учет и контроль выработки и начисления
заработной платы рабочим-сдельщикам;
- учет и начисление повременных и прочих
видов оплат;
- расчеты удержаний из заработной платы
физических лиц;
- аналитический учет по работающим (по
видам начислений и удержаний);
- сводные расчеты по заработной плате;
- расчет налогооблагаемой базы с фонда
оплаты труда, учет налогов и платежей
с фонда оплаты труда;
- расчеты по депонированной заработной
плате [13, с.57].
Источниками информации являются документы
по зачислению, увольнению и переводу
работников предприятия, первичные документы,
регистры бухгалтерского учета и отчетность.
В качестве первичных документов преимущественно
используются унифицированные формы первичной
документации, разработанные НИПИстатинформом
Госкомстата России. Так, по учету личного
состава используются приказ (распоряжение)
о приеме на работу (ф. №Т-1), личная карточка
(ф. №Т-2), приказ (распоряжение) о переводе
на другую работу (ф. №Т-5), приказ (распоряжение)
о предоставлении отпуска (ф. №Т-6), приказ
(распоряжение) о прекращении трудового
договора (контракта) (ф. №Т-8). По учету
использования рабочего времени и расчетов
с персоналом по оплате труда применяются
табель учета использования рабочего
времени и расчета заработной платы (ф.
№ Т-12), расчетно-платежная ведомость (ф.
№ Т-49), расчетная ведомость (ф. №Т-53), лицевой
счет (ф. № Т-54). Используются первичные
документы по учету выработки и сдельной
заработной плате: наряды, рапорты, маршрутные
листы и другие документы
К регистрам, которые подлежат проверке,
относятся сводные ведомости распределения
заработной платы (по видам, шифрам затрат
и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» в части расчетов
по исполнительным листам и депонированной
заработной плате, журналы-ордера № 8 и
№ 10 (при журнально-ордерной форме учета),
Главная книга, баланс (ф. № 1) [32, с.114].
Аудитор при проверке учета труда и заработной
платы руководствуется следующими нормативными
документами:
Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2.
Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.
Трудовой кодекс РФ от 31.12.2001 №197-ФЗ (ред.
От 09.05.2005).
Комментарий к Трудовому кодексу РФ.
Федеральный закон от 21.11.1996г. №129-ФЗ «
О бухгалтерском учете»
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ,
утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998г.
№34н.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и инструкция
по его применению, утв. Приказом Минфина
России от 31.10.2000г. №94н.
Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997г.
№71а « Об утверждении унифицированных
форм первичной документации по учету
труда и его оплаты, основных средств и
нематериальных активов, материалов, малоценных
и быстроизнашивающихся предметов, работ
в капитальном строительстве» ред. От
21.01.2003г.).
1.2 План и программа аудита
Аудиторская проверка должна
быть спланирована на основе достигнутого
аудиторской организацией понимания
деятельности экономического субъекта.
Целью планирования является организация
эффективной и экономически оправданной
проверки. На этапе планирования необходимо
определить стратегию и тактику аудита,
сроки его проведения; разработать общий
план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении
вышеуказанных работ должна руководствоваться
правилами (стандартами) аудиторской деятельности:
ПСАД №15 «Понимание деятельности экономического
субъекта» и ПСАД №3 «Планирование аудита».
В последнем предусмотрено, что планирование,
являясь начальным этапом проведения
аудита, состоит в разработке общего плана
аудита с указанием ожидаемого объема,
графиков и сроков проведения аудита (таблица
1), а также в разработке аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских процедур,
необходимых для формирования объективного
и обоснованного мнения о бухгалтерской
отчетности организации (Приложение А).
Таблица 1 - Общий план аудита операций
по оплате труда и расчетам с персоналом
организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 Оценка
системы внутреннего контроля
расчетов с персоналом по
Приступая к проверке расчетов
по оплате труда, аудитор должен установить:
- формы и системы оплаты труда, применяемые
в организации;
- наличие локальных нормативных документов;
- списочный состав работников;
- порядок организации бухгалтерского
учета расчетов по оплате труда.
Аудиторская проверка включает следующие
направления:
- проверка локальных документов по учету
труда и заработной платы.
Трудовые отношения между организацией
и работниками могут быть оформлены одним
из трех основных способов: трудовым договором
(контрактом), коллективным договором
или договором гражданско-правового характера.
