Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками является одной из важнейших составляющих аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Проверка статей «дебиторская задолженность» в балансе и статьи «выручка» в отчете о прибылях и убытках позволяет выявить как непреднамеренные ошибки в учете, так и попытки манипулировать отчетностью с применением методов «креативной бухгалтерии».
Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Столица», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками…………….5
1.2 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками…….7
1.3 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками………...12
2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»………………..15
2.1 Краткая характеристика ООО «Столица»………………………………….15
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Столица» расчетов с
заказчиками………………………………………………………………………16
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Столица» расчетов с
Заказчиками………………………………………………………………………20
3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»………………24
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками…………………………….24
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу…………………...31
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения……………………………………………………….36
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений……………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ауудит тема 27.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 

Обычно тестирование контрольной среды осуществляется еще на этапе планирования. Если аудитор намерен полагаться на систему контроля предприятия, то определенные процедуры по оценке эффективности системы внутреннего контроля могут проводиться и на основном этапе аудита. Это часто позволяет сократить объем других аудиторских процедур. В ООО уровень внутреннего контроля можно оценить как средний.

При проверке расчетов с  покупателями и заказчиками в  число аудиторских процедур обычно включаются как минимум следующие:

  • Сверки с контрагентами
  • Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения с целью выявления просроченных балансов по контрагентам
  • Анализ соответствия аналитического учета синтетическому
  • Проверку тождественности данных оборотно-сальдовой ведомости цифрам в отчетности
  • Проверка соответствия данных первичным документам записям в бухгалтерской системе
  • Проверка полноты раскрытия информации в отчетности и пояснительной записке

Результаты всех аудиторских  процедур в обязательном порядке  документируются и оформляются  соответствующими рабочими документами.

В качестве методов проверки целесообразно использовать прослеживание, инспектирование документов, аналитические  методы, запросы информации у контрагентов.

С учетом аудиторских  рисков, уровня существенности, количества операций, отсутствия истории прежних проверок для ООО «Столица» была разработана следующая программа аудита.

Данная программа сформирована, исходя из специфики ООО «Столица», и содержит только те аудиторские процедуры, которые применимы к предприятию. Так, например, в программу не включены процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками по аккредитивам, поскольку таковых у ООО не было. Проверку первичных документов можно осуществлять тремя основными способами в зависимости от количества операций: с применением выборки, сплошным методом, методом проверки крупнейших балансов до тех пор, пока непроверенная сумма не станет меньше уровня существенности.

Таблица 7 - Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Проверяемая организация: ООО «Столица» Отчетный период: 2011 год

Секция: расчеты с покупателями и заказчиками

Трудоемкость проверки, всего 630 часов

Трудоемкость проверки секции 20 часов

Состав аудиторской  группы: Кравченко С.В., Радомлин Р.А., Лавров К.А.

Руководитель проверки: Кравченко С.В.

Планируемый аудиторский риск: средний

Планируемый уровень  существенности: 2 028 тыс. руб.

Перечень проверяемых  вопросов

Аудиторские процедуры

Рабочие документы

аудитора

1

Аудит тождественности  показателей бухгалтерской отчетности и

бухгалтерского учета

Сравнение суммы по стр. 230, 240 формы 1, суммы по стр. 610, 620 формы 5

и сальдо по счетам 62, 60 (в  части авансов).

Проверка соответствия данных формы 1 на 31.12.2011 с остатками по счетам 62,60 на 01.01.2011.

Лист контроля № 1

2

Проверка актов сверки расчетов с контрагентами, по наиболее крупным балансам - запросы контрагентам с просьбой подтвердить остатки

Инспектирование актов  сверки, подготовка писем-запросов контрагентам. Письма-запросы подписывает клиент и рассылает от своего имени.