Трудовой договор (контракт) - соглашение
между трудящимся и работодателем, по
которому одна сторона обязуется выполнять
работу по определенной специальности,
квалификации или должности с подчинением
внутреннему распорядку, а другая - выплачивать
заработную плату и обеспечивать условия
труда, предусмотренные законодательством
о труде, локальными договорами организации
и соглашением сторон. Трудовые отношения
с совместителями также оформляются трудовым
соглашением. При этом общая продолжительность
рабочего времени в месяц не может превышать
половины месячной нормы, предусмотренной
для соответствующих категорий работников.
В процессе проверки необходимо удостовериться
по табелю учета рабочего времени в том,
что данная норма соблюдается [2]...
Коллективный договор и другие локальные
нормативные акты регулируют трудовые
отношения наравне с трудовым соглашением
(контрактом). К локальным нормативным
актам относятся Положение о системе оплаты
труда, Положение о премировании и другие,
в которых фиксируются все условия оплаты
труда, входящие в компетенцию организации.
Аудит законности регулирования трудовых
взаимоотношений между работниками и
организацией осуществляется на соответствие
Трудовому кодексу РФ с использованием
следующих аудиторских процедур:
- изучение содержания и структуры коллективного
договора, трудового договора;
- определение порядка разработки проекта
договора и его заключения;
- установление срока действия коллективного
договора, трудового договора;
- определение порядка изменения и дополнения
коллективного договора, трудового договора.
С точки зрения совершенствования содержания
коллективного, трудового договора необходимо
обратить внимание на то, включены ли в
него следующие дополнительные положения
по локальному нормативному регулированию
расчетов по заработной плате (необходимость
внесения отдельных положений в коллективный,
трудовой договор обусловлена требованиями
Налогового кодекса РФ в отношении организации
налогового учета расчетов по оплате труда):
- порядок и размеры начислений стимулирующего
характера, в том числе премий за производственные
результаты, надбавок к тарифным ставкам
и окладам за профессиональное мастерство,
высокие достижения в труде и иные подобные
показатели;
- порядок и размеры стимулирующего и (или)
компенсирующего характера, связанные
с режимом работы и условиями труда, в
том числе надбавки к тарифным ставкам
и окладам за работу в ночное время, работу
в многосменном режиме, за совмещение
профессий, расширение зон обслуживания,
за работу в тяжелых, вредных, особо вредных
условиях труда, за сверхурочную работу
и работу в выходные, праздничные дни,
производимые в соответствии с Трудовым
кодексом РФ.
Эти доплаты не могут быть ниже размеров
установленных Трудовым кодексом РФ. Сверхурочная
работа оплачивается за первые два часа
работы не менее чем в полуторном размере,
за последующие часы - не менее чем в двойном
размере. Конкретные размеры оплаты за
сверхурочную работу могут определяться
коллективным договором, локальным нормативным
актом или трудовым договором. По желанию
работника сверхурочная работа вместо
повышенной оплаты может компенсироваться
предоставлением дополнительного времени
отдыха, но не менее времени, отработанного
сверхурочно.
Работа в выходной или нерабочий праздничный
день оплачивается не менее чем в двойном
размере:
- сдельщикам - не менее чем по двойным
сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается
по дневным и часовым тарифным ставкам,
- в размере не менее двойной дневной или
часовой тарифной ставки;
- работникам, получающим оклад (должностной
оклад) - в размере не менее одинарной дневной
или часовой ставки (части оклада (должностного
оклада) за день или час работы) сверх оклада
(должностного оклада), если работа в выходной
или нерабочий праздничный день производилась
в пределах месячной нормы рабочего времени,
и в размере не менее двойной дневной или
часовой ставки (части оклада (должностного
оклада) за день или час работы) сверх оклада
(должностного оклада), если работа производилась
сверх месячной нормы рабочего времени [15, с.22]..
Конкретные размеры оплаты за работу в
выходной или нерабочий праздничный день
могут устанавливаться коллективным договором,
локальным нормативным актом, принимаемым
с учетом мнения представительного органа
работников, трудовым договором.
Каждый час работы в ночное время оплачивается
в повышенном размере по сравнению с работой
в нормальных условиях, но не ниже размеров,
установленных трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты
труда за работу в ночное время устанавливаются
Правительством Российской Федерации
с учетом мнения Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты
труда за работу в ночное время устанавливаются
коллективным договором, локальным нормативным
актом, принимаемым с учетом мнения представительного
органа работников, трудовым договором».
При невыполнении норм труда, неисполнении
трудовых (должностных) обязанностей по
вине работодателя оплата труда производится
в размере не ниже средней заработной
платы работника, рассчитанной пропорционально
фактически отработанному времени.
При невыполнении норм труда, неисполнении
трудовых (должностных) обязанностей по
причинам, не зависящим от работодателя
и работника, за работником сохраняется
не менее двух третей тарифной ставки,
оклада (должностного оклада), рассчитанных
пропорционально фактически отработанному
времени.
При невыполнении норм труда, неисполнении
трудовых (должностных) обязанностей по
вине работника оплата нормируемой части
заработной платы производится в соответствии
с объемом выполненной работы.
Время простоя по вине работодателя оплачивается
в размере не менее двух третей средней
заработной платы работника. Время простоя
по причинам, не зависящим от работодателя
и работника, оплачивается в размере не
менее двух третей тарифной ставки, оклада
(должностного оклада), рассчитанных пропорционально
времени простоя Время простоя по вине
работника не оплачивается. О начале простоя,
вызванного поломкой оборудования и другими
причинами, которые делают невозможным
продолжение выполнения работником его
трудовой функции, работник обязан сообщить
своему непосредственному руководителю,
иному представителю работодателя.
В дополнение к коллективному договору
утверждается положение об оплате труда
и премировании работников и правила внутреннего
трудового распорядка. Условия выплаты
заработной платы, премий, поощрений устанавливаются
в организации на основании положения
об оплате труда и премировании работников.
Организация трудового режима утверждается
правилами внутреннего трудового распорядка.
Все внутренние локальные нормативные
документы должны быть подвергнуты контролю
с использованием следующих методов аудита:
- проверка наличия внутренних нормативных
документов по заработной плате;
- контроль на соответствие действующему
Трудовому кодексу РФ и Налоговому кодексу
РФ;
- проверка полноты отражения положений,
регулирующих вопросы организации учета
заработной платы, выплат, режима работы,
соблюдения трудовой дисциплины;
- проверка штатного расписания организации,
изучается на соответствие типовой форме
и списочному составу работников, наличие
изменений, вносимых в течение отчетного
года [29, с.143]..
Проверка штатного расписания организации
осуществляется с использованием следующих
приемов аудита: проверки на соответствие
унифицированной форме, контроля по существу,
в том числе арифметического контроля.
Форма № Т-3 «Штатное расписание» применяется
для оформления структуры, штатного состава
и штатной численности организации в соответствии
с ее уставом (положением). Штатное расписание
содержит перечень структурных подразделений,
должностей, сведения о количестве штатных
единиц, должностных окладах, надбавках
и месячном фонде заработной платы. Оно
утверждается приказом (распоряжением)
руководителя организации или уполномоченного
им лица. Кроме того, штатное расписание
должно быть подписано главным бухгалтером
и руководителями структурных подразделений.
Изменения в штатное расписание вносятся
в соответствии с приказом (распоряжением)
руководителя организации или уполномоченного
им лица. Контроль штатного расписания
по существу включает проверку: оформления
структуры, штатного состава, численности,
перечня должностей, должностных окладов,
наличия надбавок, сведений о месячном
фонде заработной платы.
Проверка наличия приказов (распоряжений)
о приеме на работу и трудовых договоров
осуществляется в отношении:
- соответствия типовой форме;
- указания профессии (должности);
- наличия испытательного срока;
- условий приема на работу и характера
предстоящей работы;
- наличия суммы оклада (сдельной расценки).
Приказы о приеме работников на работу
оформляются по форме № Т-1 или № Т-1а на
основании постановления Госкомстата
России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных
форм первичной учетной документации
по учету труда и его оплаты».
Основанием для издания приказа (распоряжения)
о приеме на работу является трудовой
договор, который заключается с каждым
работником при приеме его на работу.
Аудит трудовых договоров осуществляется
на соответствие Трудовому кодексу РФ,
в соответствии с которым трудовой договор
должен содержать следующие положения:
об обязанностях сторон, условиях оплаты
труда, условиях предоставления отпуска,
условиях социального страхования и социального
обеспечения.
Контроль трудовой дисциплины и учета
отработанного времени на основании ведения
табельного учета. Такой контроль заключается
в ежедневной регистрации явок на работу,
ухода с нее, всех случаев опозданий и
неявок с указанием их причин, а также
часов простоя и часов сверхурочной работы.