Проверочный лист №1

3

Аудит оформления первичных учетных документов

Проверка актов приемки-передачи, накладных на отгрузку по выборке

РД №1

4

Анализ дебиторской  задолженности по срокам возникновения

Анализ выгрузок по счетам 62,60, изучение условий договоров, выявление  просроченных балансов

Проверочный лист №2

5

Анализ учетной политики на соответствие требованиям законодательства

Анализ учетной политики

РД №2

6

Проверка корректности оформления векселей, принятых в обеспечение  дебиторской задолженности

Сплошная проверка векселей на соответствие требованиям законодательства по их оформлению

Проверочный лист №3

7

Проверка полноты отражения  дебиторской задолженности на конец  периода

Проверка первичных  документов, проведенных за декабрь 2009 и январь 2010 на предмет их отражения  в правильном периоде

РД №3


 

В ООО «Столица» для проверки векселей применялся сплошной метод, для проверки оформления первичных учетных документов - выборка, для выбора контрагентов, которым будут направлены письма-подтверждения - третий метод.

3.3 Итог проведения  аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения

По результатам проверки тождественности показателей бухгалтерской  отчетности и бухгалтерского учета  расхождений выявлено не было.

По результатам проверки актов сверки расчетов с контрагентами расхождений выявлено не было.

Аудит оформления первичных  учетных документов выявил неправильно  оформленные акты (на актах отсутствовали  необходимые печати). Суммы по первичным  документам были сопоставлены с суммами, проведенными в учете. Для этого  были сделаны выгрузки из системы (журнал проводок) и суммы по проводкам были проверены на соответствие первичным документам.

В ООО «Столица» в основном применяются унифицированные формы первичных документов. К неунифицированным формам можно отнести акт приемки-передачи услуг.

Анализ дебиторской  задолженности по срокам возникновения  показал наличие просроченных балансов по нескольким контрагентам. Такая  задолженность не списана, резерв на нее не сформирован ни в бухгалтерском  ни в налоговом учете.

Анализ учетной политики на соответствие требованиям законодательства показал, что учетная политика ООО «Столица» не вполне соответствует требованиям законодательства.

Проверка корректности оформления векселей, принятых в обеспечение  дебиторской задолженности, не выявила никаких нарушений.

Проверка полноты отражения  дебиторской задолженности на конец  периода выявила несколько документов, которые были проведены в январе 2012 года, хотя на самом деле они относились к 2011г.

Все выявленные нарушения  в суммарном выражении нематериальны  и не привели к существенному искажению отчетности. Вместе с тем, при повторении в будущем существующих методологических ошибок сумма искажений может уже оказаться существенной.

Поскольку существенные искажения в отчетности отсутствуют, в части расчетов с покупателями и заказчиками ничто не препятствует выпуску чистого аудиторского заключения.

Аудиторское заключение представляет собой официальный  документ, предназначенный для пользователей  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Форма, состав, обязательные реквизиты и порядок представления  аудиторского заключения установлены  российскими правилами аудиторской  деятельности, в частности Стандартом №6. Данным стандартом также устанавливаются основные виды аудиторских заключений.

В зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности различают следующие типы аудиторских  заключений:

  • безоговорочно-положительные
  • модифицированные

Безоговорочно-положительное заключение не содержит каких-либо замечаний или оговорок и выдается в случае, когда аудитор согласен с тем, что отчетность формирует у пользователей достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Аудиторское заключение является модифицированным, если имеют  место:

  • факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечь внимание к какой-либо информации, раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или выражению отрицательного мнения.

Заключение может быть модифицировано, если нарушен принцип  непрерывности деятельности аудируемого лица.

Аудитор может оказаться  не в состоянии выразить безоговорочно-положительное  мнение, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • ограничен объем работы аудитора
  • имеется разногласие с руководством компании относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, правильности раскрытия информации в отчетности.

В этом случае может быть выражено мнение с оговоркой или  дан отказ от выражения мнения. Также может быть выражено отрицательное  мнение.

Отрицательное мнение выражается только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством весьма существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При выдаче модифицированного  заключения, аудитор должен четко  обосновать причины этого, а также  дать количественную оценку возможного влияния на таких причин на отчетность.

При отсутствии существенных искажений в статьях отчетности ООО «Столица» может претендовать на безоговорочно-положительное аудиторское заключение.

3.4 Выводы и  рекомендации по устранению нарушений

Аудитор обязан довести информацию, полученную по результатам аудита, до сведения руководства и собственников аудируемого лица. К такой информации могут быть отнесены любые сведения, факторы и т.п., привлекшие внимание аудитора и способные повлиять на учет и отчетность.