Учет осуществляется в табеле учета рабочего
времени (форма № Т-13) на предмет соответствия
типовой форме, наличия отметки о причинах
неявок на работу или о работе в режиме
неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное
время, а также отметки о фактически отработанном
времени и днях в месяце.
При сдельной оплате труда, проверяют
наличие документов о выработке продукции,
где указывается количество изготовленной
продукции работником, норм и расценок
по видам работ и сдельных расценок с учетом
необходимой квалификации. Анализируя
наряды на сдельную работу по датам их
выдачи, проводят сопоставление фамилий
рабочих в нарядах и табелях учета рабочего
времени с данными учета личного состава,
аудитор определяет, нет ли случаев в них
вымышленных лиц, повторного начисления
сумм по ранее оплаченным документам.
Количество и качество выполненных работ
фиксируется в нарядах и нарядах-заказах.
Эти документы подписывают мастер, нормировщик
и бригадир (или начальник цеха). Наряды
выдаются на все те работы, что должны
быть выполнены в течение периода, за который
начисляется зарплата (обычно на месяц).
А если за этот срок работы не были сделаны
тогда наряд закрывается на тот объем
работ, который сотрудник успел выполнить.
А на оставшуюся часть работ выписывают
новый наряд.
К каждому наряду составляют табель-расчет.
В нем перечисляются сотрудники, их квалификационные
разряды и количество отработанных часов.
После этого нормировщик проверяет нормы,
указывает сдельные расценки и сдает документы
в бухгалтерию, чтобы сотрудникам начислили
зарплату.
Можно применять различные виды сдельной
оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-премиальная,
сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная,
аккордная. Какой именно - зависит от условий
работы сотрудников.
При аккордной форме оплаты труда, которая
предусматривает определение совокупного
заработка за выполнение определенных
стадий работы или производство определенного
вида продукции, проверяется наличие актов
выполненных работ [31, с.5]..
Контроль начисления труда рабочим при
отступлении от нормальных условий труда,
которые оплачиваются дополнительно к
действующим расценкам на сдельную работу.
Эти доплаты проверяют на основании соответствующих
документов:
- на дополнительные операции, не предусмотренные
технологией производства - нарядом на
сдельную работу, который обычно содержит
какой-либо отличительный знак (например,
яркая черта по диагонали);
- отклонения от нормальных условий работы
- листком на доплату, который выписывают
на бригаду или отдельного рабочего, в
нем указывают номер основного документа
(наряда, ведомости и др.), к которому производится
доплата, содержание дополнительной операции,
причину и виновника доплат и расценку.
При проверке документального оформления
договоров гражданско-правового характера
аудитор должен выборочно проверить наличие
договоров, заполненных с соблюдением
всех реквизитов, заверенных печатями
и подписями сторон, а также смет, доверенностей
и актов выполненных работ.
Проверка правильности начисления основной
и дополнительной заработной платы по
расчетно-платежным ведомостям, расчетным
листкам, лицевым счетам. При этом помимо
подтверждения основного заработка аудитор
должен проверить наличие:
- оправдательных документов, подтверждающих
прочие выплаты работникам;
- справок-расчетов бухгалтерии на доплаты
при отклонении от нормальных условий
труда;
- приказов руководителя о премировании;
- заявлений и приказов руководителя о
выдаче материальной помощи.
По общему правилу заработная плата в
РФ выплачивается работникам в денежной
форме в национальной российской валюте,
то есть в рублях. Тем не менее, в соответствии
с коллективным договором или трудовым
договором по письменному заявлению работника
оплата труда может производиться и в
натуральной форме. При этом, как указывается
в статье 131 Трудового кодекса РФ доля
заработной платы, выплачиваемой в натуральной
форме, не может превышать 20 процентов
от начисленной месячной заработной платы.
Законом не допускается выплата заработной
платы в бонах, купонах, в форме долговых
обязательств, расписок, а также в виде
спиртных напитков, наркотических, ядовитых,
вредных и иных токсических веществ, оружия,
боеприпасов и других предметов, в отношении
которых установлены запреты или ограничения
на их свободный оборот. Аудитор должен
проверить соответствие выплат в натуральной
форме нормам Трудового кодекса РФ.
Все внутренние документы должны быть
установлены на наличие подписей должностных
лиц, правильность заполнения всех реквизитов,
нет ли в документах подчисток, неоговоренных
исправлений.