Все выявленные в процессе аудита ООО «Столица» ошибки не превышают уровня существенности, но тем не менее они отражены в отчетном документе.

Ошибки, допущенные в учете расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М», относятся к разряду методологических. Порядок исправления ошибок в учете и отчетности изложен в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Методы исправления ошибок зависят от того, когда они были обнаружены по отношению к моменту формирования отчетности.

Ошибки, допущенные и  обнаруженные в одном и том  же отчетном периоде, исправляются последним  числом этого отчетного периода. В зависимости от характера ошибки исправления можно внести методом  сторно, дополнительной или обратной записью в бухгалтерском учете.

Ошибки, обнаруженные после  утверждения бухгалтерской отчетности правятся уже в отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором  были обнаружены эти ошибки. Изменения  в утвержденную и представленную пользователям бухгалтерскую отчетность не вносятся. Методы исправления таких ошибок также могут включать сторнировочные записи, дополнительные проводки и т.д.

Ошибки, которые привели  к искажению финансовых результатов  прошлых лет, подлежат обособленному  отражению на счете 91 в составе внереализационных доходов (расходов) как прибыль (убыток), выявленная в отчетном году, но относящаяся к операциям прошлых лет.

В налоговом учете  ошибки, допущенные при исчислении налоговой базы, исправляются путем  подачи уточняющей налоговой декларации.

Ошибки, допущенные и  обнаруженные в одном и том  же отчетном периоде до утверждения  отчетности, могут быть исправлены, в частности, методом сторно.

Предприятию рекомендуется  усилить контроль за соблюдением  предпосылки временной определенности фактов хозяйственной деятельности. С этой целью рекомендуется утвердить формальный график документооборота с тем, чтобы все первичные документы поступали в бухгалтерию без задержек.

Кроме того, руководству  ООО «Столица» необходимо усилить контроль над правильностью оформления первичных документов. В противном случае могут возникнуть разногласия с налоговыми органами в случае камеральной, выездной или встречной проверки.

Рекомендуется также  рассмотреть вопрос прохождения  повышения квалификации персоналом бухгалтерской службы с целью ознакомить работников с порядком применения последних изменений в законодательстве.

Наконец, как уже было отмечено ранее, учетная политика ООО «Столица» не вполне соответствует требованиям нормативных актов. Следовательно, рекомендуется привести ее в соответствие с требованиями нового ПБУ 1/2008.

 

Заключение.

В данной работе были проанализированы теоретические и практические аспекты  бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками  в ООО «Столица».

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками ООО были проанализированы регистры бухгалтерского учета, отчетность, первичная документация, а также система внутреннего контроля предприятия.

В процессе аудита расчетов с покупателями и заказчиками  были выделены этапы планирования, анализа контрольной среды, выполнения процедур по существу, подготовки списка нарушений и рекомендаций по их устранению. Важными аспектами, влияющими на состав и объем аудиторских процедур явились уровень аудиторского риска и расчет показателя существенности.

Эти факторы, равно как  количество операций по расчетам с  покупателями и заказчиками, автоматизированная форма бухгалтерского учета, особенности  документооборота, состояние контрольной  среды определили трудоемкость проверки. В аудиторских фирмах на основании предварительного расчета обычно трудоемкости проверки формируются бюджеты проектов.

В результате аудита расчетов с покупателями и заказчиками  было составлено обоснованное мнение относительно достоверности и полноты  информации о расчетах с покупателями и заказчиками, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней. Балансы дебиторской задолженности предприятия не имеют существенных искажений.

В ходе проверки были выявлены нарушения, нематериальные по отдельности, но в целом свидетельствующие о недостатках системы внутреннего контроля. Несмотря на небольшие суммы ошибок, их наличие и характер необходимо донести до руководства предприятия с тем, чтобы оно могло принять меры по устранению предпосылок для такого рода нарушений в дальнейшем. При более крупных суммах аналогичных ошибок компания могла бы понести потери из-за реализации возросших налоговых рисков.

Следовательно, руководству  предприятия следует более серьезно относится к контролю за правильностью учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Информация о работе Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»