2 Аудит расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства ООО «ЭРАТО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭРАТО»
ООО «ЭРАТО» создан 2 сентября
1996 года в соответствии с Гражданским
Кодексом Российской Федерации. Общество
образовано на основании решения общего
собрания учредителей в г. Владивосток.
Организация находится по адресу: г. Владивосток,
ул. Русская, 94.
ООО «ЭРАТО» представляет собой коммерческую
организацию, занимающейся швейным производством.
ООО «ЭРАТО» является юридическим лицом
с момента государственной регистрации
и:
- имеет в собственности обособленное
имущество, учитываемое на самостоятельном
балансе;
- может быть истцом и ответчиком в суде;
- несет обязанности, необходимые для осуществления
любых видов деятельности, не запрещенных
законом;
- может заниматься лицензируемыми видами
деятельности при наличии лицензии;
- вправе открывать банковские счета на
территории РФ и за ее пределами;
- имеет круглую печать;
- имеет штампы, бланки, эмблему.
Общество самостоятельно осуществляет
свою деятельность, распоряжается полученной
прибылью, оставшейся в его распоряжении
после уплаты налогов и других обязательных
платежей.
Учетная политика организации соответствует
нормативным актам РФ в области бухгалтерского
учета и закреплена отдельным приказом
по предприятию. С целью равномерного
формирования издержек в течении отчетного
периода организация может создавать
резервы: на ремонт основных фондов, на
выплату вознаграждений по итогам года
и другие аналогичные резервы в соответствии
с действующим законодательством.
ООО «ЭРАТО» изготавливает одежду, постельные
принадлежности, полотенца, скатерти и
т.д.
Количество работающих в Обществе с ограниченной
ответственностью «ЭРАТО» составляет
76 человек. Ниже приведено количество
единиц персонала:
Бухгалтерский учет в организации осуществляется
в соответствии с Федеральным законом
о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года
№129-ФЗ. Бухгалтерский учет ведется на
основании принятого положения. Бухгалтерский
учет осуществляется в соответствии с
разработанным планом счетов и учетной
политики общества. Бухгалтерский учет
ведется с применением ЭВМ, то есть частично
автоматизирован.
Бухгалтерия общества обеспечивает обработку
документов, рациональное ведение бухгалтерских
записей в учетных регистрах и на их основе
– составление отчетности. Своевременное
получение учетной информации о финансово
– хозяйственной деятельности фирмы позволяет
руководителям оперативно воздействовать
на ход производства, принимать соответствующие
меры для повышения экономических показателей
работы организации.
Организационная структура направлена,
прежде всего, на установление четких
взаимосвязей между отдельными подразделениями
организации. В ООО «ЭРАТО» структура
бухгалтерии состоит из отделов:
- расчетная группа, работник которой на
основании первичных документов выполняет
все расчеты по заработной плате и удержания
из нее, осуществляет контроль за использованием
фонда оплаты труда, ведет учет расчетов
по отчислениям во внебюджетные фонды;
- главный бухгалтер осуществляет учет
остальных операций, ведет Главную книгу
и составляет бухгалтерскую отчетность;
- материальная группа, работник которой
ведет учет приобретенных материальных
ценностей, расчетов с поставщиками материалов,
поступления и расходования материалов
в разрезе мест их хранения и использования;
- экономист ведет учет денежных средств
и расчетов с дебиторами и кредиторами,
юридическими и физическими лицами.
Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное
отношение ко всем подразделениям организации.
Он получает от них те или иные данные,
необходимые для осуществления учета.
Ответственность за организацию бухгалтерского
учета на предприятии, соблюдение законодательства
при выполнении хозяйственных операций
несет руководитель организации. Главный
бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую
службу, действует в соответствии с законом
«О бухгалтерском учете» и Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. Он
подчиняется руководителю предприятия
и несет ответственность за ведение бухгалтерского
учета, своевременное предоставление
полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
На предприятии используется автоматизированная
система бухгалтерского учета и отчетности,
в том числе заработной платы и кадров
– соответственно «1С: Предприятие 7.7»
и «1С: Зарплата + Кадры».
Большое внимание в организации уделяется
грамотному учету и анализу оплаты труда
– одному из основных объектов бухгалтерского
учета.
Для успешной деятельности ООО «ЭРАТО»,
повышения уровня рентабельности, сохранения
и приумножения его активов необходим
отлаженный механизм управления, важнейшим
элементом которого выступает повседневный
внутрихозяйственный контроль.
Система контроля должна быть экономически
оправданной, то есть затраты на ее функционирование
должны быть меньше потерь предприятия
из-за ее отсутствия. Если система внутрихозяйственного
контроля будет эффективно функционировать,
это позволит сократить расходы на проведения
внешнего аудита.
В ООО «ЭРАТО» контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью организации осуществляется
ревизором, избираемым общим собранием
участников сроком на один год.
Наличие в системе внутреннего контроля
ООО «ЭРАТО» ревизора представляется
недостаточным. Эффективней была бы специальная
внутренняя аудиторская служба, созданная
на правах отдела в составе 2-3 человек.
Ведь основными задачами ревизии являются
осуществление контроля за выполнением
требований документов, регламентирующих
финансово-хозяйственную деятельность,
установление полноты, своевременности
и достоверности отражения хозяйственных
и финансовых операций.
Круг задач, стоящий перед внутренним
аудитом шире. Помимо контроля, службы
внутреннего аудита должны вести работу
по таким направлениям, как анализ финансово-бухгалтерской
отчетности и предоставление информации
руководству для принятия управленческих
решений, эффективное взаимодействие
с внешними аудиторами, предупреждение
санкций со стороны налоговых и иных органов.
Помимо этого, внутренний аудит направлен
в первую очередь на оказание помощи проверяемому
подразделению, а ревизия – на выявление
недостатков с целью их устранения и наказания
виновных.
Эффективное функционирование службы
внутреннего аудита позволит в некоторых
случаях избежать необходимости проведения
инициативных внешних аудиторских проверок
с вытекающей отсюда экономией средств
на оплату услуг привлеченных аудиторов.
2.2 Планирование аудита
Эффективное проведение всех
процедур в ходе аудита базируется
на их тщательном планировании и подготовке.
Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской
проверки является этап планирования.
Целью планирования аудита является определение
его стратегии и тактики, составление
общего плана аудиторской проверки, разработка
аудиторской программы.
Процесс планирования аудита проходит
несколько стадий:
- предварительное планирование;
- подготовка и составление общего плана;
- подготовка и составление программы.
В соответствии с правилом (стандартом)
«Письмо-обязательство аудиторской организации
о согласии на проведение аудита» работа
с ООО «ЭРАТО», должна начинаться с предварительного
планирования. Письму-обязательству о
согласии на проведение аудита должно
предшествовать официальное предложение
ООО «ЭРАТО» с просьбой об оказании ему
аудиторских услуг. После этого обычно
аудитор проводит предварительное планирование
и знакомство с организацией клиента.
Правильнее сказать, на данной стадии
происходит обоюдное знакомство потенциальных
партнеров: аудиторской организации и
потенциального клиента, обмен информацией,
которая позволила бы каждой из сторон
(в первую очередь аудиторской организации)
принять решение о принципиальной возможности
и целесообразности дальнейшего сотрудничества.
По завершении стадии предварительного
планирования аудитор должен принять
решения:
- о принципиальной возможности аудита
бухгалтерской отчетности ООО «ЭРАТО»;
- о принципиальной возможности сотрудничества
с ООО «ЭРАТО»;
- о наличии в аудиторской организации
необходимых ресурсов для качественного
аудита бухгалтерской отчетности ООО
«ЭРАТО».
Основные процедуры предварительного
ознакомления аудитора с клиентом:
- определение цели проверки у данного
клиента и возможного использования ее
результатов;
- определение отраслевых особенностей
и специфики деятельности ООО «ЭРАТО»,
его организационно-управленческого устройства;
- знакомство с прежними аудиторскими
заключениями, отчетами внутренних аудиторов,
материалами налоговых проверок;
- экспресс-анализ отчетности, предварительное
знакомство с состоянием бухгалтерского
учета и системы внутреннего контроля
клиента;
- оценка собственной способности аудитора
к выполнению работы с точки зрения наличия
подготовленного персонала, знания специфики
отрасли, особенностей её законодательного
регулирования и т.д.
В общем плане аудита предусматриваются
сроки проведения аудита, составляется
график проведения аудита, отчет и аудиторское
заключение.
В процессе планирования затрат времени
аудитору необходимо учесть:
а) реальные трудозатраты;
б) уровень существенности;
в) проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация
определяет способ проведения аудита
на основании результатов предварительного
анализа, оценки надежности системы внутреннего
контроля, оценки рисков аудита. Для повышения
доверия и действенности аудита аудитор
может предварительно согласовать свой
план с клиентом